Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:31, реферат

Описание

Юрий Крижанич (1618–1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую духовную хорватскую коллегию в Вене и венгро-болгарскую коллегию в Болонье. С 1640 г. Крижанич проживал в Риме, где закончил греческий коллегиум св. Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает знанием античных и современных западноевропейских языков, приобретает фундаментальную образованность в богословских и светских науках (философия, история, юриспруденция, математика, астрономия и др.).

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ИПУ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

А для расточителей — корчма и квартира.

Сеймы собираются непрестанно,

Люди волнуются постоянно,

Чужеземцы ею управляют,

А все народы ее презирают (4).

 

 

5. Первая причина: потому  что на Руси, как мы уже до  этого сказали, легко можно  исправить изъяны и ошибки  правления. А у поляков [их] нельзя исправить.

 

6. Вторая причина: потому  что на Руси есть [только] один  господин, который располагает жизнью  и смертью [подданных]. А у поляков  сколько властелей — столько  королей и тиранов, сколько  бояр — столько судей и палачей.  Всякий может убить крестьянина, и никто с него не спросит и не накажет за это.

 

7. Третья причина: если  на Руси бывают в тягость  корчемные откупы и монополии  одного [только] великого государя, [то] у поляков и в Литве существуют  еще более тяжелые монополии  в боярских городках и селах. Ибо везде или еврее — откупщики сидят, или сам боярин раздает холопам вонючее питье, которое они выливают в помойку, но однако же должны [за него] платить.

 

8. Четвертая причина:  потому что у поляков дозволено  процветать всяким волкам, пожирающим души, то есть еретикам. Ибо к полякам сбегаются всех народов еретики, губители душ и служители дьявола, изгнанные из других мест. А на Руси они не могут ни жить, ни приходить, а, по Божьей милости, сохраняется правая вера.

 

9. Пятая причина: Польская земля — это прибежище людей со всего света. Ибо подобно тому, как на корабле вся грязь стекает в трюм, а на дворе — в лужу, так и в Польскую землю сходятся и свободно там живут всех народов злыдни: разбойники, воры, изменники, еретики, всякие преступники. И вдобавок [приходят туда] и целые бродячие народы. Оттого-то и сложены латинские стихи:

 

 

Польша — это новая  Вавилония,

Немцев, цыган, армян и  шотландцев колония,

Рай — для евреев, ад — для крестьян,

Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.

Земля ее — прибежище  для людей всего мира,

А для расточителей —  корчма и квартира и т.д.

 

 

10. Шестая причина:  польские благородные юноши странствуют,  скитаются, блуждают по свету.  И все европейцы считают их  глупыми, и все народы высмеивают  их в притчах. Ибо свое добро они понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней. А пока они так скитаются дома отдают бедных крестьян-христиан на откуп [и] под власть евреям, кои мучают их, как бесы [мучают] души.

 

А на Руси справедливо  и по достоинству запрещены такие  странствия, ибо они безмерно вредны. Потому-то и премудрые люди —  итальянцы или испанцы, хоть они  и вправе странствовать, однако же не странствуют. К тому же раз эти странствия не дозволены и не доступны королям и королевским сыновьям, то не следует, чтобы подданные имели большую свободу, нежели само господа и правители.

 

11. Седьмая причина:  потому что у поляков ни  одно сословие не может быть  довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и с костями. А на Руси их никто не притесняет.

 

Не могут быть довольны воины, ибо им никогда не платят жалования, и они не могут жить ничем иным, как воровством, разбоем и грабежом крестьян. А на Руси воинам всегда определена плата.

 

Не могут быть довольны и местные торговцы, ибо рядом  с ними свободно торгуют обманщики  всего света — цыгане, шотландцы, армяне, евреи. А евреи чеканят поддельные деньги, и принимают [там] самые негодные деньги из всех соседних королевств. А на Руси не дозволено жить цыганам и евреям.

 

Не могут быть довольны церковники, ибо среди них свободно вертятся еретики из всех стран и  проповедники всех ересей. А на Руси не могут жить еретики.

 

Не могут быть довольны и сами дворяне, кои так хвастают своей разнузданной свободой, ибо  из-за непрерывных сеймов они никогда  не имеют покоя, а всегда скитаются  и разъезжают и по пути везде покупают у евреев-корчемников хлеб и дрянное питье по дорогой цене. Приехав на сейм, они отдают итальянцам, шотландцам и остальным немцам за наемные дома, за вино и за иные товары все свое добро и закладывают тело и душу. А на Руси нет ни еврейских корчем, ни этих разорительных плат и расходов.

