Проекты реформ разработанных М.М. Сперанским и причины их неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М.М. Сперанским и причины их неудач.

Работа состоит из  1 файл

Cперанский.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

 

Введение

     Россия  вступила в XIX век абсолютной  монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.

     Именно  с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Ближайшими советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад Российской империи. Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от Александра I их пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович Сперанский.

     Сперанский  был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором  начал работать над общим планом государственных реформ.

     Сперанский  был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

     Целью курсовой работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М.М. Сперанским и причины их неудач.

 

  1.Политическая ситуация в России

     Государственный строй Росси по своей форме  был самодержавно-бюрократическим. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения. Ситуация стала постепенно менятся с приходом к власти нового правителя.

     12 марта 1801 года в результате  дворцового переворота на российский  престол вступил Александр 1 (1801-1825). Первые шаги нового императора  оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой предыдущего царствования. Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с широкой программой преобразований в России и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника. Существовали два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия:

     это уравнение сословий перед законом  и введение их в совместную дружную  государственную деятельность. Это  были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения. Уравнение сословий перед законом изменяло самые основания законодательства. Таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные законы, прежние и новые.

     Перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Правительству представлялась необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его, направлять, воспитывать умы. Никогда цензура и народное образование не входили так тесно в общие преобразовательные планы правительства, как в истекшем столетии. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние[5].

     Основными вопросами того времени являлись: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства, вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.

  2.Краткая биография М.М. Сперанского

     Михаил  Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви.

     Родительский  дом Сперанский покинул на восьмом  году жизни. Около 1780 он был устроен  во Владимирскую епархиальную семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать дело отца.

     В середине 80-х годов XVIII в. во Владимирской семинарии существовали порядки, которые  во многом отражали общественные нравы  конца правления Екатерины II. Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской  семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале.

     Программа нового учебного заведения была составлена с учетом рационалистического и  философского духа того времени. Она  предусматривала изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, метафизики, риторики, так и дисциплин светских - математики, истории, греческого языка. В семинарии была богатейшая библиотека, в которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей. По решению Синода в Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу[8].

     Выпускникам Александро-Невской семинарии надлежало  возвращаться преподавателями в  те семинарии, откуда их направили. М. Сперанскому было сделано предложение остаться работать в Петербурге. Весной 1792 г. он был определен на должность учителя математики "главной семинарии" России.  В 1796 г в поисках дополнительных заработков Сперанский  устроился личным секретарем к генерал-прокурору А. Б. Куракину и некоторое время стал совмещал преподавательскую деятельность с работой у князя. В конце декабря 1796 г. он прекращает преподавание и становится российским чиновником..

     Восхождение  Сперанского по служебной лестнице было стремительным. Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую службу, он получил чин коллежского асессора, еще через девять месяцев - 1 января 1798 года - был назначен надворным советником. Спустя двадцать с половиной месяцев в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года - Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с половиной года  он превратился в видного сановника Российской империи.

     В марте 1801 г. Сперанский получил новое  назначение. Он  состоял статс-секретарем при Д. П. Трощинском, который исполнял работу государственного секретаря  при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в кругу  лиц, которые во многом определяли политику государства. Трощинский должен был представлять императору доклады и редактировать исходящие от него бумаги. Трощинский начал поручать Сперанскому составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра I было великое множество[12].

     Способности помощника Д. П. Трощинского привлекли  к себе внимание членов Негласного комитета. Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою "команду". В это время в Негласном  комитете шла работа по преобразованию созданных еще Петром I коллегий в министерства. В июне 1802 г., Сперанский возглавил в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований.

     Время работы М. М. Сперанского в Министерстве внутренних дел, приходящееся на 1802- 1807 гг., - это относительно спокойный отрезок его жизни.

     В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Император  стал приближать его к себе, поручая  ему «частные дела». Осенью 1807 года ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год спустя, - в Эрфурт на встречу с Наполеоном.

     Александр I назначил Сперанского товарищем (то есть заместителем) министра юстиции  и одновременно сделал его главным  советником в государственных делах.

     План реформ в виде обширного документа «Введение к уложению государственных законов», был изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого государя. Сперанский стал определять внутреннюю и внешнюю политику государства.

     В январе 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём, самым влиятельным сановником России, вторым после императора лицом в государстве.

3.План реформ М.М. Сперанского

     Взгляды реформатора М.М. Сперанского отражены в записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». В ней он высказал свое мнение по поводу конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права.

     Сперанский  указывает на то, что живые силы государства могут проявляться  либо в сосредоточенной форме, либо порознь, будучи распределенными среди  отдельных людей. Сперанский пишет: «Если бы права государственной  власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы:

     Первая  форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. При более мягкой форме подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве есть свобода. Но свобода эта не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо предохранять ее -по средствам  создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней  «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою гражданскую свободу[2].

     Гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны. .Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Сперанский считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией гражданской свободы. Идея состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы.

     Сперанский в программе своих реформ говорит также о создания правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида : свобод личных и свобод вещественных.

     Содержание  личных свобод:

     1. Без суда никто не может  быть наказан;

      2. Никто не обязан отправлять  личную службу, иначе как по  закону.

     Содержание  свобод вещественных: 1. Всякий может  располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан ни платить податей  и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

     Сперанский  повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций принимало во внимание существующее право.

     Сперанский  считает необходимым наличие  системы разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы.

Информация о работе Проекты реформ разработанных М.М. Сперанским и причины их неудач