индивидуальной 
защиты, связи и 
оповещения об опасности.
    Реализации 
рассматриваемой меры безопасности посвящены 
п. 8 - 10 Правил применения отдельных мер 
безопасности в отношении потерпевших, 
свидетелей и иных участников уголовного 
судопроизводства, утвержденных Постановлением 
Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630.В 
пункте 10 приложения 1 
к Государственной программе "Обеспечение 
безопасности потерпевших, 
свидетелей и иных участников 
уголовного судопроизводства 
на 2006 - 2008 годы" предусматривается, 
что МВД России должно создать устройство 
постоянной готовности для активной обороны 
и подачи сигналов в случае попытки насильственных 
действий в отношении защищаемых лиц.
    Интересно 
отметить, что в перечне специальных 
средств, которые могут выдаваться 
защищаемому лицу, указываются бронежилет, 
электрошоковое устройство и аэрозольный 
распылитель с раздражающим составом. 
В соответствии с п. 1 
ст. 3 Федерального закона 
от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об 
оружии"17 последние 
две разновидности специальных средств 
относятся к гражданскому оружию (оружие 
самообороны). Однако такое оружие, кроме 
того, включает в себя огнестрельное гладкоствольное 
длинноствольное оружие, в том числе с 
патронами травматического действия; 
огнестрельное бесствольное оружие отечественного 
производства с патронами травматического, 
газового и светозвукового действия, газовые 
пистолеты и револьверы. Данные виды оружия 
самообороны не названы в Постановлении 
Правительства РФ. 
 
  - Статья 
  9. Обеспечение конфиденциальности 
  сведений о защищаемом 
  лице.
 
 Государственная 
защита участников уголовного 
судопроизводства вызывает необходимость 
обеспечения конфиденциальности сведений 
о защищаемом лице. Реализации этого положения 
и посвящена комментируемая статья.
    Представляется, 
что в данном случае (до принятия 
специальных нормативных правовых 
актов органами, уполномоченными 
осуществлять государственную защиту) 
можно руководствоваться порядком применения 
аналогичной меры безопасности в отношении 
судей, должностных лиц правоохранительных 
и контролирующих органов. Приказом 
МВД России от 20 декабря 1995 
г. N 483 "О мерах по 
реализации Федерального 
закона "О государственной 
защите судей, должностных 
лиц правоохранительных 
и контролирующих органов"18 
была утверждена Временная инструкция 
о порядке обеспечения государственной 
защиты судей, должностных лиц правоохранительных 
и контролирующих органов. В ней достаточно 
четко регламентирована процедура обеспечения 
конфиденциальности сведений .В 
данном случае в п. 4.6 
Временной инструкции устанавливается 
порядок замены не только государственных 
регистрационных знаков транспортных 
средств защищаемых лиц, но и регистрационных 
документов транспортных средств, а также 
водительских удостоверений. В Законе 
же N 119-ФЗ замена водительских удостоверений 
как разновидность иных документов защищаемых 
лиц относится к мере безопасности, предусмотренной 
в ч. 4 ст. 10.
    Кроме 
того, интересно отметить, что в соответствии 
с п. 4.6.2 Временной инструкции расходы, 
связанные с заменой государственных 
регистрационных знаков транспортных 
средств, регистрационных и водительских 
документов, возмещаются защищаемым лицам. 
Представляется, что государство в лице 
соответствующих органов должно не возмещать 
расходы, а изначально их осуществлять, 
не вовлекая в этот процесс защищаемых 
лиц. То же самое касается возможности 
изменения номера телефона.
    В 
части 3 ст. 28 Закона N 119-ФЗ подчеркивается, 
что расходы, связанные с обеспечением 
государственной защиты, не могут быть 
возложены на защищаемое лицо. Конфиденциальность 
сведений должна соблюдаться и при замене 
документов защищаемых лиц. 
  - Статья 
  10. Переселение на другое 
  место жительства, замена 
  документов, изменение 
  внешности защищаемого 
  лица. Меры безопасности, предусмотренные 
  данной статьей, относятся к числу наиболее 
  сложных и дорогостоящих. Поэтому законодатель 
  специально указал, что они могут применяться 
  только в особых случаях, когда иными мерами 
  невозможно добиться реальной защиты 
  участников уголовного судопроизводства. 
  Защищаемое лицо может быть временно или 
  постоянно переселено на другое место 
  жительства. В Правилах применения отдельных 
  мер безопасности в отношении потерпевших, 
  свидетелей и иных участников уголовного 
  судопроизводства Правительство РФ не 
  раскрывает особенностей применения этой 
  меры безопасности. Поэтому в данном случае 
  можно обратиться к уже называвшейся Временной 
  инструкции о порядке обеспечения государственной 
  защиты судей, должностных лиц правоохранительных 
  и контролирующих органов. Вместе с тем 
  следует иметь в виду, что перечень органов, 
  на которые возложено исполнение мер безопасности 
  в соответствии с Законом, шире, чем в приведенной 
  Инструкции. Кроме того, в соответствии 
  с п. 14 приложения N 1 
  к Государственной программе "Обеспечение 
  безопасности потерпевших, 
  свидетелей и иных участников 
  уголовного судопроизводства 
  на 2006 - 2008 годы" 
  для осуществления этой меры объемы финансирования 
  определяются ежегодно Минэкономразвития 
  России по представлению федеральных 
  органов власти - участников Программы. 
  Предусматривая возможность переселения 
  на другое постоянное место жительства, 
  законодатель вместе с тем не оговаривает, 
  что происходит с прежним жилищем защищаемого 
  лица (видимо, оно должно переходить в 
  государственную собственность), не уточняет, 
  какое новое жилище должно приобретаться 
  за счет средств федерального бюджета 
  (аналогичное прежнему, равноценное и 
  т.п.). Безусловным является лишь то, что 
  в соответствии с 
  ч. 2 ст. 16 Закона меры безопасности 
  применяются с согласия защищаемого лица. 
  В исключительных случаях, круг которых 
  не уточняется, документы защищаемого 
  лица могут быть заменены. Порядок такой 
  замены регламентируется в Постановлении 
  Правительства РФ от 27 
  октября 2006 г. N 630 "Об 
  утверждении Правил 
  применения отдельных 
  мер безопасности в 
  отношении потерпевших, 
  свидетелей и иных участников 
  уголовного судопроизводства".Необходимо 
  отметить, что процедура замены документов 
  защищаемого лица не детализирована. Вместе 
  с тем аналогичная процедура в отношении 
  судей, должностных лиц правоохранительных 
  и контролирующих органов конкретизирована 
  ведомственным нормативным актом. Представляется, 
  что в данном случае, но с учетом положений 
  Закона N 119-ФЗ, в силу одинаковости рассматриваемой 
  меры безопасности можно сослаться на 
  порядок ее применения к названным лицам.
 
