Предупреждение коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования – проанализировать явление коррупции и методы его предупреждения в зарубежных странах и в Российской федерации. Задачи, поставленные нами таковы:
* рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, найти наиболее точное определение, выявить основные формы и виды коррупции;
* проанализировать генезис и формирование коррупции в Российской Федерации с момента ее становления как самостоятельного независимого государства, выявить основные проблемы борьбы с противозаконным использованием служебного положения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Коррупция как социально-историческое явление
1.1. Понятие коррупции………………………………………………………………………..5
2.1. Виды и формы проявления коррупции………………………………………………...8
Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации
с 1991 г. по настоящее время
2.1. Коррупция в Российской Федерации.………………………………………………….12
2.2. Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти.....................................................15
Глава 3. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления:
опыт зарубежных стран и российские перспективы
3.1 Антикоррупционная политика в зарубежных странах и РФ………………………..18
3.2. Механизмы предупреждения коррупции в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

0248600_5B49B_preduprezhdenie_korrupcii_v_apparate_gosudarstvennogo_upravl.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

2. Реализация  системы мер, направленных на  совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий;

б) реализацию прав граждан на получение достоверной  информации, повышение независимости средств массовой информации;

в) создание системы  контроля деятельности государственных  и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;

г) сокращение излишней численности государственных и  муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объёма и результатов работы;

д) повышение  ответственности федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

е) разработку и  внедрение стандартов государственных  услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) выработку  оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

3. Рассмотрение  вопроса о целесообразности создания  в составе кадровых служб федеральных  государственных органов (кроме  федеральных органов исполнительной  власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:

а) обеспечение  соблюдения государственными служащими  общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;

б) обеспечение  деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

в) принятие мер  по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода  государственного служащего с государственной службы;

г) оказание консультативной  помощи по вопросам, связанным с  применением на практике общих принципов  служебного поведения государственных  служащих;

д) обеспечение  реализации обязанности государственных  служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

е) проведение служебных  расследований случаев коррупционных  проявлений;

ж) взаимодействие с правоохранительными органами.

4. Разработка  методики оценки эффективности  внутренних систем выявления  и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований.

5. На основе  изучения существующего механизма  учёта интересов политических  партий, социальных групп, юридических и физических лиц при разработке федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность.

6. Рассмотрение  вопроса о целесообразности обязательного  страхования рисков социального характера (обязательное медицинское страхование, страхование ответственности).

7. Повышение  качества и оперативности оказания  наиболее социально значимых услуг, в частности путём применения системы «одного окна» и электронного обмена информацией.

8. Решение вопроса  о порядке передачи в доверительное  управление принадлежащих государственным служащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.

Помимо указанных  выше, предлагаются меры по улучшению  подготовки юридических кадров и конкретные указания Государственной Думе, Генеральному Прокурору и другим высшим чиновникам по внедрению президентского Плана в жизнь. Прилагается список законопроектов и поправок в законы, которые необходимо принять в целях реализации Плана.

В настоящее  время происходит внедрение данного  Национального плана. Результаты и перемены, которые должны последовать, вероятно, станут очевидными в ближайшие годы и десятилетия. В текущий момент оценить практическую эффективность предложенных мер представляется невозможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Рассмотрение  проблем предупреждения коррупции  в аппарате государственного управления позволило нам прийти к следующим выводам.

В настоящее  время назрела необходимость  создания обоснованных критериев изменения структуры органов исполнительной власти, поскольку их отсутствие в современный период создает возможность для корыстного лоббирования со стороны тех или иных олигархических групп, принятия соответствующих решений должностными лицами структурных подразделений органов исполнительной власти.

Необходимо  также создание эффективного механизма четкого разграничения функций принятия решений, их реализации, контроля и предоставления услуг. Данная мера, на мой взгляд, как никакая другая будет способствовать предупреждению и пресечению коррупции в государственном аппарате.

Представляется  чрезвычайно важным скорейшее создание условий, ограничивающих возможность произвольной деятельности структурных подразделений и должностных лиц органов исполнительной власти, а именно ускорение принятия Федерального закона "Об административных процедурах". Данный акт поможет создать кодифицированную систему процедур подготовки и принятия административных решений, а также будет способствовать совершенствованию иной административной деятельности.

Необходимо внесение изменений и дополнении в законодательство, которые будут направлены на снижение применения разрешительного принципа в различных его формах, а где он сохраняется - создание прозрачности при принятии решений (в частности, при лицензировании, сертификации, регистрации и т.д.). Как показывает практика, коррупцию в сфере исполнительной власти порождает большое количество запретов, различного рода разрешительных процедур, не всегда оправданных. Неэффективное, а порой и полное отсутствие механизма правовой защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, контактирующих с представителями государства, также способствует разрастанию коррупции в государственном аппарате.

С целью минимизации коррупции в системе исполнительной власти необходимо снижение, насколько это окажется возможным, принятия подзаконных нормативных правовых актов. Для этого необходимо установить законодательные критерии для их принятия. Помимо этого, надо уменьшить количество принимаемых федеральных законов с бланкетными нормами, осуществить максимально полную и комплексную кодификацию подзаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц.

Одним из факторов распространения коррупции в системе органов исполнительной власти и государственной службы Российской Федерации является сложность структуры органов исполнительной власти, наличие множества формализованных процедур, которые созданы самими государственными служащими, неэффективность, а порой и полное отсутствие внутриорганизационного и внешнего контроля за деятельностью государственных служащих. Как показывает практика, в современный период отсутствует комплексный контроль за служебной деятельностью государственных служащих, зачастую отсутствует более или менее четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение служебных обязанностей государственных служащих. В связи с этим отграничить организационные проблемы, вызванные несовершенством действующего законодательства от действий, стимулирующих коррупционное поведение физических и юридических лиц, практически невозможно.

