Общие условия предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является осуществление теоретического анализа правовых норм главы 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК) "Общие условия предварительного расследования».
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать понятие и значение общих условий предварительного расследования.
2. Рассмотреть содержание общих условий, определяющих порядок производства по уголовному делу.
3. Раскрыть содержание общих условий, предусматривающих участие в процессе расследования отдельных участников уголовного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общие условия предварительного расследования………………………….6
1.1. Понятие и значение общих условий предварительного расследования
уголовных дел…………………………………………………………………….6
2. Содержание общих условий предварительного расследования…………...11
2.1. Общие условия, определяющие порядок производства по уголовному делу……………………………………………………………………………….11
2.2. Общие условия, предусматривающие участие в процессе расследования отдельных участников уголовного процесса…………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсач по УПП.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Деятельность  следователя заключается главным  образом в выполнении процессуальных действий по расследованию преступлений.

     Компетенция органов дознания гораздо шире. Помимо процессуальных полномочий, они наделены правом осуществлять административную и иную деятельность, проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений. Многие органы дознания имеют хорошее техническое обеспечение и кадровые ресурсы.

     Использование всех возможностей этих органов позволяет  обеспечить успешное раскрытие преступлений и повысить качество расследования  уголовных дел. Если орган дознания возбудил уголовное дело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять это дело к производству, не дожидаясь выполнения всех неотложных действий и окончания установленного законом десятидневного срока дознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Содержание общих  условий предварительного расследования

2.1. Общие условия, определяющие порядок производства по уголовному делу

     Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его  расследовать. Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.

     Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  два вида подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 УПК и территориальную (местную) - ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.

     Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

     Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов  расследования одного уровня и ведомства  в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

     Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.

     Альтернативная  подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).

     Универсальная подследственность - это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления.

     При определении подследственности  учитывается субъект преступления.

     Если  деяние совершено военнослужащим, то независимо от квалификации и территориального признака дело подлежит расследованию  следователем военной прокуратуры или соответствующим военачальником - органом дознания.

     Подследственность определяют сам следователь, дознаватель, а также прокурор.

     Вопрос  о подследственности решается на разных стадиях уголовного процесса. Впервые он возникает при рассмотрении заявления, сообщения о преступлении.

     В случае возбуждения уголовного дела прокурором он поручает его расследование  дознавателю или следователю  и направляет затем дело "по подследственности".

     Если  преступление подследственно органу предварительного расследования, которому поступила предусмотренная законом информация о преступлении, он обязан при наличии к тому основания возбудить уголовное дело и принять его к своему производству.

       Возбуждая уголовное дело и  решая вопрос о принятии дела  к своему производству, указанные субъекты уголовного процесса тем самым констатируют, что именно они полномочны произвести предварительное следствие или дознание.

     Следователь, дознаватель могут возбудить  уголовное дело и по преступлению, которое им неподследственно. Но в таком случае они обязаны произвести лишь неотложные следственные действия. Выполнив эту обязанность, они передают дело прокурору для направления его по подследственности в надлежащий орган предварительного расследования.

     При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор.

     Правильный  выбор лица, производящего расследование, обусловлен помимо всего прочего  тем, что, в соответствии с постановлением N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации " О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. "доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если собирание и закрепление их осуществлено ненадлежащим лицом или органом".

     Общим правилом предварительного расследования  является производство предварительного следствия по уголовному делу одним  следователем. В ряде случаев, однако, предварительное следствие может  быть поручено следственной группе.

     Под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела.

     Производство  предварительного следствия следственной группой обусловлено, прежде всего, сложностью дела: наличием большого количества преступлений, эпизодов преступления, деяний, совершенных в различных районах, областях, республиках, множества обвиняемых. Сложность дела предопределяет и большой его объем. Объем дела увеличивается при соединении уголовных дел в одно производство.

     Создание  следственной группы целесообразно  по делам смешанной подследственности.

     В отдельных случаях расследование  преступления группой следователей диктуется необходимостью раскрытия  его в максимально короткий срок.

     По  времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие.3

     Единовременная  группа создается для раскрытия  и расследования одного или серии  взаимосвязанных преступлений. Предварительное  следствие по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).4

     Постоянно действующая группа создается в  конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и  тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логический связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.

     На  практике постоянно действующие  следственные группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь.

     Инициатива  расследования преступления несколькими следователями может исходить от следователя, начальника следственного отдела и прокурора.

     Решение о производстве предварительного следствия  следственной группой принимает  прокурор по ходатайству начальника следственного отдела. Закон допускает  принятие данного решения прокурором и по собственной инициативе, но лишь по делам, расследуемым следователем прокуратуры.

     Решение прокурора облекается в форму  отдельного постановления о производстве предварительного следствия следственной группой или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела

     В настоящее время в МВД и  Генеральной прокуратуре созданы  и функционируют совместные следственные группы, занимающиеся расследованием уголовных дел о коррупции  и взяточничестве. В их состав входят десятки следователей. Здесь следует сказать, что "несколько следователей" и "следственная группа" по своему объему понятия разные. Несколькими могут быть 2-5 следователей, но это понятие неприемлемо к группе из 40 следователей.

     В последние годы практика значительно  обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп (СОГ). Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации "разового" взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости - концентрации усилий группы на решающем участке.

     Правовой  основой создания СОГ в современный  период являются: уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора РФ, нормативные акты МВД РФ, совместные акты ведомств например, Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп" и Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.),5 в котором регламентируются основы взаимодействия и создания оперативно-следственных групп и закреплены задачи взаимодействия:

      - обеспечение неотложных следственных  действий и оперативно-розыскных  мероприятий при совершении преступлений;

      - всестороннее и объективное  расследование преступлений, своевременное  изобличение и привлечение к  уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;

      - осуществление мероприятий, направленных  на возмещение материального  ущерба, причиненного гражданам  и организациям вне зависимости  от форм собственности преступными  действиями виновных лиц,

     Успешное  расследование преступлений невозможно без применения научно-технических  средств. Применение этих средств должно быть законным и этичным и не нарушающим гарантированные законом права  и интересы граждан.

     При производстве следственных действий могут применяться технические средства обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

     К техническим средствам относятся  различного рода приборы обнаружения  следов преступления - от лупы до сложнейшей аппаратуры, позволяющей обнаруживать тайники, аудио - и видео "жучки", специальные порошки, инфракрасные и иного цвета излучатели, металлоискатели и т.п.

     Техническими  средствами фиксации следов преступления являются: фото-, кино-, видео - и аудиоаппаратура, пластилин, гипс, следокопировальная пленка, а техническими средствами их описания пишущая машинка, компьютер и т.д.

Информация о работе Общие условия предварительного расследования