 
  - Статья 
  11. Изменение места 
  работы (службы) или 
  учебы защищаемого 
  лица.  Особенности применения 
  этой меры безопасности раскрываются 
  в п. 14 Правил применения отдельных мер 
  безопасности в отношении потерпевших, 
  свидетелей и иных участников уголовного 
  судопроизводства. Место работы изменяется 
  в соответствии с 
  Трудовым кодексом РФ, 
  в частности с учетом 
  положений его гл. 12 
  и др. Трудовое законодательство, 
  кроме того, включает в себя иные федеральные 
  законы и законы субъектов РФ, содержащие 
  нормы трудового права. Законодательство 
  о государственной службе, прежде всего, 
  представлено Федеральными 
  законами от 27 мая 2003 
  г. N 58-ФЗ "О системе 
  государственной службы 
  Российской Федерации"19, 
  от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О 
  государственной гражданской 
  службе Российской Федерации" 
  20. Необходимо также отметить, что в 
  п. 14 Правил применения отдельных мер безопасности 
  в отношении потерпевших, свидетелей и 
  иных участников уголовного судопроизводства 
  не упоминается муниципальная служба, 
  законодательство о которой следует учитывать 
  при изменении места службы. В частности, 
  следует назвать Федеральный 
  закон от 8 января 1998 
  г. N 8-ФЗ "Об основах 
  муниципальной службы 
  в Российской Федерации"21На 
  основании ч. 6 ст. 16 
  Федерального закона 
  от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О 
  высшем и послевузовском 
  профессиональном образовании" 
  "студентам высших учебных заведений 
  гарантируется свобода перехода в другое 
  высшее учебное заведение в порядке, установленном 
  федеральным государственным органом 
  управления образованием. При переходе 
  из одного высшего учебного заведения 
  в другое за студентом сохраняются все 
  права как за обучающимся впервые на данной 
  ступени высшего профессионального образования" 
  22.
 
 
  - Статья 
  12. Временное помещение 
  защищаемого лица 
  в безопасное место. Следует 
  отметить, что применение предусмотренной 
  в данной статье мер безопасности, как 
  и ранее рассмотренных, должно основываться 
  на положениях, указанных в 
  ч. 2 и 3 ст. 16 Закона N 119-ФЗ. Эта мера 
  безопасности отличается от переселения 
  защищаемого лица на другое временное 
  место жительства. При этом срок помещения 
  в безопасное место не уточняется, что 
  несколько размывает такое отличие. 
  В Законе N 119-ФЗ не раскрывается 
  понятие "безопасное 
  место". Вместе с тем аналогичная 
  мера безопасности в отношении судей, 
  должностных лиц правоохранительных и 
  контролирующих органов конкретизируется.
 
