Понятие и классификация участников уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Основными задачами являются:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- рассмотреть суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство.
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Понятие участников как субъектов уголовного процесса...................................5
1.1 Классификация лиц участвующих в уголовном процессе.............................5
1.2 Спорные вопросы о процессуальной сущности участников уголовного процесса.......................................................................................................................7
2 Суд как государственный орган осуществляющий уголовное судопроизводство......................................................................................................10
2.1 Состав суда........................................................................................................10
2.2 Полномочия суда..............................................................................................11
3 Государственные органы и должностные лица осуществляющие функции уголовного преследования.......................................................................................14
3.1 Прокурор...........................................................................................................14
3.2 Начальник следственного отдела и правовое положение следователя......16
3.3 Начальник органа дознания и правовое положение дознавателя...............20
Заключение................................................................................................................25
Список использованных источников......................................................................27
Приложение А...........................................................................................................28

Работа состоит из  1 файл

УПП курсовая Елеусизова 34.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

       По делам о преступлениях, подследственных  органам предварительного следствия,  начальник органа дознания:

   1) обеспечивает проведение неотложных  следственных действий;

   2) организует выполнение поручений  прокурора, следователя, в том  числе о производстве отдельных следственных и иных действий и о применении мер защиты потерпевших, свидетелей, других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве;

   3) организует выполнение поручений  суда.

   4. По делам о преступлениях, досудебное  производство по которым осуществляется органами дознания, начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе:

   1) проверять находящиеся в их  производстве дела;

   2) давать указания о производстве  отдельных следственных и иных процессуальных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о передаче дела (материалов) от одного дознавателя к другому;

   3) поручать дознание нескольким  дознавателям;

   4) возбуждать уголовное дело и лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству либо выполняя отдельные процессуальные действия.

   5. Начальник органа дознания утверждает  постановления о возбуждении  или отказе в возбуждении уголовного  дела, о производстве обыска и  наложении ареста на имущество, об отстранении обвиняемого от должности, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого (подозреваемого), не содержащегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о продлении срока содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого; утверждает протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, протокол обвинения; обеспечивает принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; направляет прокурору уголовное дело с протоколом обвинения.

6. Указания начальника органа дознания  по уголовному делу не могут  ограничивать самостоятельность  дознавателя, его права, установленные  статьей 67 УПК РК. Указания даются в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору. Обжалование дознавателем действий начальника органа дознания прокурору не приостанавливает их исполнения.

     Задачами  органов дознания являются:

     - укрепление законности и правопорядка, защита конституционных прав личности, гражданина, предупреждение и борьба с преступностью;

     - быстрое и полное раскрытие  преступлений;

     - установление лиц, совершивших  преступление, и их изобличение;

     - обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и наказан;

     - установление характера и размера  ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества [14, с. 192].

     Как указывается в ст. 67 УПК, дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК дознаватель - это орган дознания.

     Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  следующие права дознавателя:

     - Дознаватель вправе принимать решение о начале и осуществлении досудебного производства в формах, определенных УПК РК, самостоятельно принимать решения и проводить следственные и другие процессуальные действия, за исключением случаев, когда законом предусмотрено утверждение их начальником органа дознания, предусмотрены санкция прокурора или решение суда.

     - При досудебном производстве по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель руководствуется правилами, предусмотренными УПК РК для предварительного следствия, за изъятиями, предусмотренными главой 37 УПК РК.

     - По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия.

     - Дознаватель обязан выполнять поручения суда, прокурора, органа предварительного следствия и органа дознания о производстве отдельных следственных действий, о применении мер обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе.

     - Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, за исключением указаний о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела прокурору для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела.

     Права лица, производящего дознание, уравновешиваются его обязанностями, в числе которых:

- разъяснение  участвующим в деле лицам их  прав и обеспечение возможности  осуществления этих прав;

- принятие  мер к обеспечению безопасности  участников процесса и иных лиц;

- обеспечение  неразглашения данных дознания  и предварительного следствия;

- принятие  мер к возмещению ущерба, причиненного  лицу незаконными действиями;

- обеспечение  гражданского иска;

- обеспечение  конфискации имущества;

- удовлетворение  ходатайств об исследовании обстоятельств,  имеющих значение для дела.

