Понятие и социальное назначение системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Их роль и место в системе правоохранительных органо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание

Предмет исследования составляют нормы уголовно-исполнительного права в сфере правового регулирования деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Целью данной курсовой работы является изучение правового положения органов и учреждений, призванных исполнять уголовные наказания, их роль и место в системе правоохранительных органов.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………….

2 Предмет, задачи и система курса уголовно-исполнительного права……

2.1 Понятие уголовно-исполнительного права………………………………......

2.2 Цели и задачи уголовно-исполнительного права……………………………

2.3 Связь курса уголовно-исполнительного права с другими учебными курсами………………………………………………………………………….....

3 Понятие и социальное назначение системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Их роль и место в системе правоохранительных органов………………………………………………………………………………

3.1 Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение…………………………………………………………….

3.2 Правоохранительные органы государства, их виды и компетенция………

3.3 Роль и место учреждений и органов, исполняющих наказания, в системе правоохранительных органов……………………………………………………..

4 Заключение……………………………………………………………………..

5 Задача…………………………………………………………………………

6 Список использованной литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

УИП.docx

— 73.20 Кб (Скачать документ)

    УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, в ст. 116 приводится определение и  раскрывается понятие злостного  нарушения, выделяется категория злостных нарушителей режима. В остальных  случаях указывается, что хорошее  поведение осуждённых проявляется  в добросовестном отношении к  труду, обучению, активном участии в  работе самодеятельных организаций  осуждённых и в проводимых с ними воспитательных мероприятиях.

    Цель  предупреждения преступлений, согласно комментируемой статье, достигается  работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны  осуждённых во время отбывания ими  наказания. Для этого осуществляется система специальных мероприятий.

    Вторым  направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осуждённых и иных лиц. В отношении бывших осуждённых применяется система  мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение  данными лицами новых преступлений. Что касается профилактики совершения преступлений иными лицами (так называемая общая превенция), то механизм, инструментарий выявления и определения степени  её эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении  еще весьма несовершенны. Общественное мнение нередко исходит из того, что чем жёстче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Многовековая практика постоянно опровергает  подобную установку.

    Поставленные  перед уголовно - исполнительным законодательством  РФ цели достигаются путём решения  конкретных задач, а именно:

    · регулирование порядка и условий  исполнения и отбывания наказаний;

    · определение средств исправления  осуждённых;

    · охрана их прав, свобод и законных интересов;

    · оказание осуждённым помощи в социальной адаптации5.

    Решение данных задач обеспечивается социально - экономической базой и всем правовым механизмом государства, соответствующей целенаправленной деятельностью его органов, а также активным участием в ней общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Успешное выполнение большинства этих задач усилиями только правоохранительных структур, в том числе учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно. Они требуют комплексного решения. 

2.3 Связь курса уголовно-исполнительного права с другими учебными курсами.

Определяя место уголовно-исполнительного  права в системе отечественного права, безусловно, в первую очередь  необходимо отметить его связь с  отраслями так называемого уголовно-правового  комплекса

Уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат для всего криминального цикла. Именно при его освоении изучается институт уголовной ответственности (одной из форм, реализации которой выступает исполнение наказания). Уголовный кодекс РФ содержит систему уголовных наказаний в целом и дает нам характеристику каждого вида наказаний в отдельности, здесь же изложены правила, в соответствии с которыми осужденные распределяются по видам исправительных учреждений.

   Точно так же тесно переплетается  уголовно-исполнительное право с  правом уголовно-процессуальным. Во-первых, потому, что "основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившее в законную силу" (ст. 7 УИК РФ), то есть тот или иной вариант судебного решения. Исполнение (отбывание) уголовного наказания не является препятствием для возникновения уголовно-процессуальных правоотношений - дело может быть пересмотрено в порядке надзора, возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам6. Помимо этого, замена вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предполагают судебный порядок принятия решения.

И, наконец, как уголовно-процессуальное, так  и уголовно-исполнительное правоотношения существуют на фоне отношения уголовно-правового.

   Наказание, согласно ст. 43 УК РФ, заключается в предусмотренных  уголовным законом лишении или  ограничении прав и свобод  лица. Права и свободы человека  и гражданина предусмотрены  Конституцией. В ст. 55 Конституции устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, уголовно-исполнительное право не может не взаимодействовать с конституционным правом.

   Отбывание уголовного наказания  никоим образом не исключает  человека из гражданско-правовых  отношений, хотя, конечно же, вносит  целый ряд ограничений. Тем  не менее, осужденный может  распоряжаться своим имуществом, вступать в право наследования; на сегодняшний день даже осужденные  к лишению свободы имеют право  заниматься предпринимательской  деятельностью7. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским правом.

