Потерпевший в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы считаю, как можно доскональнее изучить и проанализировать положения Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральных законов, Инструкций, Приказов, научных трудов и статей авторов, комментариев, судебной практики, учебной и периодической литературы, содержащих сведения об участии потерпевшего в уголовном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
I.ПОТЕРПЕВШИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………….………………5
II.ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОТЕРПЕВШЕГО…….8
III.ПРАВА И ОБЯЗАНННОСТИ ПОТЕРПЕВШЕГО
3.1 .Права потерпевшего………………………………………………………..15
3.2.Обязанности потерпевшего………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………………53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….59

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

индивидуальной  защиты, связи и  оповещения об опасности.

    Реализации  рассматриваемой меры безопасности посвящены п. 8 - 10 Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630.В пункте 10 приложения 1 к Государственной программе "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы" предусматривается, что МВД России должно создать устройство постоянной готовности для активной обороны и подачи сигналов в случае попытки насильственных действий в отношении защищаемых лиц.

    Интересно отметить, что в перечне специальных  средств, которые могут выдаваться защищаемому лицу, указываются бронежилет, электрошоковое устройство и аэрозольный  распылитель с раздражающим составом. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"17 последние две разновидности специальных средств относятся к гражданскому оружию (оружие самообороны). Однако такое оружие, кроме того, включает в себя огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, газовые пистолеты и револьверы. Данные виды оружия самообороны не названы в Постановлении Правительства РФ. 
 

  • Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

 Государственная  защита участников уголовного  судопроизводства вызывает необходимость обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Реализации этого положения и посвящена комментируемая статья.

    Представляется, что в данном случае (до принятия специальных нормативных правовых актов органами, уполномоченными  осуществлять государственную защиту) можно руководствоваться порядком применения аналогичной меры безопасности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. N 483 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"18 была утверждена Временная инструкция о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. В ней достаточно четко регламентирована процедура обеспечения конфиденциальности сведений .В данном случае в п. 4.6 Временной инструкции устанавливается порядок замены не только государственных регистрационных знаков транспортных средств защищаемых лиц, но и регистрационных документов транспортных средств, а также водительских удостоверений. В Законе же N 119-ФЗ замена водительских удостоверений как разновидность иных документов защищаемых лиц относится к мере безопасности, предусмотренной в ч. 4 ст. 10.

    Кроме того, интересно отметить, что в соответствии с п. 4.6.2 Временной инструкции расходы, связанные с заменой государственных регистрационных знаков транспортных средств, регистрационных и водительских документов, возмещаются защищаемым лицам. Представляется, что государство в лице соответствующих органов должно не возмещать расходы, а изначально их осуществлять, не вовлекая в этот процесс защищаемых лиц. То же самое касается возможности изменения номера телефона.

    В части 3 ст. 28 Закона N 119-ФЗ подчеркивается, что расходы, связанные с обеспечением государственной защиты, не могут быть возложены на защищаемое лицо. Конфиденциальность сведений должна соблюдаться и при замене документов защищаемых лиц.

  • Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица. Меры безопасности, предусмотренные данной статьей, относятся к числу наиболее сложных и дорогостоящих. Поэтому законодатель специально указал, что они могут применяться только в особых случаях, когда иными мерами невозможно добиться реальной защиты участников уголовного судопроизводства. Защищаемое лицо может быть временно или постоянно переселено на другое место жительства. В Правилах применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства Правительство РФ не раскрывает особенностей применения этой меры безопасности. Поэтому в данном случае можно обратиться к уже называвшейся Временной инструкции о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Вместе с тем следует иметь в виду, что перечень органов, на которые возложено исполнение мер безопасности в соответствии с Законом, шире, чем в приведенной Инструкции. Кроме того, в соответствии с п. 14 приложения N 1 к Государственной программе "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы" для осуществления этой меры объемы финансирования определяются ежегодно Минэкономразвития России по представлению федеральных органов власти - участников Программы. Предусматривая возможность переселения на другое постоянное место жительства, законодатель вместе с тем не оговаривает, что происходит с прежним жилищем защищаемого лица (видимо, оно должно переходить в государственную собственность), не уточняет, какое новое жилище должно приобретаться за счет средств федерального бюджета (аналогичное прежнему, равноценное и т.п.). Безусловным является лишь то, что в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона меры безопасности применяются с согласия защищаемого лица. В исключительных случаях, круг которых не уточняется, документы защищаемого лица могут быть заменены. Порядок такой замены регламентируется в Постановлении Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".Необходимо отметить, что процедура замены документов защищаемого лица не детализирована. Вместе с тем аналогичная процедура в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов конкретизирована ведомственным нормативным актом. Представляется, что в данном случае, но с учетом положений Закона N 119-ФЗ, в силу одинаковости рассматриваемой меры безопасности можно сослаться на порядок ее применения к названным лицам.
 