 

Не могут быть довольны и сами властели и весь народ польский, ибо при таком беспорядке они  всегда должны терпеть чужеземных королей  и вовеки не могут поставить короля из своего народа. А наш русский  народ имеет благочестивых царей и государей из своего собственного племени согласно заповеди во Второзаконии, в гл. 17, где написано: "Не ставьте царем чужеземца, раз он не брат ваш". И на Руси, по Божьей милости, нет чужеземных королей. И это одна из наибольших удач, и почестей, и милостей, кои Бог обычно дает людям. Ибо иметь чужеземного короля — это одно лишь зло, и несчастье, и позор, самый худший и отвратительный из всех зол.

 

В конце концов, не могут  быть довольны и сами эти сосватанные  чужеземные короли. Ибо сейм заглушает  их своим обычным криком, и если они что-либо прикажут, то люди их не слушают.

 

12. Вывод. Если кто-нибудь  обошел кругом весь свет, чтобы  отыскать наихудшее правление, [или]  если бы кто-нибудь нарочно  захотел выдумать наихудший способ  правления, он не смог бы  найти иного, более подходящего способа, нежели тот, коим ныне правят в Польской земле. А главные причины этого — своевольство, чужебесие и чужевладство.

 

13. Ибо из всех несчастий,  что могут выпасть [на долю] смертным людям, нет ничего  хуже, позорнее и недостойнее честного мужа, нежели чужевладство, то есть то, что им правит чужеземец. Муж, который умеет дорожить честью, должен скорее сто раз умереть, нежели допустить в своей стране чужевладство.

 

 

РАЗДЕЛ 23. О КОРОЛЕВСКОМ  ДОСТОИНСТВЕ И ВЛАСТИ

То, что было сказано в предыдущих беседах, относится ко всем подданным, а более всего к властелям, боярам и воинам. Пусть ценят они Божью милость и свое счастье. Пусть радуются этому нынешнему способу правления. Пусть никогда не пожелают перемен и не допустят чужевладства. Но пусть всем сердцем будут верны царю-государю и его царскому роду.

 

А теперь мы расскажем  о королевской власти, чтобы все  подданные поняли свою обязанность  и свой долг перед своими королями.

 

 

О ДОСТОИНСТВЕ ВЛАСТИ КОРОЛЕВСКОЙ

1. Итак, прежде всего  надо знать, что король нужен народу, как сердце в груди и как очи на челе. "Ибо там, где нет правителя, народ погибнет" (Притчи, 11. 14).

 

2. Король — пастырь  человеческий. "Избрал Давида, раба  своего, пасти Израиль, наследие  свое" (Псалтирь, 77.71). "Я, который говорю Киру: ты пастырь мой и исполнишь всю волю мою" (Кн. Пророка Исайи, 44).

 

3. Все законные короли  поставлены не сами собой, и  не людьми, а Богом. "Мною цари  царствуют и законодатели узаконяют  правду. Мною правят правители  и вельможи вершат праведный суд" (Притчи, 8.15). "Всякая душа да будет покорна высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога. Все власти на свете от Бога установлены. Кто противится власти, противится Божию установлению" (К римлянам, гл. 13).

 

4. Правитель — наместник,  и слуга Божий, и судья над злодеями. "Да будете повиноваться не только из страха наказания, но и по совести" (К римлянам, гл. 13).

 

5. Король подобен некоему  богу на земле. "Я сказал  — вы боги, и сыны всевышнего  все вы" (Псалтирь, 81)

 

6. Когда король вершит  суд, Бог руководит им, чтобы он не ошибся. "В устах царя слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде" (Притчи, 16.10).

 

 

О ПРЕРОГАТИВАХ ИЛИ ПРАВАХ КОРОЛЕВСКИХ

7. Самуил так объяснял  народу Израиля королевские права: "Вот какие будут права царя  — 

 

Сыновей ваших он возьмет  и сделает всадниками своими, и  будут они бегать пред колесницами  его, и поставит их воеводами.

 

Поля ваши и виноградники возьмет и отдаст слугам своим.

 

Рабов ваших, и рабынь, и скот возьмет и употребит  на свои дела.

 

От посевов ваших и стад возьмет десятую часть и отдаст ее слугам своим. И сами вы будете рабами его". (1 кн. Царств, 8.11).

 

Заметь здесь, что король вправе брать десятину с нив, виноградников  и стад. Справедливо также, чтобы  король был и слыл господином, а  подданные были его рабами. Однако отнимать силой нивы, виноградники и рабов своих подданных — несправедливо. Но все, что делают короли, будь то справедливым или несправедливым, Самуил называет королевским правом.

