Прокурорский надзор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:54, курсовая работа

Описание

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры 5
Глава 2. Процессуальный статус прокурора 10
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 10
2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 12
2.3 Участие прокурора в судебном следствии 22
Глава 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по УПП.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

     Уполномоченный  прокурор вправе, не дожидаясь поступления  к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими  оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности34.

     Таким образом, полномочия прокурора по надзору  за ОРД можно разделить на пять групп:

     1. Полномочия, урегулированные правовыми  нормами института прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Данные полномочия прокурора закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которым прокурор вправе:

     - беспрепятственно входить на  территорию и в помещения органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельностью, при предъявлении служебного удостоверения;

     - получать доступ (при наличии  соответствующего допуска к сведениям  и материалам, составляющим государственную  тайну) к их документам и  материалам, в том числе ведомственным правовым нормативным актам, регулирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности;

     - проверять исполнение законов  и ведомственных правовых нормативных  актов в связи с поступившей  в органы прокуратуры информацией  о фактах нарушения;

     - требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

     - возбуждать производство об административных  правонарушениях;

     - требовать привлечения лиц, нарушивших  закон, к иной установленной законом ответственности;

     - делать предостережения о недопустимости  нарушения закона должностным  лицам органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность;

     - опротестовывать противоречащие  закону правовые акты органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Например, постановления о заведении дел оперативного учета; постановления о продлении сроков производства оперативной проверки (разработки); постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий; постановления о возбуждении ходатайств о даче разрешений на прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; постановления о прекращении дел оперативного учета; постановления о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (судье);

     - вносить представления об устранении  нарушений закона в органы, осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность.

     Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства35.

     2. Полномочия, урегулированные правовыми  нормами института прокурорского  надзора за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре):

     - право рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина;

     - право разъяснять пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод;

     - принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

     3. Полномочия, урегулированные правыми  нормами института прокурорского  надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре):

     4. Полномочия, урегулированные правыми  нормами института прокурорского  надзора за законностью судебных  постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона  о прокуратуре).

     Прокурор  имеет право:

     - участвовать в рассмотрении судом  жалоб граждан на нарушения их прав и свобод, допущенных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

     - участвовать в рассмотрении судьей  ходатайств органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение  конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);

     - предъявлять в суды общей юрисдикции  и арбитражные суды иски, как в интересах граждан, так и в интересах предприятий, учреждений, организаций;

     - приносить кассационные и частные  протесты на незаконные или  необоснованные решения, приговоры,  определения суда или постановления  судьи;

     - истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу36.

     5. Полномочия, урегулированные иными  правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

     Прокурор  вправе проверять:

     а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения  и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;

     б) законность и обоснованность решений  о проведении или прекращении  оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий  и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

     в) соблюдение обязательности регистрации  дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;

     г) соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и  технических средств, наносящих  ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

     д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения  о заведении, продлении сроков и  прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

     е) соблюдение определенного Федеральным  законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;

     ж) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.

     Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

     з) своевременность уведомления судей  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме37.

     К полномочиям прокурора при осуществлении  им проверки и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

     1) ознакомление с документами, содержащими  сведения об основаниях, порядке  и объективности проведения ОРМ;

     2) дача письменных указаний об  осуществлении по уголовным делам  оперативно-розыскных мероприятий,  расширении их комплекса либо  требования их прекращения;

     3) отмена необоснованных постановлений  органа дознания, следователя о  возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

     4) направление в суд жалоб, проверка  которых относится к исключительной  компетенции судей;

     5) требование письменных объяснений  от должностных лиц, осуществляющих  ОРД и допускающих нарушение  закона при проведении ОРМ;

     6) опротестование противоречащих  закону приказов и указаний  руководителей органов, осуществляющих  ОРД;

     7) внесение представлений по поводу  выявленных нарушений закона  должностными лицами этих органов  с выражением требования отстранения  их от дальнейшего ведения оперативных разработок;

     8) при обнаружении признаков преступления  проведение проверок в соответствии  с требованиями ст. 144 УПК РФ  и принятие соответствующих решений  (п. 9 Приказа Генерального прокурора  № 207).

     Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности. 

 

Заключение 

     В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, пришли к следующим выводам:

     Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

     Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность, рассмотренные в данной работе.

     Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.

     Уголовное преследование прокуратуры - это  процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение  к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Информация о работе Прокурорский надзор в уголовном процессе