Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:31, реферат

Описание

Юрий Крижанич (1618–1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую духовную хорватскую коллегию в Вене и венгро-болгарскую коллегию в Болонье. С 1640 г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св. Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает знанием античных и современных западноевропейских языков, приобретает фундаментальную образованность в богословских и светских науках (философия, история, юриспруденция, математика, астрономия и др.).

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ИПУ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

 

Хервой: Ты же слышал заповедь Божию и понял, что может.

 

Борис: Мне это кажется удивительным: как может король совершить грех из-за убранства?

 

Хервой: Король тогда  грешит, заводя много коней и много  слуг (особенно чужеземных), если ради этого притесняет, отягощает и  обижает подданных. А если царь заводит  много коней и слуг и всего прочего, необходимого для его чести и достоинства, но не обижает и не оскорбляет народ, тогда это не является роскошью.

 

3-е правило. "Чтобы  серебра и злата не умножал  себе чрезмерно" (Второзаконие, гл. 17). И это правило надо понимать  так же, как и предыдущее: то есть — да не собирает король казну, обижая народ, да не собирает казну жадно, неправедно, беспощадно, без конца и без меры и [пусть] надеется не на казну, а скорее на Бога.

 

"Царь праведный  укрепляет страну, а муж (или  царь) алчный ее разоряет" (Притчи, гл. 29.4).

 

"Как лев рыкающий  и голодный медведь, так и  нечестивый правитель над бедным  народом" (Притчи, гл. 28.15).

 

4-е правило. "Любите  мудрость все, правящие народами. Желание мудрости возводит к  вечному царству. Итак, властители  народов, если любы вам престолы и скипетры, возлюбите мудрость, чтобы вам царствовать вовеки" (Кн. премудрости Соломона, гл. 6.23). "Неразумный князь многих обидит понапрасну" (Притчи, гл. 28.16). "Мудрый царь вывеет нечестивых" (Притчи, гл. 20.26).

 

 

НАКАЗАНИЕ КОРОЛЕЙ: О ЖАДНОСТИ И О ПОБОРАХ

5. "Горе тем, которые  постановляют несправедливые законы, чтобы устранить бедных от  правосудия" (Кн. пророка Исайи, 10.1). "Они считают житие прибыльной  торговлею и говорят, что нужно  искать прибыль от всего и  даже от зла" (Кн. Премудрости Соломона, 15.12).

 

6. "Слушайте цари  и судьи концов земли. От  Господа дана вам власть и  сила от Всевышнего, и Он проверит  ваши дела и испытает намерения.  Ибо неправедно вы судили и  не соблюдали закона праведного. Страшно и скоро явится Он вам, и жесток будет суд над правителями. Ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны. Ибо сотворил Он и малого, и великого и одинаково обо всех промышляет" (Кн. Премудрости Соломона, 6.2).

 

7. "Князья твои —  законопреступники и сообщники воров, все они любят подарки" (Кн. пророка Исаии, гл. 1.23). "Князья Израиля — словно львы рыкающие. Судьи его — волки вечерние, не оставляющие [ничего] до утра" (Кн. пророка Софония, 3.3). "Едите плоть народа Моего и сдираете кожу с него" (Кн. Пророка Михея, 3.1). "Князья Израиля, как волки, хватающие добычу: проливают кровь и губят души, чтобы получить доход" (Кн. пророка Иезекииля, 22.27). "Слушайте, князья и судьи Израиля, созидающие Сион кровью, а Иерусалим — неправдою. И будет за то Сион распахан, как нива, а Иерусалим станет грудой камней" (Кн. пророка Михея, 3.9).

 

8. "Владычество переходит  от народа к народу из-за  обид, обманов и несправедливости. И нет ничего хуже алчного  правителя (Кн. Иисуса, сына Сирахова, 10.8). "Доколе будут торжествовать нечестивые? Попирают народ Твой, Господи, и наследие Твое угнетают" (Псалтирь, 93). "Ради страдания нищих и воздыхания бедных восстану ныне", — говорит Господь (Псалтирь, 11). "Неужели не вразумятся все, творящие беззаконие, съедающие народ Мой, как хлеб" (Псалтирь, 13).

 

9. "Выслушай слово  Господне, царь иудейский, и слуги  твои, и народ твой. Производите  суд и правду, спасайте обижаемого  от руки притеснителя, не обижайте  и не тесните пришельцев, вдов  и сирот и не проливайте  крови невинной. Если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари из рода Давидова, сидящие на престоле его. Если же не послушаете слов сих, то Мною клянусь, — говорит Господь,— что дом сей опустеет" (Кн. пророка Иеремии, 22.2).

 

Смотри же и накрепко запомни [это]. Бог приказывает королю защищать обиженных. По-божески ли правит король, который сам обижает весь [свой] народ нещадными поборами?