             
В случае если меры безопасности 
не дали результатов и защищаемому лицу 
был причинен физический вред либо оно 
погибло (умерло), статья 15 
ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, 
СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВУГОЛОВНОГО 
СУДОПРОИЗВОДСТВА", 
устанавливает основные принципы 
и меры социальной поддержки. В соответствии 
с данной статьей меры социальной поддержки 
касаются лишь лиц, участвовавших и (или) 
участвующих в уголовном судопроизводстве. 
К сожалению, законодатель обошел вниманием 
лиц, которые согласно 
ч. 3 ст. 2 Закона N 119-ФЗ 
также имеют статус защищаемых лиц 
(близкие родственники, родственники и 
близкие лица, противоправное посягательство 
на которых оказывается в целях воздействия 
на лиц, указанных в ч. 1 
и 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ). ФЗ.
                    
Устанавливается обязательное наличие 
связи между причинением защищаемому 
лицу вреда и его участием в уголовном 
судопроизводстве. Идея понятна: защищаемое 
лицо, получившее физические повреждения 
не в связи с участием в уголовном судопроизводстве 
по данному делу (например, подверглось 
хулиганскому нападению на улице; поскользнулось 
и получило перелом руки и т.п.), не получает 
права на социальную поддержку в рамках 
Закона N 119-ФЗ. Однако, как представляется, 
законодатель не вполне точно выразил 
свою мысль. Так, защищаемое лицо, участвовавшее 
в проверке показаний на месте, получает 
вред здоровью вследствие случайного 
обрушения кровли помещения, где проводилось 
следственное действие. 
                       
Имущественный вред, причиненный защищаемому 
лицу в связи с его участием в уголовном 
судопроизводстве, возмещается за счет 
средств федерального бюджета и иных предусмотренных 
законодательством финансовых источников. 
В случае установления лиц, виновных в 
причинении имущественного ущерба, государство 
в порядке регрессного иска взыскивает 
с них выплаченную сумму. Представляется, 
что виновность в данном случае должна 
быть установлена приговором суда.
    Моральный 
вред, причиненный защищаемому лицу, 
не компенсируется государством. В 
данном случае требование о возмещении 
возможно в порядке гражданского 
судопроизводства с конкретного лица, 
которое причинило, по мнению истца, данный 
вред.
     
Выделяются три вида 
последствий причинения 
защищаемому лицу физического 
вреда:
  - смерть лица;
 
  - вред здоровью, 
  повлекший получение инвалидности (I, II 
  или III степени);
 
  - вред здоровью, 
  не повлекший получения инвалидности.
 
    В 
каждом из указанных случаев предусмотрено 
единовременное пособие . Кроме того, в 
первом и во втором случаях назначаются 
государственные пенсии - по потере кормильца 
и по инвалидности соответственно. Порядок 
выплаты единовременных пособий, содержится 
в ст. 19 Закона N 119-ФЗ, 
а также конкретизируется 
Постановлением Правительства 
РФ от 11 ноября 2006 г. N 664 "Об 
утверждении Правил 
выплаты единовременных 
пособий потерпевшим, 
свидетелям и иным участникам 
уголовного судопроизводства, 
в отношении которых 
в установленном порядке 
принято решение об 
осуществлении государственной 
защиты" 
Приложение 
3: ПОСТАНОВЛЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)о 
применении мер социальной 
поддержки 
 
         
Потерпевшему обеспечивается возмещение 
имущественного вреда, причиненного преступлением, 
а также расходов, понесенных в связи с 
его участием в уголовном процессе. Возмещение 
имущественного вреда, причиненного преступлением, 
реализуется путем заявления гражданского 
иска (ст. 44 УПК), возвращения потерпевшему 
предметов и имущества, признанных вещественными 
доказательствами по делу (п. 6 ч. 3 ст. 81 
УПК), а также добровольного возмещения 
виновным имущественного ущерба и морального 
вреда, причиненных в результате преступления 
(п. "к" ст. 61 УК). В целях реализации 
ч. 1 ст. 48 Конституции РФ впервые в уголовно-процессуальном 
законодательстве сформулирована норма, 
позволяющая потерпевшему возместить 
свои расходы на представителя (ч. 3 ст. 
42 УПК), что реально уравнивает его в праве 
на юридическую помощь (в том числе - бесплатную) 
с обвиняемым. Расходы, понесенные потерпевшим 
в связи с участием в производстве по уголовному 
делу, возмещаются в соответствии с Инструкцией 
о порядке и размерах возмещения расходов 
и выплаты вознаграждения лицам в связи 
с их вызовом в органы дознания, предварительного 
следствия, прокуратуру или в суд. Виды 
расходов, подлежащих возмещению, перечислены 
в ст. 131 УПК.
    Лицо, 
которому преступлением причинен моральный, 
физический или имущественный вред, 
вправе также предъявить гражданский 
иск о компенсации в денежной форме морального 
вреда, независимо от возмещения имущественного 
вреда. При определении размера компенсации 
морального вреда (в соответствии со ст. 
ст. 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ) необходимо учитывать: 
характер причиненных потерпевшему физических 
и нравственных страданий, связанных с 
его индивидуальными особенностями; степень 
вины подсудимого; материальное положение 
подсудимого; другие конкретные обстоятельства 
дела, влияющие на решение по иску.