Иеремия Бентам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:23, биография

Описание

Иеремия Бентам родился в Лондоне 15 февраля 1748 -1832. Он принадлежал по рождению к зажиточной адвокатской фамилии, где занятие адвокатурой считалось наследственным и переходило из поколения в поколение.

Работа состоит из  1 файл

европейский либерализм.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Иеремия Бентам

биография 

Иеремия Бентам родился в Лондоне 15 февраля 1748 -1832. Он принадлежал по рождению к зажиточной адвокатской фамилии, где занятие адвокатурой считалось наследственным и переходило из поколения в поколение.

 Выдающийся английский мыслитель, основоположник теории пользы, или утилитаризма. В конце XVIII века, после скептицизма и критицизма принципов и лозунгов эпохи Просвещения, вновь начался поиск системного объяснения окружающего мира. Среди авторов, которые делали попытку создать такую целостную систему, которая бы могла охватить и объяснить все явления окружающего мира, был единственный юрист - Иеремия Бентам. Он был чрезвычайно одаренным ребенком (в 4-летнем возрасте знал латинский и греческий языки), Окончил университет в Оксфорде и с 1792 г., унаследовав от отца большое имущество, который обеспечивал ему полный материальное благосостояние, работал адвокатом и много путешествовал. Мировую и общеевропейскую славу он получил раньше, чем стал хорошо известен в Англии, что объяснялось выходом его первых работ на французском языке, благодаря своему товарищу. Вместе с Джеймсом Милем (отцом Джона Миля) он организовал группу "философов-радикалов", к которой принадлежал также известный экономист Давид Рикардо. Большой интерес он проявлял уголовным и также пенитенциарных правом. Бентам даже разработал проект сооружения тюрьмы, которая называлась Паноптикум, построенной таким образом, чтобы надзиратель из одного места мог видеть все, что делается в каждой камере. До конца жизни он интересовался этой проблемой и был признанным авторитетом по этому вопросу. Иеремия Бентам способствовал рационализации и гуманизации английского уголовного права и процесса.

Основательно  изучая проблемы кодификации и разрабатывая целую теорию легисляции, он создает  труд "Введение в основы нравственности и законодательства", увидевшей свет в 1789 г. Эти вопросы в деталях изложены также в трудах "Трактат законодательства гражданского и криминального" (1802), "Предложения кодификации, направлены всем народам, которые признают либеральные взгляды" (1822) и в "Конституционном кодексе" (1830). Многие из его работ была опубликована посмертно, а последние, касающиеся теории права, увидели свет лишь в 1945г. 
 
 
 
 
 
 
 

Теория  Пользы. 
 

Название "утилитаризм" (происходит от лат. Utylitas - польза) появилась в XIX в. и, начиная от Бентама, стала общеупотребительной. Она означает этическую доктрина, корни которой можно найти уже в Лока. Согласно ему деятельность человека является моральной тогда, когда она руководствуется правильно понятными интересами индивида, не противоречащие интересам общественности, а, наоборот, служат приумножению общего добра и счастья.

 Вместе с  другими "радикальными философами" Бентам выделял такие определяющие  основы человеческой природы:

- все люди  от природы есть подобные, так формулируют свои мысли из того же материала - впечатлений и их влияния, и уровне;

- все хотят  одного и того же: получить, что  представляет для них интерес.  Это можно определить, как стремление  достичь наибольшего удовлетворения  своих потребностей;

- для человеческой  природы характерный ум, благодаря  которому человек в состоянии  понять, в чем заключается ее  истинный интерес;

- человеческая  природа не является, неизменна: задачей воспитания является помощь человеку понять ее собственный интерес.

 