 

 

РАЗДЕЛ 26. О ПРИЗВАНИИ  КОРОЛЯ, О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ И  О ТИРАНИИ

1. В человеческом теле  — одна душа, а в ней —  три жизненные силы: разум, чувство и здоровье (6). В государстве душа — это король, а у короля и у его думы — три жизненные силы: мудрость, могущество и богатство. Посредством этих сил король один властвует над многими, и с их помощью он становится полным хозяином королевства, ибо благодаря им повелевает и управляет волей, разумом и жизнью подданных.

 

Благодаря богатству  король повелевает волей и желаниями  подданных. Так бывает, если он не старается  правдой и неправдой сам разбогатеть, а заботится об общем богатстве подданных и об изобилии да дешевизне в стране. Ибо тогда подданные становятся богатыми, и сам король бывает более богатым или истинно богатым. Ведь ничто не может быть для короля [столь] истинным богатством, как богатые и любящие своего короля подданные. Но плохо добивается любви [своих] подданных тот король, который для того, чтобы чрезмерно обогатить нескольких [людей], обижает алчным тиранством многих [других] и беспощадно грабит [их] имущество.

 

Благодаря могуществу король повелевает жизнью [подданных]: непокорных укрощает оковами, темницами, острогами, пытками, законами и охраняет королевство от нападений внешних врагов.

 

Благодаря мудрости король повелевает прежде всего самим собою  и своими желаниями, а затем, если он ревностно выполняет свою обязанность, — разумом [своих] подданных. Ибо обязанность или призвание короля — сделать подданных счастливыми. Если подданные видят, что король об этом заботится, то они понимают, что им хорошо жить при таком короле и таком правлении. И тогда они восхваляют деяния короля, подчиняют ему свой ум и разум и уважают его не только для вида, но от всего сердца.

 

Так король располагает  властью над волей, жизнью и разумом  своих подданных.

 

2. Каждое существо  должно воздавать Всемогущему  Преблагому Богу наивысшую честь, которая по-гречески называется "благочестием". Видов благочестия суть три: страх, любовь и почтение. Король — это Божий наместник, и подданные должны воздавать ему некую меньшую и человеческую честь, то есть страх, любовь и искреннее почтение, сразу же вслед за Богом и Божьими святыми.

 

Чтобы король вызывал  страх у подданных, нужна его  сила. Чтобы он был почитаем и  высокоуважаем — нужна его  мудрость. А чтобы он был любим  — нужно богатство, но не его королевское  богатство, а общее богатство  подданных, обеспеченное королем.

 

Так нас учит истина и  разум. Но льстецы поворачивают все  наоборот, и говорят королю льстивые слова, и стараются его убедить. Говорят, что достоинство короля состоит в огромном богатстве  и в безмерной казне. Говорят, слышь, что король будет чтим, если будет несметно богат и если будет иметь неисчислимую казну, алчно, мерзко, беспощадно собранную. Говорят, что [будет] он силен, ибо на жадно награбленные деньги сможет нанять много воинов. Говорят, что он будет мудр и высоко ценим другими королями, если не пренебрежет никакими алчными и жестокими способами собирания казны.

 

Но ведь те, кои твердят  это, безмерно ошибаются и обманывают [других]. Ибо казна, добытая силой  и жестокостью, означает не богатство, а бедность, потому что она является неизбежной причиной грядущих бед. Ведь такое королевство вовеки не может быть крепким, ибо ни одно сословие не довольно своим жребием, и все жаждут перемен (смотри разд. 22, пункт 11, о Польском королевстве (7)).

 

Сила, заключающаяся в  этой награбленной казне, совершенно ненадежна. Ибо если у того, кто все свои надежды возлагает на деньги, однажды не окажется денег, у него уже не будет никакого нового способа вернуть себе силу. И подданные оставят его, впавшего в бедность. Поэтому в чрезмерных заботах о казне нет никакой ни мудрости, ни чести, а лишь крайнее невежество и позор. Ибо во все времена и у всех народов те правители, которые жадно и жестоко собирали казну и гонялись за мерзкими, недостойными доходами, были всем ненавистны и не снискали у потомства ни славы, ни чести, а лишь ругательное прозвище тиранов.

 

3. Но покамест нет  ничего, что привлекало бы человеческие  сердца более, чем золото, и  нет никакой песни слаще, ни  совета приятнее, нежели указание, как стать богаче. Поэтому возле  королей всегда находится много таких, кои выдумывают разные способы сбора казны.

 

Некоторые из них —  добрые люди, но, однако же, они не всегда достаточно понимают и соображают, правилен ли их совет, полезен ли [он] и честен или, напротив, неправилен и вреден. А другие поступают преступно и заботятся лишь о том, как бы польстить и сказать угодное слово, чтобы заслужить королевскую милость. Они придумывают всякие способы, чтобы мучить бедных, подневольных подданных и высасывать у них кровь из жил и мозг из костей. Так они приводят весь народ в нищету и в крайнюю бедность.

