Понятие и классификация участников уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Основными задачами являются:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- рассмотреть суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство.
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Понятие участников как субъектов уголовного процесса...................................5
1.1 Классификация лиц участвующих в уголовном процессе.............................5
1.2 Спорные вопросы о процессуальной сущности участников уголовного процесса.......................................................................................................................7
2 Суд как государственный орган осуществляющий уголовное судопроизводство......................................................................................................10
2.1 Состав суда........................................................................................................10
2.2 Полномочия суда..............................................................................................11
3 Государственные органы и должностные лица осуществляющие функции уголовного преследования.......................................................................................14
3.1 Прокурор...........................................................................................................14
3.2 Начальник следственного отдела и правовое положение следователя......16
3.3 Начальник органа дознания и правовое положение дознавателя...............20
Заключение................................................................................................................25
Список использованных источников......................................................................27
Приложение А...........................................................................................................28

Работа состоит из  1 файл

УПП курсовая Елеусизова 34.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

        Отправляя правосудие по уголовным делам, выйти за пределы уголовно-процессуальных отношений. Обнаружение судом в процессе рассмотрения дела обстоятельства, влекущие административную ответственность, дает ему право одновременно с приговором либо иным почтовым решением вынести решение о наложении административного взыскания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан (ч. 4 ст. 59 УПК).

         Субъективизация решения суда  есть одно из проявлений принципа  индивидуализации наказания, что весьма важно в сфере материально-правовых отношений.

      Значение  нейтральности суда по отношению  к состязающимся сторонам заключается  в следующем:

      - создание необходимых условий  для полного, всестороннего и  объективного рассмотрения дела;

      - способствовании   соблюдения  законности;

      - формировании у участников процесса  убеждения в справедливости суда;

      -действенной  охране прав и законных интересов  участников процесса.

      Выполнение  судом отведенной ему функции  обеспечивается системой процессуальных гарантий, наиболее значимыми из которых являются:

      - обязанность суда предоставить  обвиняемому возможность защищаться предусмотренными законом средствами и способами от предъявленного ему обвинения;

      - законодательная охрана личных  и имущественных прав обвиняемого (обязанность суда принять меры к охране имущества лица, осужденного к лишению свободы; передача детей такого осужденного на попечение или под опеку - ст. 388 УПК).

      - требование закона выявлять причины  и условия, способствовавшие совершению преступлений;

      - оценка судом доказательств по  своему внутреннему убеждению и в их совокупности разрешение дела по совести;

      - равное значение всех доказательств  по делу;

      - право суда возлагать процессуальную  ответственность на лицо, нарушившее  предписания закона;

      - право суда применять уголовно-процессуальные  санкции при наличии к тому  оснований (например, отмена кассационным  судом приговора за мягкостью  наказания либо отмена оправдательного  приговора);

      - коллегиальное в основном принятие  судебного решения (по отдельным категориям дел судья принимает решение единолично);

      - наличие основания для отвода  в случае прямой или косвенной  заинтересованности судьи в исходе  дела (ст. 90 УПК);

      - наличие оснований для отстранения  судьи от рассмотрения дела (ст. 89 УПК);

     право судьи на особое мнение при вынесении  решения [7, с. 283]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Государственные  органы и должностные  лица осуществляющие  функции уголовного  преследования

     3.1 Прокурор 

     Место и значение прокурора как участника  уголовно-процессуальной деятельности определяется соответствующими положениями Конституции Республики Казахстан, действующим УПК и Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан». При этом применение названных законов носит субсидиарный характер.

     Прокуратура, входя в систему государственных  органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет ряд специфических черт, обусловленных функциональной направленностью прокурорского надзора. Прокуратура как таковая непосредственно не применяет наказаний к правонарушителям, но использует всю силу своей власти для восстановления нарушенной законности и привлечения виновных к установленной ответственности.

     Согласно  ст. 83 Конституции Республики Казахстан  на прокуратуру возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Казахстан [8, с. 128].

     Функция надзора, сформулированная на конституционном уровне, развита и конкретизирована в Законе «О прокуратуре Республики Казахстан», который в содержание надзорной функции в уголовном судопроизводстве включает:

     1) надзор за оперативно-розыскной  деятельностью (ст. 34-36);

     2) надзор за законностью следствия и дознания (ст. 37-39);

     3) представительство интересов государства  в суде (ст. 30-33);

     4) надзор за законностью исполнительного  производства (исполнение законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом) (ст. 43-44);

     Формы, порядок прокурорского надзора, правовые последствия, наступающие в результате реализации правоотношений, участником    которых является прокурор, регламентированы как в Законе «О прокуратуре», так и в УПК.

     Специфичность положения прокурора проявляется  в полифункциональности органов прокуратуры. Помимо надзора за законностью органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование, участвуют в судебном разбирательстве дел, поддерживают государственное обвинение. Для этих функций характерна взаимообусловленность и взаимопроникаемость. Реализация функции уголовного преследования одновременно может рассматриваться как средство достижения целей надзорной функции. Обнаружение прокурором признаков преступления с последующим возбуждением уголовного дела и есть, по сути, проявление надзорной функции.

