Исторические условия, в которых происходила деятельность Б.Н.Ельцина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание

Признание народа творцом истории, решающей силой исторического развития не означает отрицания или умаления роли личности в истории.
Ученым еще предстоит сказать свое веское слово о времени правления Ельцина - последнем десятилетии ХХ века. Потому что оно, несомненно, относится к одному из самых драматичных и противоречивых периодов в истории России. Не случайно до сих пор не утихают споры о том, были ли годы правления Ельцина благом для страны или все последнее десятилетие ХХ века следует рассматривать лишь со знаком минус. За это время произошло так много

Работа состоит из  1 файл

Ельцин Б.Н.2.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

     В ночь с 20 на 21 августа произошел инцидент, оказавший значительное влияние на развитие политической ситуации. При странных обстоятельствах погибли три молодых человека из числа «защитников» Белого дома. Последовавшее позже расследование этих событий показало, что случившееся было скорее даже не несчастном случаем, а результатом заранее продуманной провокации. Тем не менее факт пролития крови «мирных» жителей находящимися в подчинении ГКЧП военными стал последней каплей, которая предрешила конец колебаний и без того неустойчивых сторонников комитета и позволило российскому руководству начать развернутое политическое наступление на своих противников и одержать полную и безоговорочную победу. Многое зависело от позиции Горбачева. В Форос к Горбачеву почти одновременно прибыли и сторонники ГКЧП, и представители российского руководства во главе с вице-президентом А.В.Руцким. Горбачев сделал свой выбор, отказался принять «заговорщиков» и поздним вечером 21 августа 1991г. вернулся в Москву в окружении «победителей». В последующие дни члены ГКЧП были арестованы, Б.К.Пуго по официальной версии покончил с собой. Произошло это 21 августа ночью при так и не выясненных до конца обстоятельствах.

     По возвращении в  Москву Горбачев формально восстановил свою власть. В действительности, однако, она все больше ускользала из его рук и на деле переходила к Ельцину. В 9 часов утра 22 августа Министерство обороны СССР отдало приказ о выводе из Москвы и без того оказавшихся бесполезными войсковых подразделений.

     Трехдневный хаос  позволил Ельцину взять управление  страной, замкнуть на себя армию,  безопасность, внешнюю политику, финансы.

     После августовского кризиса сложилась ситуация, при которой принимаемые лидерами решения не соответствовали ни Конституции, ни иным законам СССР. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отказа от серьезных интеграционных предложений. С конца августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур.

     На волне  противостояния с ГКЧП ВС РСФСР  постановлением от 21 августа 1991г.  предоставил Ельцину право впредь до принятия закона РСФСР об управлении краем, областью отстранять от должности председателей советов народных депутатов всех уровней в случае неисполнения ими законодательства СССР, а также исполнения ими решений антиконституционных органов. Не менее революционным был второй пункт постановления, которым Ельцину предоставлялось право («впредь до принятия закона», где бы регулировался порядок выборов, т.е. на четко неопределенный срок) единолично назначать и освобождать от должности глав администраций краев, областей и др. (должности введены этим же постановлением). Глава администрации становился правопреемником исполкома Совета народных депутатов. Документ значительно ограничил властные функции Советов. Выстраивание «президентской вертикали» началось еще до августовского кризиса. 14 августа 1991г. указом президента были назначены первые 14 его представителей на местах. К концу 1991г. Ельцин назначил своих представителей более чем в 50 регионов России. Все они были народными депутатами либо РСФСР (в основном члены фракций, входящих в «Демократическую Россию»), либо СССР (практически все члены межрегиональной депутатской группы).

     Указом  от 23 августа 1991г. Ельцин приостановил  деятельность Коммунистической  партии РСФСР на том основании, что она поддержала ГКЧП. (Указом от 6 ноября 1991г. Ельцин запретил на территории РСФСР деятельность КПСС и КП РСФСР; легальная деятельность Коммунистической партии была восстановлена по решению Конституционного суда РФ от 30 ноября 1992г.). Согласно указу президента от 25 сентября «об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР, все партийное имущество, включая денежные и валютные счета, становились государственной собственностью России». Горбачев объявил о сложении с себя обязанностей генерального секретаря и призвал партию самораспуститься. Эти события вызвали цепную реакцию в союзных республиках.

     2 сентября  Ельцин, Горбачев и высшие руководители  союзных республик выступили  с заявлением, в котором объявили  о создании на переходный период (до принятия новой Конституции) нового органа – Государственного совета (президент СССР и руководители союзных республик) для согласования вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик. Законом СССР от 5 сентября 1991г. был упразднен кабинет министров СССР.

     Возобновивший  свою работу 28 октября 1991г. V съезд народных депутатов РСФСР (первоначально заседал 10-17 июля 1991г.) расширил полномочия президента, предоставив Ельцину право сформировать «кабинет реформ», самостоятельно решать кадровые вопросы в системе исполнительной власти, в течении года возглавлять правительство и издавать указы, имеющие силу закона, приостанавливать действия актов глав исполнительной власти республик в составе РСФСР, если они противоречат Конституции и законам РСФСР, а с января 1992г.- приступить к радикальной экономической реформе. Решение данного съезда легализовали ситуацию, при которой представительные органы власти фактически лишались реального права корректировать то, что делала власть исполнительная. Уже тогда Ельцин получил огромные полномочия. И хотя решения предусматривали, что полномочия даются временно, на один год, Ельцин впоследствии настаивал на том, что такое положение следует сохранить на значительно больший период. Со времени V съезда эти темы - время «чрезвычайных полномочий», выборы модели экономических преобразований и формирование команды реформаторов являлись основными в политическом противостоянии 1992-1993гг. Съезд своим постановлением отменил назначенные ранее Верховным Советом РСФСР 8 декабря 1990г. выборы глав администраций, сохранив «августовский» порядок – назначение на эти должности указом президента России. V съезд народных депутатов сыграл важную роль в рождении нового политического режима.

     6 ноября 1991г.  Ельцин сформировал и возглавил правительство РСФСР. 15 ноября 1991г. подписал пакет президентских указов и правительственных распоряжении, направленных на замену общесоюзных органов управления российскими.

     Одним из  компонентов демонтажа союзных структур стало назначение на высшие должности СССР только тех лиц, которых поддерживало российское руководство. Горбачев был лишен права самостоятельно подбирать людей по своему усмотрению. Определился и главный критерий назначения на ключевые должности: отношение к ГКЧП и степень поддержки российского руководства в августовские дни 1991г. Шанс на назначение получали лишь те, кто активно выступал на стороне Белого дома, «нейтральные» кандидатуры не рассматривались.

     К началу  декабря 1991г. большинство союзных  структур были либо ликвидированы, либо поделены, либо перешли под юрисдикцию России, либо были просто дезорганизованы.

     Все попытки  Горбачева возобновить работу  по подписанию нового союзного  договора потерпели неудачу. 

     8 декабря  1991г. Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Беловежские соглашения, в которых было заявлено о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности и о создании СНГ без единых органов власти и управления. Соглашение было подписано вопреки референдуму о сохранении СССР, который прошел 17 марта 1991г. Формально Союз продолжал существовать также и потому, что о выходе из него не заявили другие республики, согласно Конституции являвшиеся соучредителями единого государства наравне с Россией, Украиной и Белоруссией. 21 декабря 1991г. в Алма-Ате к беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились еще восемь республик.

     Беловежское  соглашение разрушило СССР и  вызвало ряд кровопролитных конфликтов  на постсоветском пространстве. Самым негативным последствием распада СССР стало формирование однополярного мира.

     23 декабря  во время встречи Горбачева  и Ельцина были обсуждены вопросы,  связанные с прекращением деятельности  союзных структур. 25 декабря Ельцин  получил всю полноту президентской  власти в России в связи с отставкой президента СССР Горбачева.

 

Задачи, которые  стремился решить Ельцин. Реформы.

 

     Период с 1989 по 1991г. стал временем стихийного развития все еще находившегося на своей эмбриональной стадии советского капитализма. В результате сложных политических, экономических и идеологических процессов перестроечного времени в 1990г. в СССР была легализована частная собственность. В 1990-е г. была создана новая экономическая инфраструктура: система современных частных банков, инвестиционных компаний, бирж, стали применяться современные финансовые инструменты. После распада СССР Россия стала субъектом международного права, правопреемником СССР. Ликвидация прежней системы управления усугубила экономический кризис, возникший в результате перестройки. Неопределенность социально-экономической ситуации заставляла производителей создавать товарные запасы, что практически парализовало потребительский рынок.