Юрий Крижанич пропагандировал  идею славянского единства, которое, по его мысли, не могло состояться без унии православной и католической церквей. Главную роль в деле объединения  славян он отводил России. В 1657 году во Флоренции Крижанич видел русское посольство, которое произвело на него невыгодное впечатление, но укрепило его в мысли поехать в Россию. В 1659 году через Польшу и Украину Крижанич прибыл в Москву ко двору Алексея Михайловича. В Москве пропаганда Крижаничем идеи единства славянского мира не встретила понимая, а пропаганда унии церквей не могла не вызвать враждебного отношения. В 1661 году он по неизвестной причине был сослан в Тобольск, где прожил шестнадцать лет. Здесь он написал свои основные сочинения: «Политика» (1663-1666), «Об Божием смотрению» («О промысле Божием», 1666-1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674), «Грамматическое изыскание о русском языке», «О святом крещении», «Обличение на Соловецкую челобитную». В этих трудах он подвергнул критике различные стороны стороны жизни русского общества и выдвинул программу преобразований в Московском государстве, основанную на анализе его экономического положения и внутренней политической обстановки. Для усиления могущества России Крижанич считал необходимым укрепить централизованный государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, освоить новые виды сельскогохозяйственного и промышленного производства, перестроить организацию внешней и внутренней торговли. Исходя из своей программы объединения и возрождения славянства он требовал усиления активности России в юго-западном направлении, выступал против ее борьбы за выход к Балтийскому морю.

 

В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, Крижанич получил разрешение вернуться в Москву и покинул Россию. С 1678 года он жил в Речи Посполитой. В Вильно Крижанич стал членом иезуитского ордена, принял монашество под именем Августин. Приняв участие в войне с турками Юрий Крижанич погиб в битве Яна Собеского с турками под Веной.

 

Крижанич был энциклопедически образован, владел шестью языками, занимался  философией, богословием, историей, политэкономией, языкознанием, эстетикой, музыкой, писал  стихи. С его трудами был знаком Петр I, но большинство сочинений было опубликовано только в 19 веке. Высоко оценивал Крижанич познавательную и общественную роль философии. В «Политике» он рассматривал философию как важнейший компонент человеческой деятельности и видел в ней не только теоретическую дисциплину и особый вид интеллектуального искусства, но тщательную и обдуманную рассудительность, без которой невозможно обойтись в серьезных делах. Традиционно разделяя все знание на духовное (богословское) и мирское, Крижанич относил к последнему математику, механику и философию. В систему философских дисциплин он включал этику, экономику, политику, физику и логику.

 

Всемирную историю Крижанич понимал как процесс, в ходе которого одни народы приходят в упадок, а  другие достигают расцвета. Сторонник  провиденциализма, он утверждал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. В противовес меркантилистам он видел богатство государства в общественном производстве и его продуктах, а не в деньгах. Крижанич предпринял попытку создания «общеславянского языка» и использовал его в своих книгах. Одним из первых он подверг критике свидетельства русских летописей о призвании варягов, дарах Мономаха, показал тенденциозность современных ему иностранных сочинений (А. Олеарий, П. Петрий). Статьи и трактаты Крижанича являются ценным источником по истории России 17 века. Дополнительная литература 

 

О промысле (О Божьем смотрении). М., 1860.

 

 

Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. Вып.1-3. М., 1902-1909.

 

 

Бессонов П. А. Ю. Крижанич // Православное обозрение. 1870. № 1-11.

 

 

Русское государство  в половине XVII в. (Политика). Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859. Вып. 1-[6].

 

 

Дацюк Б. Д. Ю. Крижанич. М., 1946.

 

 

Политика. М., 1965.

 

 

Пащенко Е. «Политика» Ю.Крижанича  как произведение литературы барокко // Советское славяноведение. 1983. № 5.

 

 

Собрание сочинений. М., 1891-1892. Вып. 1-3.

 

 

Плеханов Г. В. История  русской общественной мысли. Соч.: В 24 т. Т. 20.

 

 

Из рукописного наследия Ю. Крижанича // Исторический архив. 1958. № 1.

 

 

Вальденберг В. Е. Государственные  идеи Крижанича. СПб., 1912.

 

 

Роганович И. Ю. Крижанич и его философия национализма. Казань, 1899.

 

 

Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984.

 

 

Брайович С. М., Жулинская  Э. В. Новые книги о лингвистических  трудах Ю. Крижанича // Филологические науки. 1988. № 6.

 

 

Golub I. Slovenstvo Juria Krizanica. Zagreb, 1983.

 

 

 

 

 

Случайная статья 

 

   

 

 

ПАНСЛАВИЗМ

 

  

ПАНСЛАВИ́ЗМ, 1) термин, введенный  в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими  деятелями для обозначения национально-освободительной  борьбы славянских народов. 2) Течение  в российской ...

 

 

МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ

ПАНСЛАВИЗМ

 

Информация о работе Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича