Кукрыниксы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:04, реферат

Описание

Биография творческого коллектива, место Кукрыниксов в истории, список работ, роль Кукрыниксов во второй мировой войне.

Работа состоит из  1 файл

КУ.doc

— 480.50 Кб (Скачать документ)
 

КУ

    КРЫ

             НИК

                   сы 

  • Михаил Васильевич Куприянов
  • Порфирий Никитич Крылов
  • Николай Александрович Соколов
 
 
 
 

Биография коллектива

Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий участников коллектива

  • Куприянова
  • Крылова

а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии 

  • Николая Соколова.

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально  — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось еще в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В Московский Вхутемас художники съехались из разных концов. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем в стенгазете Вхутемаса как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, еще живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года присоединился Соколов, и в этой же стенгазете работали уже втроем как Кукрыниксы.

В группе происходил поиск нового единого стиля, используя  мастерство каждого из авторов. Первыми  под перо карикатуристов попали герои  литературных произведений. Позже, когда  Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись политической карикатурой.

"Наш  коллектив, по  правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой, - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности".

Список произведений

шаржи

  • Владимир Маяковский 1928
  • А. Давыденко 1932
  • М. Горький 1934

Иллюстрации

    Клим  Самгин у Марины.

    Иллюстрация к роману М. Горького «Жизнь Клима Самгина» 1933. Литературный музей М. Горького 

    Временное правительство за работой.

    Иллюстрация к «Истории гражданской войны в СССР»  1935 Третьяковская галерея 

    Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина  «Дикий помещик» 1939 Третьяковская галерея 

    Первое  знакомство.

    Иллюстрация к рассказу Чехова «Дама с собачкой» 1945 – 1946 Третьяковская галерея 

    Павел Власов выступает  на суде.

    Иллюстрация к роману А.М. Горького «Мать» 1950

    Третьяковская галерея 

    Войска  движутся на фронт.

    Иллюстрация к трилогии А. Н. Тольстого «Хождение по мукам» 1956  

    Соколов с Ванюшкой.

    Иллюстрация к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» 1964  

    Пертрет Левши.

    Титул к сказу  Н.С. Лескова «Левша» 1973  

    Город Тула.

    Иллюстрация к сказу  Н.С. Лескова «Левша» 1973 

Карикатуры и агитплакаты серии «Фашистская чума»

15 лет Советской власти 1932 
Божество Германского фашизма 1935 
Петля берлинского происхождения 1938 
Итало-германские вариации 1938 
Убей его! 1942 
Беспощадно разгромим и уничтожим врага! 1941 
Клещи в клещи 1941 «Окна ТАСС» 
Бьемся мы здорово 1941 
В Москве калачи, как огонь горячи 1941 
Долг платежом красен 1941 
Превращение «фрицев» 1942 «Окна ТАСС»  
К победе!  
Потеряла я колечко… 1943 
После Туниса 1943 
Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось 1943 
Руки коротки 1944 
На приеме у бесноватого главнокомандующего  
Три года войны 1944 
Два котла 1944 «Окна ТАСС» 
У ворот восточной Пруссии 1944 
Последняя цифра 1945

Карикатуры и агитплакаты  серии «Поджидатели войны»

«Чернильный» заокеанского клеветника 1957 
Короткая память 1959 
Раздуваю 1962 
Способны на любые акции 1980 
Двое чокнулись толково  
Новая исполнительница старых песен 1968 
И щуку бросили в реку 1964 
- Суд идет, прошу встать!  
«2-Адольф-2» 1967 
Учитель и его ученики 1974 
Неофашизм 1980

Карикатуры и агитплакаты  серии «Бизнесмены «удачи»

«Риск…благородное дела» 1962 
Подминает 1974 
В мире акул 1962 
«Уолл-стрижка» 1949 
Американский подарок британскому льву 1958 
Чего хочет американская левая нога 1962 
«Долгий ящик» 
Не удержаться 1971 
Фунт упал 1967 
Большой вопрос 1971 
Общими усилиями 1969 
Вопрос 1979 
Скандал на «Общем рынке» 1964

Живописные работы

Бегство фашистов из Новгорода 1944 – 1946 Русский музей

Таня 1942 – 1947 Третьяковская  галерея

Конец 1947 – 1948 Третьяковская  галерея

                    Другие серии работ Кукрыниксов

«Мракобесы большой  дороги» - серия, сатирически изображающая США и капитализм. 1968 – 1980

«Опекуны колониализма» - серия, обличающая лицемерие политики запада в отношении бывших колоний. 1957 – 1978

«Заокеанские головорезы» - серия о жестокости политики США в отношении стран третьего мира и о том, что для США жизнь человека – ничто. 1965 – 1970

«Прислужники Пентагона» - серия карикатур на политику, проводимую Западом. 1970 – 1980

«Ядерные маньяки» - серия карикатур на тему агрессивности блока НАТО 1960 – 1983 (Холодная война)

Также были серии рисунков «Старая Москва» (1932) «Бытовые вредители» (1932) «Транспорт» (1933) «Лицо врага» (1933) «О дряни» (1960)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      Далеко не уедешь

                    Место Кукрыниксов в истории 

Молодому СССР была нужна острая партийная сатира, высмеивающая все то, что противоречило линии развития страны, обличающая империализм, антипод коммунизма, и фашизм, главного его врага. Ведущим жанром этого вида искусства, острейшим оружием сатиры является политическая карикатура.