  • Статья 11. Изменение места  работы (службы) или  учебы защищаемого  лица.  Особенности применения этой меры безопасности раскрываются в п. 14 Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Место работы изменяется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в частности с учетом положений его гл. 12 и др. Трудовое законодательство, кроме того, включает в себя иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. Законодательство о государственной службе, прежде всего, представлено Федеральными законами от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"19, от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" 20. Необходимо также отметить, что в п. 14 Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства не упоминается муниципальная служба, законодательство о которой следует учитывать при изменении места службы. В частности, следует назвать Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"21На основании ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" "студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования" 22.
 
  • Статья 12. Временное помещение  защищаемого лица в безопасное место. Следует отметить, что применение предусмотренной в данной статье мер безопасности, как и ранее рассмотренных, должно основываться на положениях, указанных в ч. 2 и 3 ст. 16 Закона N 119-ФЗ. Эта мера безопасности отличается от переселения защищаемого лица на другое временное место жительства. При этом срок помещения в безопасное место не уточняется, что несколько размывает такое отличие. В Законе N 119-ФЗ не раскрывается понятие "безопасное место". Вместе с тем аналогичная мера безопасности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов конкретизируется.

             В случае если меры безопасности не дали результатов и защищаемому лицу был причинен физический вред либо оно погибло (умерло), статья 15 ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВУГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА", устанавливает основные принципы и меры социальной поддержки. В соответствии с данной статьей меры социальной поддержки касаются лишь лиц, участвовавших и (или) участвующих в уголовном судопроизводстве. К сожалению, законодатель обошел вниманием лиц, которые согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 119-ФЗ также имеют статус защищаемых лиц (близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ). ФЗ.

                    Устанавливается обязательное наличие связи между причинением защищаемому лицу вреда и его участием в уголовном судопроизводстве. Идея понятна: защищаемое лицо, получившее физические повреждения не в связи с участием в уголовном судопроизводстве по данному делу (например, подверглось хулиганскому нападению на улице; поскользнулось и получило перелом руки и т.п.), не получает права на социальную поддержку в рамках Закона N 119-ФЗ. Однако, как представляется, законодатель не вполне точно выразил свою мысль. Так, защищаемое лицо, участвовавшее в проверке показаний на месте, получает вред здоровью вследствие случайного обрушения кровли помещения, где проводилось следственное действие.

                       Имущественный вред, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, возмещается за счет средств федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством финансовых источников. В случае установления лиц, виновных в причинении имущественного ущерба, государство в порядке регрессного иска взыскивает с них выплаченную сумму. Представляется, что виновность в данном случае должна быть установлена приговором суда.

    Моральный вред, причиненный защищаемому лицу, не компенсируется государством. В  данном случае требование о возмещении возможно в порядке гражданского судопроизводства с конкретного лица, которое причинило, по мнению истца, данный вред.

      Выделяются три вида последствий причинения защищаемому лицу физического вреда:

    • смерть лица;
    • вред здоровью, повлекший получение инвалидности (I, II или III степени);
    • вред здоровью, не повлекший получения инвалидности.

    В каждом из указанных случаев предусмотрено  единовременное пособие . Кроме того, в первом и во втором случаях назначаются государственные пенсии - по потере кормильца и по инвалидности соответственно. Порядок выплаты единовременных пособий, содержится в ст. 19 Закона N 119-ФЗ, а также конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 664 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты"

Приложение 3: ПОСТАНОВЛЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)о  применении мер социальной поддержки 
 

         Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в уголовном процессе. Возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, реализуется путем заявления гражданского иска (ст. 44 УПК), возвращения потерпевшему предметов и имущества, признанных вещественными доказательствами по делу (п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК), а также добровольного возмещения виновным имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления (п. "к" ст. 61 УК). В целях реализации ч. 1 ст. 48 Конституции РФ впервые в уголовно-процессуальном законодательстве сформулирована норма, позволяющая потерпевшему возместить свои расходы на представителя (ч. 3 ст. 42 УПК), что реально уравнивает его в праве на юридическую помощь (в том числе - бесплатную) с обвиняемым. Расходы, понесенные потерпевшим в связи с участием в производстве по уголовному делу, возмещаются в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд. Виды расходов, подлежащих возмещению, перечислены в ст. 131 УПК.

    Лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе также предъявить гражданский иск о компенсации в денежной форме морального вреда, независимо от возмещения имущественного вреда. При определении размера компенсации морального вреда (в соответствии со ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ) необходимо учитывать: характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями; степень вины подсудимого; материальное положение подсудимого; другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение по иску.

Информация о работе Потерпевший в уголовном процессе