     Правовой  статус прокурора тесно связан с  системой задач, решаемых органами прокуратуры при отправлении правосудия. В качестве таких задач выступают:

     1) принятие предусмотренных законом  мер для всестороннего, полного и объективного расследования и рассмотрения каждого дела;

     2) обеспечение обвиняемому права  на защиту, охрана его личных и имущественных прав;

     3) достижение целей уголовного преследования с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут законному и справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден;

     4) обеспечение судебной защиты  прав граждан в охраняемых  законом интересов государственных, общественных и частных предприятий, учреждений и организаций.

     Своеобразие статуса прокурора также определяется положением Конституции Республики Казахстан (ст. 83), в соответствии с которым органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

     В некоторых стадиях процесса у  прокурора существует определенный интерес.

     Этот  интерес не выходит за пределы  задач правосудия и проявляется в отказе прокурора от поддержания государственного обвинения, если в ходе судебного рассмотрения будет установлена невиновность лица. Этот отказ является не правом, а обязанностью. В частности, ст. 317 УПК гласит: «Прокурор обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве».

       В отдельных стадиях процесса  прокурор не имеет никаких  прав по разрешению дела, не имеет также непосредственного процессуального интереса, где последнее обусловлено содержанием целей и задач надзорной деятельности.

       Формы надзорной деятельности  могут перекрещиваться с функциями определенных участников процесса [9, с. 105].

     Функция расследования обстоятельств дела процессуально возлагается на следователя  и лицо, производящее дознание. Прокурор, осуществляя уголовное преследование, одновременно реализует две смежные функции: надзор за законностью, проведение процессуальных действий по делу.

     Подобное  перекрещивание форм надзорной деятельности с иными самостоятельными функциями имеет правовую основу.  Но, как отмечалось методами и средствами реализации иных уголовно-процессуальных функций.

     Прокурор вправе:

     - возбуждать уголовное дело или оказывать в его возбуждении;

     - передавать в соответствующий  орган возбужденные прокуратурой уголовные дела для производства дознания или предварительного следствия;

     - участвовать при производстве  отдельных следственных действий;

     - отменять незаконные постановления  следователей и дознавателей;

     - получать для проверки от органов  дознания и следствия уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия;

     - ставить вопрос об ответственности  лиц, допустивших нарушение прав участников процесса;

     - проверять соблюдение законности  при приеме, регистрации, разрешении  заявлений и сообщений о совершенных  или готовящихся преступлениях.  Эти права не противоречат иным полномочиям прокурора, предусмотренным УПК.

     При этом прокурор практически не контролируем. Критерием правомерности его  действий является закон. Обоснованность и законность принятого им решения может быть оценена в процессе предварительного расследования либо при рассмотрении дела в суде.

       Фигура прокурора в процессе  многозначна: по отношению к  обвиняемому прокурор является  той инстанцией, в которую обвиняемый может обращаться с жалобами, заявлениями, ходатайствами; тот же самый прокурор в отношении того же обвиняемого (подсудимого) в суде может поддерживать государственное обвинение.

       Прокурор, как и другие участники  процесса, подконтролен суду в  пределах конкретного дела, рассматриваемого  в суде. Например: в суде  он подчиняется требованиям председательствующего, более того, при невыполнении прокурором требований председательствующего последний вправе применить уголовно-процессуальные санкции; суд может отклонить ходатайства прокурора и т.д [10, с. 8].

     1. Прокурор в суде ничего не  решает, он только доказывает обвинение путем активного участия в судебном следствии.

     На  выполнение прокурором в полном объеме установленных прав и обязанностей оказывает немаловажное влияние  учет оснований для его отвода от участия в процессе.

       Основаниями для отвода прокурора являются:

     а) личная, прямая или косвенная заинтересованность в деле (ст. 91 УПК);

     б) если он состоит в родстве с  другими - судьями, входящими в состав суда по данному делу;

     в) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их родственником, а равно родственником обвиняемого или его законного представителя, обвинителя, защитника, следователя или лица, производящего дознание, следователя, обвинителя, защитника, представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика или секретаря судебного заседания;

     г) если он участвовал в данном деле в качестве судьи [11, с. 63]. 

     3.2 Начальник следственного  отдела и правовое  положение следователя 

     Согласно  ч. 1 ст. 63 УПК начальник следственного отдела - это начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.

     Как участник уголовно-процессуальных правоотношений начальник следственного отдела вправе:

     - поручать производство следствия  конкретному следователю с передачей  постановления о возбуждении  уголовного дела и иных сопутствующих  материалов. Такое поручение возникает  в случаях возбуждения уголовного  дела следственно-оперативной группой, реагирующей на сообщения, поступающие в процессе несения дежурства, а также при необходимости учета опыта и навыков следователя, специализирующегося на расследовании определенных видов преступлений. Необходимость передачи может возникнуть и по другим причинам, например, возможная заинтересованность следователя ввиду наличия близких отношений с подозреваемым (обвиняемым), а также по иным обстоятельствам;

Информация о работе Понятие и классификация участников уголовного процесса