     Реформы Ельцина начались с либерализации цен в январе 1992г., что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. 2 января 1992г. вступил в силу указ Ельцина о либерализации цен (подписан 3 декабря 1991г.). 29 января 1992г. подписан указ «О свободе торговли», дававший возможность заниматься торговлей каждому, кто пожелает. Однако либерализация цен привела к их стремительному росту. В 1992г. вместо первоначально обещанного двух – трехкратного повышения инфляция составила 2509%. Гиперинфляция уничтожила многолетние сбережения граждан, резко ухудшилось положение пенсионеров, большая часть населения получало мизерные зарплаты. В промышленности сокращался объем выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабельных предприятий особенно острым стал платежный кризис. Сокращались расходы государства на здравоохранение, образование, оборону, науку, культуру. Оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки разрушались. Россия столкнулась с безработицей. Все это вело к массовому обнищанию населения.

     В начале 1992г. правительство приступило к приватизации государственного и муниципального имущества. Активное участие в создании правовой базы приватизации приняли приглашенные правительством американские эксперты. 3 июля 1991г. Верховным Советом РСФСР был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» и на его основе утверждена программа приватизации. 29 декабря 1991г. президент издал указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Предусматривалось акционирование государственных предприятий, а также их конкурсная или аукционная продажа. Также предполагалось открытие именных приватизационных счетов граждан и выпуск именных приватизационных чеков, которые граждане могли бы обменять на акции. Однако фактически приватизация пошла по другому пути (проводилась под руководством зампредседателя правительства А.Б.Чубайса). В правительственную программу приватизации были внесены коррективы, в частности, позволявшие трудовым коллективам выкупать по остаточной стоимости 51% акций своих предприятий (указ Ельцина от 1 июля 1992г.), что на деле означало закрепление преимуществ за администрациями переходивших в собственность объектов. 14 августа 1992г. Ельцин издал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ», на основании которого начался выпуск чеков «на предъявителя» (ваучеров, стоимость которых была изначально запредельно низкой), что, в свою очередь, привело к их массовой скупке у обнищавшего населения по незначительной цене и концентрации в руках у немногих лиц.

     В соответствии  с указом Ельцина от 28 июня 1994г., утвердившим новый порядок приватизации, начался «денежный» этап разгосударствления собственности, который продолжается и поныне

     В 1992-1993г.  было разгосударствлено более  половины предприятий. Возник  обширный частный сектор, который  контролировался финансовыми структурами,  тесно связанными с бюрократией,  теневым и иностранным капиталом.  

    По большому счету «реформаторы» в основном лишь добросовестно выполняли рекомендации МВФ, разработанные с целью создания максимально благоприятных условий для распродажи за бесценок собственности России и превращения страны в сырьевой придаток  Запада. Конечно, о такой участи России либералы вслух не говорили, а, ссылаясь на опыт Запада, пытались внушить всем мысль, что частный собственник всегда является более эффективным управленцем, чем государство, и потому только немедленная масштабная приватизация способна обеспечить стране экономическое процветание, а россиянам – материальное благополучие.

     Радикальные  экономические реформы обострили  социально-политические противоречия. Начались массовые акции протеста, организаторами которых стали коммунисты. Участники митингов требовали восстановления СССР и власти коммунистической партии. Часть общества, ранее поддерживавшая «демократическое» движение, теперь выступала против реформ. Сторонники реформ также проводили многотысячные уличные манифестации.

     Раскол  в обществе вел к размежеванию в политической элите. Против политики и.о. председателя правительства Гайдара Е.Т. уже на первом этапе реформ выступили председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и вице-президент А.В.Руцкой. Но Ельцин твердо отстаивал курс правительства, что вскоре привело к острому конфликту между президентом и парламентом. Противостояние между исполнительной и законодательной властью разворачивалось и в регионах.

     В конце 1992г. в обществе сложилось убеждение, что реформы не принесли обещанных результатов. Между тем Ельцин предложил 7-му съезду народных депутатов РФ (1-15 декабря 1992г.) утвердить кандидатуру Гайдара в качестве председателя правительства. Большинство депутатов проголосовало против и внесло в Конституцию поправки, ограничивающие власть президента. 11-14 декабря 1992г. при посредничестве Конституционного суда был достигнут компромисс: полномочия президента восстанавливались, на апрель 1993г. назначался референдум о доверии президенту и съезду. Под давлением депутатов Ельцин отправил Гайдара в отставку. Председателем правительства стал В.С.Черномырдин, который продолжил прежний курс.

Информация о работе Исторические условия, в которых происходила деятельность Б.Н.Ельцина