Руководствуясь  этим, Бентам утверждал, что стремление человека не могут противоречить  человеческому разуму, более того, мораль индивида и общества не противостоит интересу (пользы), а есть только воплощением  равновесия интересов. Следовательно, главной задачей законодателей и политиков является гармонизация индивидуальных интересов. Эта концепция в корне отвергала, как это делали и консерваторы, в частности представители исторической школы, правоаприорни идеи и радикальные программы. Однако, вместо консервативного культа традиции и традиционных ценностей, она предлагала другую основу человеческого бытия - утилитаризм, либо пользу (интерес). Уже в своей первой труда "Фрагменты о правительстве" (1776) он писал: "Польза есть признак и степень добродетели, верности и т.п., и обязанность содействовать счастью есть главная задача, включает в себя все другие" . Принцип пользы, по мнению Бентама, подобный аксиомы в математике, является очевиден и не требует доказательства. Он является всеобщим и охватывает и законодательство, и мораль. Взгляды мыслителя относительно теории утилитаризма изложены в нескольких работах, в частности таких, как "Принципы законодательства" (1802), которая состоит из трех частей: "Основы законодательства", "Основы гражданского кодекса" и "Основы уголовного кодекса"; "Руководящие основы конституционного кодекса для всех государств ", « деонтологии, или Наука о морали ". Бентаму принадлежит также несколько трудов по уголовному праву, в частности "Теория наказаний", "Теория доказательств", "О смертную казнь". В основу теории Бентама положены четыре принципа, то есть те основные положения, из которых вытекают все последующие выводы. Первый заключается в том, что получение удовольствия и избегания страдания составляют смысл человеческой деятельности. Эта идея не была абсолютно неизвестной до Бентама, она берет свои корни из учение Эпикура и его последователей, но бесспорной новацией Бентама является то, что он распространил этот принцип, то есть полезность, на все отрасли законодательства - гражданское, уголовное, государственное. Второй принцип заключается в том, что мораль создается всем тем, что ориентирует на достижение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Человеку свойственно стремление к счастью. Это в полной мере касается и человеческого общества, поэтому главной заботой правительства и прежде законодательной власти должно быть содействие благу для всех. Однако, поскольку не всегда можно одинаково распределить блага между всеми, то надо стремиться к наибольшему благополучию наибольшего числа людей. Следующий принцип - максимализация общего блага путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов является целью развития человечества. Бентам стремился придать своей теории целостного, сформированного вида и изложить ее суть максимально сжато и точно. Отсюда его формула: наибольшим благом является "наибольшее количество удовольствия", или счастье "наибольшего количества людей". Реализация этой основы должна быть, по мнению Бентама, целью законодательства, которое должно меньше наказывать, а больше воспитывать.

 

Основу либерализма  Бентама составляет идея интересов  и безопасности личности. Человек  должен сам заботиться о себе, своем  благополучии и не рассчитывать на чью-то постороннюю помощь. Только сам человек должен определять, в чем заключается ее интерес, что полезно для нее. Мыслитель подчеркивал: "Интересы отдельных лиц - это единственные реальные интересы. Заботьтесь об отдельных индивидов. НЕ притесняют их, не позволяйте этого делать другим и - вы достаточно сделали для общества ".

 

Бентам негативно  относился к естественно-правовой теории и идеи естественных неотчуждаемых  прав человека, он также критикует  теорию общественного договора, считая все эти идеи только химерами, сугубо теоретическими конструкциями, которые не находят достаточного подтверждения в практическом повседневной жизни, и, что самое главное, по его мнению, они не имеют никакой практической пользы. Принцип пользы ученый выводит из человеческой природы. "Природа, - писал он, - подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни ... Принцип полезности как способности быть средством решения определенной задачи является наиболее значимым критерием оценки всех явлений. Исходя из этого, пользу - это свойство определенного предмета или определенного действия предотвращать какому злу или способствовать какому благу. Поэтому пользу, при общем стремлении человечества к благосостоянию, должна быть принципом деятельности как для конкретного человека, так и для законодателя. Зло есть боль, страдания или причина страдания. Благо есть удовольствие или причина удовольствия. Все, что соответствует пользы или интереса индивида, способно увеличить общую сумму его благосостояния. Все, что соответствует пользы или интереса общества, увеличивает общую сумму благосостояния индивидов, из которых оно состоит ". При этом принцип пользы воспринимается как аксиома: чувство удовольствия или страдания, интересы индивидов как непосредственно данные опытом доказывать не нужно. Однако принцип пользы не всегда осознается людьми. Он существует наряду с двумя другими, которые так же, как и принцип пользы составляют основу морали и имеют влияние и значение для индивида и общества в целом. Это принцип аскетизма и принцип произвольности, или симпатии. Аскетизм заключается в полном пренебрежении к любому удовольствие, считая все чувственное ненавистным и преступным. При этом под физическими удовольствиями и страданиями Бентам понимает удовольствия и страдания как душевные, так и духовные. Высшей добродетелью, при таком подходе, есть отречение от самого себя. Этот принцип может базироваться как на религиозной, так и на любой другой основе. Принцип симпатии - это учет только личных чувств, сиюминутных индивидуальных желаний и стремлений. Симпатии исходят не из корысти, а из того, нравится или не нравится этому человеку что-нибудь. Иными словами, все сводится к простому "я люблю" или "я ненавижу". Базируя все на внутренних, личных переживаниях и взглядах отдельного человека и этим допуская наиболее противоположные толкования, этот принцип является, по сути, отсутствием какого-либо принципа. Для того чтобы скрыть его очевидную несостоятельность, применяются различные ухищрения, как в частности утверждение, что человеку дано что-то для распознавания добра и зла, и это что-то называют совестью, или моральным чувством, или здравым смыслом. Много философов и юристов основаны на вечных и неизменных основах права, или на естественном праве. Этими словами, по мнению ученого, лишенными всякого смысла, каждый стремится скрыть свое домогательства навязать другим свои личные ощущения. Следовательно, эти два принципа - аскетизма и симпатии - является противоположностью друг другу. Принцип пользы занимает между ними среднее место.