В целях совершенствования организации и деятельности органов исполнительной власти представляется необходимым предусмотреть разделение выполняемых государственными служащими своих служебных функций: нормативно - правовых, регулятивных, административно-распорядительных, разрешительных, контрольных, аналитических и т.д. Целесообразно провести правовую регламентацию подвидов государственной службы в государственных органах, и прежде всего в органах исполнительной власти, путем выделения функций: юридической, экономической, социологической, кадровой, общеадминистративной, более четко предусмотреть разделение и специализацию труда в аппарате исполнительной власти, закрепив за государственными служащими по подразделениям определенные виды деятельности или объекты управления. Правовое регулирование должно быть системным, охватывать не отдельные сектора, а включить государственный механизм в целом.

Предложенный  Президентом РФ «Национальный план противодействия коррупции» в настоящее время находится на стадии внедрения, и последствия его реализации, как предполагается, станут очевидными в ближайшие годы. На данном этапе коррупция, к сожалению, по-прежнему охватывает все органы государственного управления, и борьба с ней по-прежнему представляется весьма трудной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Актуальные проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации / Колл. авт. – М., 2007.
  2. Аринин А.Н. Борьба с коррупцией – это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации // Защита прав и свобод человека: Материалы научно-практ. конф. Волгоград, 2005.
  3. Аслаханов А.Д. Особенности российской коррупции. – М., 2008.
  4. Белов С.В. Коррупция в современной России: к методологии подхода // Борьба с коррупцией в России. Возможности и перспективы. – Нижний Новгород, 2008.
  5. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально-  
    экономические и правовые аспекты. – М., 2008.
  6. Борьба с коррупцией в России. Совет по внешней и оборонной политике. Круглый стол. – М., 2007. 84 с.
  7. Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки. – 1999. - № 1.
  8. Гаухман Л.Д. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2006. № 12. 40 - 53 с.
  9. Гриненко А.В. Международный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией // Коррупция и борьба с ней. – М., 2000. 120 – 141
  10. Иванова С.А., Благина О.А., Кодан С.В., Тараборин Р.С., КудашевС.М. Проблемы коррупции в государственных органах: технологии противодействия // Чиновник. – 2006 - №6 (34). – С.46 – 52.
  11. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. – Нижнекамск: Гузель, 1995.
  12. Касаткин Ю.П. Коррупция: понятие, меры предупреждения и ответственность. – М., 2004.
  13. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы РФ. – М., 2007.
  14. Луткова О.В. Российская Федерация в борьбе с коррупцией: проблемы и пути преодоления // Борьба с коррупцией в России. Возможности и перспективы. – Нижний Новгород, 2008. С.43 – 56.
  15. Михайлов Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) // Вопросы истории. - 1994. - № 5.
  16. Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005 гг.). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.ю.н. М., 2006.
  17. Отчет Всемирного банка о мировом развитии / Под общ. ред. Д. Тушунова. Пер. с англ. Н. Сухова. – М., 1997.
  18. Экономические и социальные проблемы Российской Федерации. Социально-экономические аспекты коррупции. В 2-х ч. – М.: ИНИОН РАН, 1998.

1 Экономические и социальные проблемы Российской Федерации. Социально-экономические аспекты коррупции. В 2-х ч. – М.: ИНИОН РАН, 1998. - С.15.

2 Юридическая энциклопедия. 2-ое изд. перераб. – М.: Зерцало, 2003.

3 Отчет Всемирного банка о мировом развитии / Под общ. ред. Д. Тушунова. Пер. с англ. Н. Сухова. – М.: Прайм-Тасс, 1997.

4 Криминология / Под ред. А.И. Долговой. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5 Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. – М.: МГУ, 1994.

6 Михайлов Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) // Вопросы истории. - 1994. - № 5.

7 Джонстон М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции // Международное жюри социальных наук. – Париж, - 1997. - № 16.

8 Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. – Нижнекамск: Гузель, 1995.

9 Сатаров Г.А. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 19.02 1998.

10 Основы борьбы с организованной преступностью: Монография / Под ред. В.С. Овчинского. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11 Кирпичников А. Это модное слово «коррупция» // Российская провинция. – Набережные Челны, - 1995. - №5.

12 Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки. – 1999. - № 1.

13 Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. 2-ое изд. перераб. – СПб.: ИНФРА-М, 2003. С. 190 – 191.

14 Информационный бюллетень Государственной Думы ФС РФ. 1998. № 10. С. 3.

15 Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: аксиологическая феменология отчуждения // Юридический мир. 2001. № 5. С. 13.

16 Горный М.Б. Роль законодательства в процессе борьбы с коррупцией. Центр «Стратегия». www.strategy.spb.osi.ru.

17 Панов Н.И., Герасина Л.Н. «Социальная мимикрия» коррупции: политико-правовой дискурс // Право и политика. 2000. № 8. С. 22.

18 Римский В.Л. Потери от коррупции. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / Гуманитарно-политологический Центр «Стратегия». СПб., 2000. С. 18.

19 Heidenheimer A., Johnston M., Le Vine V. (Eds.) Political Corruption: A Handbook. New-Brunswick, 1989. Политическая коррупция: справочник.

20 Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005 гг.). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.ю.н. М., 2006. С. 12.

21 Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан: учебное пособие. Под ред. Е.О. Алауханова – Алматы: 2008 г. Несмотря на то, что автор в своем исследовании исходит из реалий Республики Казахстан, его выводы, на наш взгляд, применимы к ситуации в РФ.

22 http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857.shtml


Информация о работе Предупреждение коррупции