    Основания и порядок привлечения  осужденных к труду, оплата  труда, охрана труда максимально  приближены к требованиям трудового законодательства. Многие нормы уголовно-исполнительного права, регулирующие эту сторону исполнения (отбывания) наказания, имеют ярко выраженный бланкетный характер и отсылают к Трудовому кодексу РФ.

    Организация деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их взаимоотношения между собой, порядок прохождения службы начальствующим составом  является сферой регулирования административного права.

    В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР,  статья 3   УИК РФ, в соответствии с  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, закрепляет приоритет действия международных норм перед национальными. Наличие данной нормы в уголовно - исполнительном законодательстве нашей страны являлось одним из условий принятия России в Совет Европы.

    Международные стандарты обращения с осужденными  вырабатываются в результате межгосударственного  сотрудничества, в том числе и  в сфере соблюдения прав человека, и воплощают мировой уголовно - исполнительный опыт и гуманистические  воззрения, устремления в этой области  государственной деятельности. Выражающие их нормы весьма разнообразные. Они  могут быть: обще универсальными (Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный  пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство личности видов обращения  и наказания (1975), Кодекс поведения  должностных лиц по поддержанию  правопорядка(1979), Меры, гарантирующие  защиту прав тех, кто приговорен к  смертной казни (1984) ) и специальными (принятые ООН Минимальные стандартные  правила обращения с заключенными (1955); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Основные принципы обращения с заключенными (1990), Европейские тюремные правила(1987), .); обязательными и рекомендательными; межгосударственными договорами (пакты, конвенции) и нормами - принципами; общемировыми и региональными; распространяющими свое действие на всех правонарушителей или их отдельные категории.

    В связи с принятием России в  Совет Европы она взяла на себя обязанность следовать прежде всего  Европейским тюремным правилам. Эксперты Совета Европы весьма пристально и  систематически наблюдают как за ходом реформирования российского  законодательства с учетом действия Европейских тюремных правил, так  и за их реализацией на практике. Например, на совещании руководителей  пенитенциарных систем стран - участников Совета Европы (май 2000, Берлин) было констатировано, что Россия за последние годы добилась значительных успехов в деле приближения  своего законодательства и практики его реализации к международным  стандартам, в связи, с чем все страны призывались оказывать России в этом деле поддержку и помощь. И такое заявление было сделано, несмотря на то, что инспекторы Совета Европы не первый год констатируют критическое положение с размещением арестованных, сложившееся в следственных изоляторах России.

    Таким образом, можно проследить взаимодействие уголовно-исполнительного права  практически со всеми отраслями  российского права. 
 
 

3 Понятие и социальное назначение системы учреждений и органов,  исполняющих наказания. Их роль и место в системе правоохранительных органов. 

    3.1 Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение

    Перечень  органов и учреждений, исполняющих  уголовные наказания, содержится в  статье 16 Уголовно-исполнительного  кодекса РФ. Исходя из этого перечня, данные органы можно разделить на две группы.

    Первую  группу составляют те, для которых  исполнение уголовных наказаний  является основной функцией:

    1) учреждения уголовно-исполнительной  системы: уголовно- исполнительные  инспекции; арестные дома; исправительные  учреждения;

    2) дисциплинарная воинская часть;

    3) гауптвахты для осужденных военнослужащих  или соответствующие отделения  гарнизонных гауптвахт;

    4) судебные приставы-исполнители8.

    Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

    Согласно  УИК РФ основными задачами инспекции  являются:  исполнение наказаний  в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничение свобод, лишения  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено  отбывание наказание; в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

    Арестные  дома - места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ.

    Исправительные  учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.

    Дифференциация  осужденных к лишению свободы  осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения  осужденного во время отбывания  наказания и по состоянию здоровья. Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для предупреждения вредного влияния более опасных  преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные  сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных  инфекционных заболеваний.

    Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к  нему мер государственного принуждения - основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания.

    Исполнение  наказания в виде лишения свободы  регулируется в настоящее время  разделом IV (гл. 11 -- 17) УИК РФ и Законом  РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы", правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными  Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении правил внутреннего  распорядка исправительных учреждений".

    Дисциплинарные  воинские части предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Приказом Минобороны РФ от 29.07.1997 N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими", а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.

Информация о работе Понятие и социальное назначение системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Их роль и место в системе правоохранительных органо