 

Бентам отстаивал  демократические ценности, осуждая  монархию и наследственную аристократию. Наиболее полезной - как для общества, так и для отдельного человека - он считал республиканскую форму  правления, при которой три основные ветви власти должны быть разделены, однако при этом их распределение не означает, что каждая из них должна существовать сама по себе и действовать независимо от других. Наоборот, все три ветви власти должны взаимодействовать, быть взаимозависимыми, поскольку "эта взаимозависимость трех властей обусловливает их согласования, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход ... Если бы власти были, безусловно, независимыми, между ними были бы постоянные столкновения ".

 

Как сторонник демократии мыслитель выступает не только за демократизацию государственной власти, но и за демократизацию общества, его политической системы. В связи с этим он стоит за расширение избирательного права, в частности за предоставление избирательных прав женщинам. Бентам подчеркивал, что с помощью институтов демократии, таких как свободная пресса, собрание общественности и т.д., можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти.

 

Относительно  государственной власти, то, по мнению ученого, главное ее предназначение - гарантировать безопасность и собственность граждан, то есть, по сути, государство должно в основном осуществлять функции охраны. Государственная власть, правительство не имеют права определять, что является счастьем, благом для каждого отдельного человека, а, тем более, государственная власть не имеет права навязывать человеку такие представления и пытаться сделать человека счастливым, даже если она этого не желает. А главная задача и государства, и общества в целом - это "достижения наибольшего счастья для наибольшего количества людей". А счастье, по его мнению, составляют четыре цели: средства к существованию, удовлетворение, равенство и безопасность. Безопасность же есть, по сути, воплощением свободы и справедливости.

 

С общими взглядами  Бентама на кодификацию и законодательство тесно связаны его взгляды  на право, которое, по его мнению, является исключительно волей суверена, изданной в соответствующей форме. Поэтому  он отвергает естественное право и фактически начинает новейшей юридический позитивизм, который был развит Джоном Остином. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бенжамен  Констан. (1767- 1830)

биография

Бенжамен Констан  родился в семье гугенотов. Получил  образование у частных учителей, затем в Университете г.Эрлангена (Бавария) и в Эдинбургском университете (Шотландия). С именем Бенжамена Констана, а так же писательницы Ж. де Сталь (дочь Неккера), фактическим мужем которой он являлся, связано зарождение либерального движения во Франции. Бенжамен Констан и Жермена де Сталь познакомились в Женеве в 1794 году, когда она вместе с отцом отправилась в изгнание в Швейцарию после падения короля Людовика XVI, где на берегу Женевского озера в замке Коппе ожидала конца Террора. После Термидора они вместе вернулись в Париж, где Констан принял в 1795 году французское гражданство.

 

С 1796 года Констан  активно поддерживал Директорию. С 1799—1802 год был членом Законодательного трибунала, а в период с 1803—1814 год  находился в эмиграции. В ходе «Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. В 1819 году был избран в палату депутатов . В 1830 году Констан поддержал возвращение монархии и Луи Филиппа.

 

На протяжении политической карьеры Констана можно  проследить двойственность его отношения  к революции. С одной стороны он выступал на стороне революции против королевской власти, одобряя и наименее либеральные методы (Директория), а с другой — был критиком, и очень строгим, стиля и нравов того времени.

 

Бенжамен Констан  является одним из представителей прогрессивного романтизма. Им была сделана переделка пьесы Шиллера « Валленштейн», а славу писателя принёс автобиографический роман «Адольф», (Лондон, 1816 год), высоко оценённый А. С. Пушкиным. Главный герой романа оказал заметное влияние на творчество русского поэта, он стал одним из первых образцов романтического героя — «сына века». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Либерализм  Констана. 

Появление первых политических работ Бенжамена Констана связана с периодом Великой французской революции. В частности, труда "О действии террора", "О реакции" появились в 1796-1797 гг. Уже в этих работах появляются идеи, которые впоследствии дали основание Констан утверждать, что на протяжении сорока лет он защищал один и тот же принцип - свободу во всем. За критику террора, развязанного Директорией, Констан вынужден был эмигрировать и вернулся во Францию только после реставрации Бурбонов, принимал активное участие в государственном и политической жизни, был одним из лидеров либеральной партии. Констан принадлежит немало научных и публицистических трудов. Главные среди них: "Размышления о конституции и их гарантии", "О древнюю свободу сравнению со свободой современной" и "Курс конституционной политики", который увидел свет уже после смерти автора в 1872г, а также "Вопрос о свободе прессы", " О свободе брошюр, памфлетов и журналов "(1814)," Вопрос о законодательстве в отношении прессы во Франции (1818).

Информация о работе Иеремия Бентам