     Отдельные обязанности устанавливаются иными законами и отражают специфику основной деятельности органа дознания. Отличие деятельности дознавателя от деятельности следователя наиболее ярко проявляется в объемах их процессуальной самостоятельности. Различие в степени этой процессуальной самостоятельности заключается в следующем:

     - дознаватель не наделен правом  не соглашаться с указаниями  прокурора, он обязан выполнять  их все без исключения;

     - компетенция органа дознаний  разграничивается в зависимости  от обязательности или необязательности производства предварительного следствия, в соответствии с этим различается и компетенция дознавателя;

     - следователь поднадзорен прокурору  и ведет следствие под его  руководством, а лицо, ведущее дознание, также поднадзорное прокурору, непосредственно подчиняется начальнику органа дознания;

     - органы дознания обязаны выполнять  требования следователя по делам  о преступлениях, совершенных  на общей территории деятельности данного следователя и органа дознания; органы же дознания другого района обязаны выполнять отдельные поручения следователя; дознаватель не вправе давать поручения следователю;

     - в следственно-оперативной группе, состоящей из работников следствия  и дознания, организационное и  процессуальное руководство принадлежит следователю [15, с. 281]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, в заключение  хотелось бы отметить еще раз, что   под участниками уголовного процесса следует понимать физические и юридические лица, которые привлекаются или допускаются государственными органами для активного участия в расследовании и рассмотрении уголовных дел с целью защиты своих или представляемых ими прав и законных интересов и наделяются широкими процессуальными правами, должностные лица и государственные органы, уполномоченные отправлять уголовное судопроизводство, а также лица и органы, исполняющие  вспомогательные  функции.

     Каждый  участник уголовного процесса имеет  в  уголовном  процессе  свой  интерес (или  интерес  подзащитного, представляемого лица),  заинтересован  в  определенном, отвечающем  его  интересам, исходе  уголовного  дела;

     -все   они  наделены  такими  правами,  характер  которых  дает  им  возможность  личными  усилиями  активно  защищать  свой  интерес,  влияя при  этом  на  ход   и  исход  уголовного  дела;

     -они   равно  обязаны  подчиняться  порядку  расследования  и  судебного  разбирательства. в) каждый участник уголовно-процессуальных отношений обладает только ему присущими правами и обязанностями;

     - характер правоотношений определяется  исходя из правового статуса лица (отношения следователя и прокурора отличаются от отношений следователя и подозреваемого, следователя и свидетеля и т.д.);

     - каждый участник правоотношений  выполняет только одну роль (свидетель  не может быть судьей, судья  не может быть экспертом и т.д.).

     Лица, в той или иной степени принимающие  участие в уголовно-процессуальной деятельности, подразделяются на субъектов и участников процесса. Субъекты - это лишь должностные лица и органы, осуществляющие судопроизводство; все иные лица - участники процесса. Термины «субъекты» и «участники» - суть равнозначные понятия, но для уголовного процесса термин «участники» предпочтительнее, так как термин «субъекты» несет нарицательную окраску.

     На  целесообразность использования термина «субъект» указывает структура УПК, где лица, вовлеченные в уголовный процесс, обозначены одним понятием - «участник процесса».

     Подвергается  спорам и внутренняя сторона сущности участников процесса. Разные научные  школы различно подходят к проблеме определения круга лиц, относящихся к категории участников процесса.

     В соответствии  с изложенным было рассмотрено следующее: 

     - на теоретическом уровне  раскрыта   правовая сущность  лиц  участвующих  в  уголовном процессе;

     - рассмотрен суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство, его состав и полномочия;

     - освещение  отдельных проблем   правового положения лиц участвующих  в  уголовном процессе.

     - проанализировано с точки зрения  права проблемные  вопросы   уголовно -процессуального законодательства  РК; 

     - изучено и проанализировано законодательства  РК,  определяющие правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе и др.

     Значение  участников уголовного процесса в РК очень важно, так как от выполнения их полномочий зависит жизнь и  безопасность граждан. Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона – все это задачи, которые стоят перед участниками процесса.

     В статье 1 Конституции РК провозглашает себя правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Основная цель защиты жизни, прав и свобод человека от посягательства на них - это процессуальное соблюдение нарушенных прав граждан. Осуществляя уголовное судопроизводство, правовое государство должно в первую очередь помнить о жизни, правах и свободах человека. И одним из реальных механизмов реализации этих принципов является уголовный процесс. Уголовный процесс дает возможность защитить эти права и свободы человека и дает возможность судебной власти выявлять те ошибки и недочеты, которые были допущены. Сегодня Казахстан входит в сообщество, и поэтому вопрос о реальной защите прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве стоит на первом месте.

     Если  учитывать то, что Казахстан позиционирует  себя как демократическое государство, то вопрос развития законодательства в целом очень важен для  нашей страны.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и классификация участников уголовного процесса