Конституционно-правовые основы оранизации прокуратуры в России, ее место и значимость в системе государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с.3
Глава 1. Правовая основа организации и деятельности органов прокуратуры
Глава 2. Система и структура органов прокуратуры….
Глава 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
3.1Направления деятельности прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Прокуратуры городов и районов и приравненные к ним во­енные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности заместителей и помощников прокуроров, а также следова­телей и старших следователей. По решению Генерального про­курора РФ в этих прокуратурах могут быть образованы отделы.

Военная прокуратура входит в общую систему органов про­куратуры и возглавляется заместителем Генерального прокуро­ра — Главным военным прокурором. Образование, реорганиза­ция и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляют­ся Генеральным прокурором РФ.

В систему органов военной прокуратуры на правах прокура­тур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, фло­тов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокура­тура, а также военные прокуратуры гарнизонов, военных фло­тилий, других соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Особенности организации и деятельности военной прокура­туры определяются характером ее полномочий, связанных с обеспечением законности в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях и органах, где предусмот­рена военная служба, а также с кадрами прокуроров и следова­телей, на должности которых назначаются лица, поступившие на военную службу и имеющие офицерские звания, в связи с чем они поощряются и несут ответственность не только в соот­ветствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации, но и в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооружен­ных Сил Российской Федерации.

К специализированным прокуратурам относятся транспорт­ные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры особо ре­жимных объектов и по надзору за исполнением уголовных нака­заний в виде лишения свободы.

Система транспортных прокуратур, в юрисдикцию кото­рых входит надзор за исполнением законов на железнодорож­ном, водном и воздушном транспорте, создавалась в основном применительно к сети железных дорог и включает транспортные Прокуратуры отделений железных дорог на правах районных, городских прокуратур[10, стр.395].

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, защиту экологических прав граждан предприятиями, уч­реждениями, организациями и их должностными лицами. Соз­даются и действуют на правах прокуратур субъектов РФ, а в ре­гионах на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры по исполнении законов на особо режимных объектах подчинены непосредственно Генеральному прокуро­ру, который и определяет их правовой статус. В организацион­ном плане их работа контролируется соответствующими подраз­делениями Генеральной прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уго­ловных наказаний осуществляют свою деятельность в исправи­тельных и воспитательных учреждениях системы Министерства юстиции РФ. Их задача — надзор за соблюдением законов ад­министрацией соответствующих учреждений и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание. Эти прокуратуры имеют ста­тус районных прокуратур и подчинены соответствующему про­курору субъекта Федерации.

 

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре» задачами (целями) прокуратуры являются:

1.обеспечение верховенства закона;

2.обеспечение единства и укрепления законности;

3.защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основные правовые положения, выражающие природу и сущ­ность организации прокуратуры и осуществляемого ею проку­рорского надзора, а также иных предусмотренных Федераль­ным законом направлений деятельности.

Исходя из анализа ст. 4 Закона «О прокуратуре», организация и деятельность прокуратуры базируются на четырех принципах:

1.законность;

2.единство и централизация;

3.гласность;

4.независимость прокуроров от федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и подчинение их только закону.

Законность — это общеправовой конституционный прин­цип. Принцип законности требует от прокуроров, во-первых, основывать всю свою деятельность на законе и, во-вторых, преследовать при этом цель обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности[9, стр.296].

Прокуратура, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как материального, так и процессуального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет прокуратуры, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может оправдать нарушения законности в деятельности прокуратуры.

«Единство» как составная часть второго из перечисленных принципов организации и деятельности прокуратуры предпо­лагает реализацию следующих правил:

а)              каждый прокурор действует как представитель единой
системы органов прокуратуры;

б)              прокуроры наделены одинаковыми  (за  некоторым ис­ключением) полномочиями; различия полномочий — лишь в
территории их действия  (продление сроков расследования и
заключения   под   стражу   —   это   исключение   из   рассматри­ваемого правила);

в)              любой вышестоящий прокурор может взять на себя обя­занности нижестоящего.

«Централизация» прокуратуры означает действие следую­щих положений:

а)              все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;

б)              подчиненность прокуроров идет строго по вертикали;

в)              вышестоящий прокурор вправе и обязан давать ниже­стоящим указания и отменять их незаконные или необосно­ванные акты;

г)              прокурор проводит в жизнь свое единоличное решение,
даже если оно противоречит решению коллегии.

Третий принцип — гласность — также разъяснен в ст. 4 За­кона «О прокуратуре». Здесь закреплено, что органы прокуратуры: действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит тре­бованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной спе­циально охраняемой законом тайне; информируют органы го­сударственной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации), органы местного самоуправления, а также граж­дан о состоянии законности. Однако в этом же нормативном правовом акте закреплено требование о том, что без разреше­ния прокурора или следователя никому нельзя разглашать ма­териалы проверок и предварительного следствия, проводимы? органами прокуратуры, до их завершения.

Следующий принцип — принцип независимости прокуроров от органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Независимость прокуроров обеспечивается целым ком­плексом гарантий. К числу таковых относятся:

1. требования к прокурорам, к лицам, назначаемым на долж­ность прокуроров, и порядок их назначения; присяга прокурора;

2. предусмотренные законом средства прокурорского надзора; запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность прокурора;

3. установленный порядок прекращения полномочий проку­рора;

4. право прокурора на отставку;

5. порядок привлечения прокуроров к дисциплинарной, ад­министративной и уголовной ответственности;

6. предоставление прокурору (за счет государства) материаль­ного и социального обеспечения, соответствующего его высо­кому статусу;

7. обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности прокурора, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества;

8. право прокурора носить и хранить боевое ручное стрелко­вое оружие (пистолет, револьвер) и специальные средства.

Так, прокуроры не могут быть членами выборных и иных структур, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также членами общественных объ­единений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Они не вправе совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной дея­тельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В органах и учреждениях прокуратуры не могут создаваться и действовать общественные объединения, преследующие поли­тические цели, и их организации.

Любое воздействие органов государственной власти (феде­ральных и субъектов Российской Федерации), органов Местного самоуправления, общественных объединений, средств Массовой информации, их представителей, а также должност­ных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им Решение или воспрепятствовать его деятельности влечет уста­новленную законом ответственность. Например, вмешатель­ство в деятельность прокурора или следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается вплоть до лишения свободы срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности  или  заниматься  определенной  деятельностью срок до трех лет или без такового.

Между тем к прокурорам разрешено применение мер дисциплинарной и даже уголовной ответственности. К дисциплинарной  ответственности   их  могут  привлекать  лишь  строго определенные Законом о прокуратуре вышестоящие прокуроры (руководители   органов   и   учреждений   прокуратуры).   Меры дисциплинарного  воздействия  (замечание,   выговор,  строгий выговор,  понижение  в классном  чине, лишение  нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Фе­дерации»,   лишение   нагрудного   знака   «Почетный   работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о не­полном служебном соответствии, увольнение из органов, про­куратуры) допустимы лишь за неисполнение или ненадлежа­щее исполнение служебных обязанностей, а также за соверше­ние проступков, порочащих честь прокурорского работника[9, стр.301].

По общему правилу взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения или шести — со дня совершения (по ре­зультатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения).

Законом предусмотрены некоторые ограничения, ка­сающиеся применения мер административного принуждения к прокурорам. Так, запрещено производить административное задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Исключе­нием из этого правила признаются лишь случаи, прямо пред­усмотренные федеральным законом, когда применение данных мер имеет целью обеспечить безопасность других лиц.

К уголовной ответственности прокурор может быть привле­чен лишь органами прокуратуры и, как правило, вышестоящим органом. Если заявление (сообщение) о преступлении, совер­шенном прокурором, поступило не в прокуратуру, а в другой орган предварительного расследования, оно должно быть на­правлено в соответствии с УПК в следственное подраз­деление вышестоящей, по отношению к той, где он работает прокуратуры. К примеру, заявление о получении прокурора района в городе взятки направляется в следственное подразде­ление прокуратуры города.

Предварительную проверку таких заявлений (сообщений) производят только органы прокуратуры. Они же возбуждают уголовное дело и производят предварительное следствие в полном объеме. Дознание в данном случае производиться не может. Органы дознания не могут производить неотложных следственных действий по данной категории преступлений уже потому, что возбуждение уголовных дел, получение объясне­ний и истребование материалов, а также осмотр места происшествия отнесены ст. 42 Закона «О прокуратуре» к исключитель­ной компетенции органов прокуратуры.

Еще одной гарантией независимости прокуроров является то обстоятельство, что даже отстраненному на период рассле­дования возбужденного против него уголовного дела прокурору выплачивается денежное содержание.

Заработная плата прокуроров не облагается подоходным налогом. Причем размер их должностного оклада находится в прямой зависимости от должностного оклада Генерального прокурора РФ, размер которого в свою очередь составляет 98 % оклада Председателя Верховного Суда РФ. Помимо долж­ностного оклада прокурор получает доплату за классный чин, выслугу лет, особые условия службы, сложность, напряжен­ность и высокие достижения в труде; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание по специальности, соответ­ствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслу­женный юрист Российской Федерации»; денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год; стоимость продо­вольственного пайка (если он не выдан в натуральной форме)[9, стр.303].

Помимо денежного содержания прокуроры обладают опре­деленным комплексом льгот. Так, они бесплатно по служебно­му удостоверению пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности — любым попутным тран­спортом, а работники транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков — всеми видами железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Информация о работе Конституционно-правовые основы оранизации прокуратуры в России, ее место и значимость в системе государственных органов