Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только копетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I.Судебная власть в системе органов Российского государства………..3
1.1 Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия………………….5
Глава II. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации:………………………………………………………………………..10
2.1 Конституционный Суд…………………………………………………….17
2.2 Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды…………….22
2.2.1 Корпус мировых судей…………………………………………………..23
2.3 Высший Арбитражный Суд……………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 56.99 Кб (Скачать документ)

            24 декабря 1993 г. Указом Президента  РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным  законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.)

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Конституционный  суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии  Конституции РФ:

  а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  РФ;

  б) конституций республик,  уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и совместному ведению  органов государственной власти  РФ и органов государственной  власти субъектов РФ;

  в) договоров между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ, договоров между  органами государственной власти  субъектов РФ;

  г) не вступивших в силу  международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции: 

  а) между федеральными органами  государственной власти;

  б) между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти РФ;

  в) между высшими государственными  органами субъектов РФ;  

3) по жалобам на нарушения  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции  РФ;

5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения; 

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  РФ, Федеративным договором и  федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции РФ  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, если эти  права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно  вопросы права. Конституционный  Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств  во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или  иных органов. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

  Конституционный Суд РФ согласно  новому законодательству утратил  ряд полномочий, имевшихся у него  ранее. Из компетенции этого  органа исключено рассмотрение  дел о конституционности партий, общественных объединений, действий  и решений всех высших должностных  лиц РФ и ее субъектов, о  даче заключений о наличии  оснований для их отречения  от должности. Теперь нет у  Конституционного Суда и права  давать заключения о наличии  у соответствующих должностных  лиц стойкой неспособности по  состоянию здоровья осуществлять  связанные с их деятельностью  полномочия. По-новому решен ряд  вопросов, связанных с субъектами, которые вправе возбуждать дела  в Конституционном Суде. Ранее  действовавшее законодательство  предоставляло Суду право рассмотрения  вопросов по собственной инициативе. Такая практика имеет место  и в некоторых зарубежных государствах, новое законодательство не предоставляет  Конституционному Суду права  рассмотрения вопросов по собственной  инициативе. Таким образом, обеспечивается  принцип объективности и беспристрастности  в деятельности этого органа. Ранее с запросами в Конституционный  Суд РФ о проверке конституционности  мог обратиться любой депутат  парламента, теперь - пятая часть  состава каждой из палат парламента.

Право возбуждения дел в Конституционном  Суде общественными организациями  ограничивается в настоящее время  лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного Суда.

2.2 Верховный Суд Российской  Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики

Система судов общей  юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды, основным звеном которого являются — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов; средним звеном — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск; высшим звеном — Военная коллегия Верховного суда РФ.

2.2.1Корпус  мировых судей

Потребность иметь отдельных судей, специализирующихся на рассмотрении и разрешении относительно несложных судебных дел, в нашем государстве ощущалась практически постоянно. Временами эта потребность носила весьма острый характер. В период так называемой перестройки, к концу 80-х годов она настолько дала о себе знать, что вынудила даже тогдашних весьма робких реформаторов предпринять определенные шаги, чтобы для осуществления правосудия по разного рода малозначительным делам ввести специализированных судей. И тем самым хоть как-то разгрузить районные (городские) народные суды от нахлынувшего на них потока дел.

Несомненно, речь тогда шла о  введении, а точнее сказать, о возрождении  при советской власти института, подобного дореволюционному российскому  мировому суду. И, по всей видимости, лишь не вполне преодоленное в то время идеологическое табу на некоторые понятия, считавшиеся у нас в свое время не иначе как "буржуазными", помешало назвать такие суды своим именем. У выходцев из прежней партийно-советской номенклатуры, объявивших себя "демократами" и "реформаторами", явно не хватило смелости организовать мировые суды так, как организована мировая юстиция в цивилизованных странах. Принятыми в 1989 году Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ст. 18) мировых судей, должности которых предполагалось учредить при районных (городских) народных судах, предпочли назвать "судьями по административному и исполнительному производству". Но Даже в таком уродливо деформированном виде идее создания в стране Советов квазимировых судей, как известно, не суждено было осуществиться.

К сожалению, у нас в данном случае оказалась закручена сложная  и весьма запутанная бюрократическая законодательная карусель. Вместо системного, комплексного подхода к регулированию организации и деятельности мировых судов по чьей-то непродуманной инициативе принялись решать эти вопросы в отрыве друг от друга. Так, Федеральным Собранием был подготовлен проект федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", однако в том виде он был отклонен Президентом. Так что возрождение мировых судов в стране снова отодвинулось на неопределенный срок.

Когда пришедшие в 1917 году в России к власти большевики сначала приостановили деятельность мировых судей, а затем вообще отказались их возрождать, в этих действиях была, несомненно, определенная логика, хотя она и основывалась на утопии. Истинные большевики, как известно, были твердо уверены, что им доведется жить при коммунизме. А при коммунизме, согласно учению марксизма, вообще никакой государственной власти не будет, а стало быть, не будет и суда. Будет покончено вообще с преступностью, и, прежде всего с частной собственностью, порождающей не только преступность, но и всякого рода судебные тяжбы и правовые конфликты, для решения которых требуются суды. К примеру, разве не из этих или, во всяком случае, не из подобного рода предпосылок исходил тогдашний нарком юстиции РСФСР Д.И. Курский, выдвинувший концепцию "единого народного суда". "Единый народный суд" им и мыслился, прежде всего, как суд, пока необходимый, по его мнению, для борьбы с постоянно идущей на убыль преступностью, а не для разбирательства каких-то там имущественных споров, которые вообще с отменой частной собственности в скором времени должны сами собой исчезнуть... Жизнь, однако, еще до введения нэпа в стране, развеяла эти наивные иллюзии.

С введением нэпа возникла острая необходимость в проведении судебно-правовой реформы. Действовавшая на тот момент инструкция "О народном суде РСФСР" состояла всего из 98 статей, которыми регламентировались не только вопросы судоустройства, но и судопроизводства по уголовным и гражданским делам, а также исполнительное производство. В тот период во главе государства и Наркомюста стояли люди с высшим юридическим образованием, в свое время занимавшиеся адвокатской практикой, которые не могли не понимать, что такое законодательство не обеспечивало надлежащую нормативную базу для деятельности судов. В условиях нэпа суды были буквально "завалены делами", они не справлялись с рассмотрением поступающих уголовных и гражданских дел. И это неудивительно. По статистическим данным Наркомюста, в 1924 году в Советской России число судов было в 5 раз меньше, чем в царской России, и один суд приходился на 1600 квадратных верст.

Народные суды в Советской России были в основном сосредоточены в  уездных городах и практически  отсутствовали в сельской местности. Если принять во внимание, что подавляющее большинство населения в России проживало в сельской местности, то будет ясно, что большинству населения советская власть отказала в правосудии.

Такая же ситуация сохраняется и  поныне. Народные суды сосредоточены в основном в районных центрах, они, как и прежде, малочисленны. С учетом обширности нашей территории напрашивается весьма неутешительный вывод.

Для сравнения следует привести следующие данные. На момент октябрьского переворота в России было 12 755 мировых и волостных судов. Они широкой сетью покрывали всю территорию империи. Такое значительное число судов позволяло практически решить задачу приближения местного суда к населению, обеспечивая тем самым все слои общества равными правами на судебную защиту. На 1924 год в России имелось всего 2555 участковых народных судов. Естественно, что такое количество судов не справлялось с рассмотрением уголовных и гражданских дел. Чтобы как-то разрешить складывающуюся ситуацию, в 1922 году под лозунгом смычки города и деревни в Москве был проведен эксперимент, в соответствии, с которым органы милиции были наделены судебными полномочиями. Им передавались на рассмотрение дела по малозначительным преступлениям. В 1922 году было рассмотрено 19 тыс. таких материалов, а в 1924 году — уже 47 тыс. Упрощение коснулось и гражданского судопроизводства, например споры о взыскании налогов передавались на рассмотрение административным органам.

Таким образом, столкнувшись с необходимостью быстрого разрешения малозначительных уголовных и гражданских дел в угоду политической резолюции об учреждении в стране единого народного суда, исключающего в своей концепции мировую юстицию, большевистский режим возродил в сфере правосудия так называемый судебно-полицейский сокращенный порядок производства, существовавший в России до 1864 года, порядок, когда функции местного суда по отправлению правосудия по малозначительным правонарушениям осуществляли органы полиции.

В связи с подготовкой региональных законодательных актов о мировых судьях есть необходимость определить ряд положений, которые требуют своего правового закрепления и обоснования на региональном уровне.

Видимо, при подготовке актов субъектов  Российской Федерации следует учесть нормы не только Федерального закона от 17 декабря 1998г. "О мировых судьях в Российской Федерации", но и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", а также Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации". При установлении материально-технического обеспечения должны быть также учтены и конституционные нормы о распределении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации и их законодательство о государственной службе. Статус мировых судей должен быть определен исходя из единства правового статуса всех судей и единства судебной системы России, закрепленных в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".

Федеральный закон "О мировых  судьях в Российской Федерации" закрепляет, что региональным законодательством устанавливаются порядок наделения полномочиями мировых судей, определяются требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, параметры установления численности судебных участков, а также материальные и социальные гарантии деятельности судей, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения. Принимая во внимание, что мировые судьи, имея единый статус с федеральными судьями, в то же время являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации, представляется необходимым на региональном уровне закрепить их категорию как государственных служащих субъектов Федераций. При этом с учетом положений Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" мировых судей необходимо отнести к государственным служащим категории "А" субъектов Российской Федерации и распространить на них дополнительные социальные гарантии и материальное обеспечение, предусмотренные региональным законодательством о государственной службе.

Независимость судей и  их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловлены порядком наделения и сроком их полномочий.

Наиболее демократичным  является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием, как правило, на альтернативной основе, который должен быть установлен отдельным законом субъекта Федерации (как это было предусмотрено Концепцией судебной реформы). В данном случае мировые судьи приобретают власть вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка. Обеспечение самостоятельности и независимости мировому судье необходимо в связи с тем, что предоставленное ему право единолично рассматривать уголовные, гражданские и административные дела и осуществлять другие подобные полномочия делает его одним из основных звеньев судебной системы, наиболее приближенным к населению, призванным охранять его права и законные интересы. Избрание мирового судьи непосредственно населением обеспечит его авторитет и независимость от местных органов государственной власти и управления, а также участие и контроль населения в формировании судебных кадров.

Информация о работе Судебная система РФ