Кукрыниксы создавали для миллионов соотечественников образ «прогнившего» западного мира, и вместе с этим формировали взгляд советских людей на империализм - ненависть и презрение к капитализму. В то же время они изображали Советский Союз единственным в мире правильным, справедливым государством, каждый шаг которого мотивирован благими целями.

В годы первых пятилеток строители социализма видели плакаты Кукрыниксов там, где ценой больших потерь ковалась оборонная и индустриальная мощь нашей Родины, а в годы Великой Отечественной войны – в окопах.

27 июля 1941 года Кукрыниксы вступили в строй «Окна ТАСС» — форма антифашистской агитации и пропаганды. Вместе с произведениями В.Лебедева-Кумача, А. Александрова, И. Тоидзе с первых дней войны навсегда в историю вошел плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», ставший призывным изобразительным лозунгом, поднимавшим людей на борьбу с врагом.

В 1945 году завершился разгром нацизма. Вторая мировая война закончилась. Но на смену «горячей» пришла «холодная война». И вновь потребовалось оружие сатиры— политический плакат и карикатура, воспитывающие в людях ненависть к капитализму и главному сопернику СССР в гонке вооружений – США.

В жестокое и противоречивое время ХХ века, века политических игр и заговоров, в которых участвовали все ведущие страны мира, более всего необходимы были именно такие художники, создававшие и укреплявшие в сознании народа нужные интересам государства мифы, предоставлявшие народу факты под определенным углом зрения. Несмотря на то, что это пропаганда, работы Кукрыниксов искренни, они проникнуты неподдельной ненавистью к врагам родины, крепкой верой в содействие укреплению мира на земле. И эта вера передавалась миллионам людей, живших в СССР. Поэтому Кукрыниксы занимают почетное место в истории нашей страны. 
 
 
 

       

        Творческая манера Кукрыниксов    

Меткие определения  Куприянова, сарказм Крылова, мягкий юмор Соколова, профессиональное мастерство и зоркое видение жизни художниками – все это синтезировалось в их творчестве. 

Выбор тем 

В первые годы своего самостоятельного творчества Кукрыниксы обратились к шаржу, к тому виду искусства, которое сочетает остроту восприятия характера человека, умение подметить  типичное в нем и передать суть изображаемого.  

В конце 1928 года художники  оформили новую комедию Маяковского  «Клоп». Работа над спектаклем направила  творчество Кукрыниксов на борьбу с  мещанским бытом, следовательно, темы, выбираемые художниками, стали житейскими. Действие могло происходить в коммуналке или на улице, сюжеты как правило были обыденными, но безусловно утрированными и комичными.   

Также Кукрыниксы — прекрасные иллюстраторы классиков русской и советской литературы: произведений Гоголя, Горького, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Лескова и т.д. 

 После встречи  с Горьким в 1931 году Кукрыниксы отдают предпочтение партийной сатире. Темы, выбираемые ими теперь, - актуальные на тот момент проблемы и вопросы. Это идеологическая борьба социализма и империализма, это призывы работать на благо страны. Далее именно политика стала основной темой творчества

Кукрыниксов. 

Выбор жанра 

Кукрыниксы работали в жанре бытовой, портретной, социальной и политической карикатуры. Самостоятельно каждый художник работал и в жанре пейзажа. Выбор жанра карикатуры обуславливается тем, что творчество Кукрыниксов было нужно здесь и сейчас. Кукрыниксы должны были мгновенно отреагировать на какое-либо историческое событие и емко, лаконично и остро воплотить его суть в работе, чтобы донести ее до как можно большего количества людей в кратчайший срок.

«Рисунок  и стихи должны были поспеть к  сроку, чтобы в  тот же вечер попасть  в печатную машину. И при этом надо было стремиться к  строгой простоте, к лаконичности, чтобы  как можно точнее бить в цель» (Кукрыниксы).

Есть и не карикатурные работы Кукрыниксов на исторического жанра. 

Вид  

Как правило, графика: черно-белая (карикатуры) и цветная (плакаты), однако есть и живописные работы.  

Типичная композиция 

Информация о работе Кукрыниксы