 

Первая причина: чтобы  показать разницу между королем и тем судьей, который правил тогда израильтянами. Ибо судья этот не мог ничего сделать по своей воле и сверх писанного закона, а король может. Ибо король является законодателем или, вернее, живым законодательством. К тому же сыновья судей не наследовали власть своих отцов, а королевские сыновья наследуют.

 

8. Вторая причина: потому  что над единожды помазанным  или коронованным королем нет  на свете судей в мирских  делах. Никому не дозволено  проклинать короля, хотя бы и  несправедливого, "Начальника в  народе твоем не поноси" (Исход, 22.28). Никто не может отказаться служить королю или изменить ему, хотя бы король и был несправедлив. "Чтите царя. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и дурным. Ибо такова есть воля Божия, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо" (1 послание Петра. Гл. 2.8). Никто не может наказать помазанного короля или поднять на него свою руку, ибо король — наместник, и помазанник, и угодник Божий. "Не прикасайтесь к помазанникам моим" (Псалтирь, 104). "Как не побоялся ты поднять руку на помазанника Господня" (2 кн. Царств, гл. 1. 14). И церковное правило гласит: верховную власть никто не судит.

 

9. Что же делать, если  король будет лютым притеснителем,  обидчиком и мучителем народа? Ответ: народ должен приписать  эту беду своим грехам, и исправиться, и просить Бога о помощи, и умолять короля [смилостивиться]. Ибо злых королей Бог посылает за людские грехи. "За грехи людские ставит царем лицемера" (Кн. Иова, 34.30). "Дам им отроков в начальники, и дети будут править ими" (кн. Пророка Исайи, 3.4). "Горе той земле, где правит отрок, и где князья едят слишком рано. Блаженна земля, где царь славен родом и где князья едет в свое время (Кн. Иисуса, сына Сирахова, 10.16) (5).

 

 

О ДОЛГЕ ПОДДАННЫХ

Королю положена королевская  дань. "Отдайте всякому должное: кому дань — дань, кому оброк — оброк, кому страх — страх, кому честь — честь" (К римлянам, 13). "Отдайте кесарево — кесарю, а Божие — Богу" (Ев. от Матфея, 22. 21). Сам Царь Небесный, живя меж людей в обличии раба, платил дань земному царю (Ев. от Матфея, 17. 24).

 

Подданные должны быть покорны  королю, "Научи их: да будут покорны  правителям и наместникам, послушны их повелениям и готовы на всякое доброе дело" (1 послание Петра, 2.13). "Все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем. Кто воспротивиться повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты не повелишь ему, да умрет" (Кн. Иисуса Навина. 1.17).

 

Подданные должны молиться о здравии короля. Павел: "Молитесь за царей и всех начальствующих" (1 послание к Тимофею, гл. 2.1) Варух: "Молитесь о жизни царя Навуходоносора и о жизни Валтасара, сына его" (Кн. Пророка Варуха, 1.11).

 

Подданные должны быть абсолютно  верны королю. Павел: "Рабы, повинуйтесь  господам своим по плоти со страхом  и трепетом. В простоте сердца вашего, как Христу. Не на показ служите, как людям прислуживая, но как рабы Христовы, выполняйте с охотой желание Божье. С охотой служите, как Господу, а не как людям" (Послание к ефесянам, 6.5). "Рабы, повинуйтесь во всем господам своим по плоти. Служите им не на показ, а чистосердечно, со страхом Божиим. Вершите все дела без обмана, от чистого сердца и по доброй воле" (Послание к Титу, 2.9). "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабо не было хулы на имя и на учение Господне. Те, что имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, раз они верные и возлюбленные и благодетельствуют им" (1 послание к Тимофею, 6.1). <…>

 

 

РАЗДЕЛ 25. ОБ ОБЯЗАННОСТИ  КОРОЛЯ (ИЗ СВЯТОГО ПИСАНИЯ)

Поскольку мы уже узнали, каковы обязанности подданных перед  королем и членов перед головой, надо чтобы мы поняли и обязанность  короля: что должна делать голова для  членов или король для подданных. И здесь, прежде всего, надо знать  заповеди и правила королевские, которые Бог установил специально для королей и велел соблюдать.

 

1-е [правило]. "Чтобы  не надмевалось сердце его  пред братьями его" (Второзаконие, гл. 17).

 

2-е правило. "Чтобы  он не умножал себе копей" (Второзаконие, гл. 17). То есть, да избегает король роскоши в выезде и во всем остальном убранстве своего величества.

 

Борис: Что ты говоришь? Может ли король согрешить, добиваясь  нарядного убранства и роскоши?

Информация о работе Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича