Конституционно-правовые основы оранизации прокуратуры в России, ее место и значимость в системе государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с.3
Глава 1. Правовая основа организации и деятельности органов прокуратуры
Глава 2. Система и структура органов прокуратуры….
Глава 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
3.1Направления деятельности прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ

 

«К защите допускаю»

___________________

«   »__________200_г.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИИ»

 

Тема: «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ, ЕЕ МЕСТО И ЗНАЧИМОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ»

 

 

Студентка                                                     

Группа                                                            Ю.01.06

Дневная форма обучения

Специальность                                             «Юриспруденция»

Руководитель                                                

                                                                         Кандидат исторических наук,

                                                                         Доцент кафедры публичного права

 

 

Минск

2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с.3

Глава 1. Правовая основа организации и деятельности органов прокуратуры

Глава 2. Система и структура органов прокуратуры….

Глава 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

3.1Направления деятельности прокуратуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной  справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Конституция Российской Федерации и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия, как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты. Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Российской Федерации, в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», иных нормативных актах РФ и республик в её составе, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

 

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Правовую основу организации и деятельности прокуратуры составляют нормативные правовые акты, которые рассматриваются нами в качестве источников прокурорского права (по нынешней   терминологии «прокурорского надзора как отрасли права). Под источниками прокурорского права понимают формы юри­дического закрепления правовых норм, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры [7, стр.66].

К числу таких источников относятся правовые акты (законы и подзаконные нормативные акты). Отне­сение к источникам прокурорского права актов органов судебной власти обусловлено особенностями процесса формирования рос­сийской системы права. Многообразие источников прокурорского права побудило ученых к их классификации и систематизации.

Прежде всего, следует отметить, что в России действуют законы и другие правовые акты уже не существующих государств — СССР и РСФСР. Названные правовые акты сохраняют свою силу полно­стью или в части, не противоречащей Конституции России 1993 г., а также в случаях, если республиканские акты РСФСР не заменены соответствующими федеральными законами РФ. Таким образом, к числу правовых источников относятся законы и иные нормативные акты СССР и РСФСР.

Среди правовых актов России как источников прокурорского права высшей юридической силой обладает Конституция РФ, при­нятая 12 декабря 1993 г. и в соответствии с абзацем 1 п. 1 ее второ­го раздела вступившая в силу со дня официального опубликования, то есть с 25 декабря.

В исключитель­ном ведении Российской Федерации находятся: «установление сис­темы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; форми­рование федеральных органов государственной власти»; «су­доустройство, прокуратура, уголовное, уго­ловно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности», «федеральная государст­венная служба» [1].

По предметам исключительного ведения принимаются феде­ральные конституционные законы и федеральные законы (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ), которые соответственно и рассматриваются как правовые источники, причем с меньшей юридической си­лой по отношению к Конституции РФ.

В соответствии с частью 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры России опреде­ляются федеральным законом. Таким федеральным законом явля­ется ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят    Государственной   Думой    Федерального    Собрания    РФ 18 октября 1995 г. В последующем в него вносились изменения и дополнения (от 23 декабря 1998 г., от 24 июня 1999 г., от 3 декабря 1999 г.). Необходимо лишь уточнить, что Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» не утратил юридической силы. Изменения и дополнения, внесенные в него, оказались столь существенными, что законодателем была изложена его новая редакция. Статьей 3 обозначенного Закона определены правовые основы деятельности прокуратуры — Конституция РФ, сам Закон, другие федеральные законы, а также международные договоры РФ.

Среди других федеральных законов выделяются так называемые кодифицированные акты (от одного из способов систематизации и кодификации). Например, Уголовным кодексом РФ 1996 г. преду­сматривается уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора. Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г. предусмотрен над­зор прокурора за процессуальной деятельностью органов предвари­тельного расследования. В Арбитражном процессуаль­ном кодексе РФ 2002 г. предусматривается участие в деле прокуро­ра. В статье 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1996 г. указывается, что прокурорский надзор за соблюдением за­конов администрацией и органов, исполняющих наказания, осуще­ствляется прокурорами в соответствии с ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

В иных федеральных законах, как правило, предназначенных для регулирования деятельности органов исполнительной власти, также содержатся нормы прокурорского права. Так, статьей 21 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. в редакции от 4 декабря 1998 г. урегулирован порядок осуществления прокурор­ского надзора за оперативно-розыскной деятельностью[7, стр.68].

К правовым источникам относятся также и многочисленные под­законные нормативные акты: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие. Наименьшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают приказы, указания, распо­ряжения, положения и инструкции, которые в соответствии с пунктом 1 ст. 17 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» вправе изда­вать Генеральный прокурор России.

Особое место среди источников прокурорского права занимают международные договоры Российской Федерации. В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры РФ являются со­ставной частью ее правовой системы. Возрастание роли указанного правового источника прокурорского права во многом обусловлено вступлением России в Совет Европы (с 24 февраля 1996 г.).

Источниками прокурорского права (как, впрочем, и любой другой области права) могут быть также акты органов судебной власти. В первую очередь имеются в виду решения Конституционного Суда РФ| который, разрешая противоречия между нормативными актами, во многих случаях создает нормы права, т.е. занимается правотворчеством. С формальной точки зрения это недопустимо, так как правотворческим органом в России является лишь Федеральное Собрание  РФ [1,ст. 94].  Вместе с тем Конституционный Суд РФ является, пожалуй,  единственным органом государства, способным «погасить» неизбежный всплеск противоречия в законодательстве и, таким образом, сохранить равновесие в отношении имеющихся трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Высказан­ное в юридической литературе предложение о возложении данной функции на другой орган государства — прокуратуру представляется недостаточно аргументированным и в большей мере преследующим ведомственные интересы [7,стр.70]. В соответствии со статьей 71 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решениями Конституционного Суда РФ являются: постановление, определение и заключение. В контексте данного вопроса для нас представляют интерес лишь постановления Конституционного Суда РФ.

Помимо актов Конституционного Суда РФ источниками проку­рорского права могут рассматриваться и решения иных органов судеб­ной власти: Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

 

 

 

СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура – особая система органов. Должностные лица этих органов – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществление прокурорской деятельности недопустимо.

           Систему прокуратуры трудно отнести к какой-либо из ветвей власти известной триады: законодательной, исполнительной или судебной. Во времена, когда создавалась концепция разделения властей, системы прокуратуры, тем более аналогичной современной, не было, хотя в некоторых странах и существовали королевские прокуроры. Да и основные функции королевских прокуроров были другими. На современном этапе определение места прокуратуры в системе разделения властей вызывает споры в научной среде. Одни ученые ограничиваются тем, что лишь констатируют своеобразие прокуратуры, другие считают прокуратуру особой системой органов исполнительной власти, третьи рассматривают органы прокуратуры как составную часть рассредоточенной контрольной власти, возникшей в дополнение к указанным трем ветвям власти. Существуют и иные точки зрения.

             В Конституции РФ положения о прокуратуре содержатся в главе «Судебная власть», что нельзя назвать верным и удачным. Детально задачи, организация, порядок деятельности, полномочия органов прокуратуры регулируются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими дополнениями).

В соответствии со ст. 129 Конституции России и Федераль­ным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокура­тура Российской Федерации — единая федеральная централи­зованная система органов, осуществляющих надзор за соблюде­нием Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняет иные функции, установ­ленные федеральным законом[5, стр.229].

Систему органов прокуратуры составляет Генеральная про­куратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные про­куратуры, прокуратуры городов и районов, другие территори­альные, военные и специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов, являющиеся юридическими лицами.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреж­дений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осу­ществляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятель­ность на территории Российской Федерации органов прокурату­ры, не входящих в единую систему, не допускается.

Генеральная прокуратура Российской Федерации возглав­ляется Генеральным прокурором, который имеет заместителей, в том числе первого заместителя. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная во­енная прокуратура во главе с заместителем Генерального проку­рора — Главным военным прокурором, а также отделения Гене­ральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляе­мые заместителями Генерального прокурора.

Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает Управления и отделы: организационное управление; управление кадров; управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности, по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; по обеспечению участия прокуроров в судопроизводстве, за законностью исполнения уголовных наказаний, отдел по делам несовершеннолетних и молодежи и другие. К подразделениям аппарата относятся также подразделения Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Управления и отделы возглавляются начальниками — стар­шими помощниками и помощниками Генерального прокурора. В штаты центрального аппарата включаются должности стар­ших прокуроров, прокуроров-криминалистов, старших следова­телей по особо важным делам и следователей по особо важным делам. При Генеральной прокуратуре состоят научные и учеб­ные заведения, и действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельно­стью органов прокуратуры, положение о котором утверждает Генеральный прокурор Российской Федерации[5, стр.237].

Генеральный прокурор назначается на должность и освобож­дается от должности Советом Федерации Федерального Соб­рания по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий - 5 лет. Заместители Генерального прокурора назначаются Сове­том Федерации по представлению Генерального прокурора. При вступлении в должность Генеральный прокурор приносит при­сягу.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним воен­ные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют заместителей, включая одного первого. Аппарат состоит из отделов и управле­ний, возглавляемых начальниками. В них имеются должности старших помощников и помощников, а также старших следова­телей и следователей по особо важным делам. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответ­ственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур[10, стр.392].

Информация о работе Конституционно-правовые основы оранизации прокуратуры в России, ее место и значимость в системе государственных органов