Злоупотребление должностными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание

Основной целью исследования является комплексное исследование злоупотреблений служебными полномочиями, в числе которых особое внимание уделяется злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).
Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, в числе которых:
- дать определение понятию должностного преступления;
- определить состав злоупотребления должностными полномочиями;
- определить содержание и признаки должностных преступлений;
- определить способы борьбы со злоупотребелением и превышением должностных полномочий.

Содержание

Введение
Понятие должностного преступления
I.I. Состав злоупотребления должностными полномочиями
I.II. Содержание и признаки должностных преступлений
II. Антикоррупционные программы в РФ
III. Проблема борьбы с коррупцией
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Изучение  законодательных формулировок, относимых  практически всеми авторами к  сфере так называемых коррупционных  преступлений, позволяет выделить из них, наверное, наиболее спорную. Речь идет об определении понятия должностного лица.

     К примеру, ст.285 УК РФ, предусматривающую ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, под которым понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

     Непосредственным  объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

     Важно учитывать, что хотя использование  служебных полномочий осуществляется и вопреки интересам службы, но привлекаемое к ответственности  по этой статье должностное лицо, тем  не менее, не выходит за рамки своих служебных прав и обязанностей.

     В вину должностному лицу может быть поставлено злоупотребление конкретными (конкретизированными в материалах уголовного дела) полномочиями, определенными  обязанностями и правами. Поэтому "при решении вопроса о наличии  либо отсутствии в деяниях должностного лица состава рассматриваемого преступления необходимо устанавливать круг его служебных прав и обязанностей, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д.". Выход субъекта за пределы компетенции, обусловленной занимаемой им должностью, или за пределы временно возложенных полномочий по должности следует расценивать как превышение должностных полномочий.

     Злоупотребление должностным лицом своими служебными полномочиями нельзя путать с использованием им авторитета занимаемой должности, служебных связей и т.п. Так, если главврач районной больницы, являясь известной в городе личностью, добился, в нарушение установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка, то получить желаемое ему помогли не служебные полномочия, а собственный авторитет. Даже если в данном случае будут существенно нарушены чьи-то интересы, нельзя говорить о злоупотреблении служебными полномочиями.

     "Использование  должностным лицом своего авторитета (в том числе "телефонное право") есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет".

     Служебные полномочия - это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности  правами и обязанностями.

     Дать однозначное толкование термина "существенное" в контексте ст.285 УК РФ (как, впрочем, и в других составах гл.30 УК РФ) очень сложно. Это оценочное понятие, которое требует индивидуального анализа в каждой конкретной ситуации.

     Прежде  всего, к категории существенных относятся нарушения основных конституционных  прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, существенным может также быть вред в виде реального материального ущерба, упущенной выгоды или причинения иного вреда различным интересам. Это возможно, например, при нарушении общественного порядка, сокрытии тяжких преступлений, причинении вреда значительному числу физических или юридических лиц и т.п. Таким образом, "существенное нарушение" - это обобщающее понятие, под которое подпадают нематериальный вред и материальный ущерб.

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение должностных  обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к государственной службе, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не образует состава преступления и обычно квалифицируется как дисциплинарный проступок.

Необходимой составляющей объективной стороны  злоупотребления должностными полномочиями является наличие причинно-следственной связи между злоупотреблением и  наступившим вредом.

     С субъективной стороны, злоупотребление должностными полномочиями - умышленное деяние. Причем умысел может быть как прямым, так и косвенным. При этом должностное лицо осознает общественную опасность своего поведения, понимает, что злоупотребляет своими полномочиями и действует вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав, законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. "В отношении последствий умысел виновного чаще всего бывает не конкретизированным, когда лицо предвидит размер вредных последствий лишь в общих чертах, но желает либо допускает любые из возможных последствий".

     "Должностное  лицо может не предвидеть конкретной  формы такого вреда, например, подрыва авторитета соответствующего  государственного органа или  органа местного самоуправления, для уголовной ответственности  достаточно, если такое предвидение имело место в общей форме".

     Обязательным  элементом субъективной стороны  состава ст.285 УК РФ является наличие  мотива преступления - корыстной или  иной личной заинтересованности.

     Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта либо получить блага материального характера, либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).

Иная  личная заинтересованность в качестве мотива злоупотребления должностными полномочиями может быть выражена в  желании субъекта извлечь из своих  действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т.д.

     Предположим, должностное лицо умышленно содействует  кому-либо в уклонении от уплаты налогов. По общему правилу это квалифицируется  как соучастие в совершении преступления по ст.33 УК РФ и соответствующей части ст.198 или ст.199 УК РФ. Если при этом виновное должностное лицо действовало из корыстной или иной личной заинтересованности, то содеянное подлежит наказанию согласно ст.285, 290, 292 УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

     Совокупность  преступлений будет и в том  случае, когда должностное лицо, злоупотребляя служебным положением, в целях незаконного использования собирает сведения, составляющие коммерческую тайну (ст.183 и 285 УК РФ).

     Если  нельзя доказать наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших  существенное нарушение чужих прав и интересов, картина меняется. Виновный будет отвечать в таком случае только за те последствия, которые причинило превышение им полномочий или иное злоупотребление ими (например, неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации).

Рассматриваемая норма (как, впрочем, и другие, предусматривающие ответственность за должностные злоупотребления), казалось бы, не должна вызывать особых затруднений в процессе квалификации. Однако в действительности применение уголовного закона в этой части, мягко говоря, малоэффективно. Практика показывает, что, как ни странно, проблемы возникают, когда встает вопрос о том, является ли корыстолюбец субъектом рассматриваемого преступления.

     Субъект злоупотребления должностными полномочиями относится к специальным, т.е. наделенным специфическими признаками. Норма ст.285 УК РФ (как и большинства входящих в главу 30 УК РФ составов) предполагает, что субъектом описываемого преступления может быть только должностное лицо. Это человек, занимающий особое положение по отношению к другим гражданам. Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст.285 УК РФ. Необходимо обратить внимание на то, что часто используемое выражение "является должностным лицом" не совсем верно: должностными лицами в уголовно-правовом смысле не "являются", а "признаются".

     Законодатель  в примечании 1 к ст.285 УК РФ, а также  Пленум Верховного Суда РФ (постановление N 6 от 10 февраля 2000 г.) постарались определить признаки должностного лица, однако предложенные формулировки не совсем понятны. Для  упрощения применения закона в каждом конкретном случае на основе указанного примечания можно составить следующую схему.

     Должностными  признаются лица, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком  из каждой группы. 

1. Лица:

а) осуществляющие функции представителя власти;

б) выполняющие  организационно-распорядительные функции;

в) выполняющие  административно-хозяйственные функции. 

2. Перечисленные  функции выполняются:

а) в  государственных органах;

б) в  органах местного самоуправления;

в) в  государственных учреждениях;

г) в  муниципальных учреждениях;

д) в  Вооруженных Силах РФ;

е) в  других войсках и воинских формированиях  РФ. 

3. Функции  могут выполняться:

а) постоянно;

б) временно;

в) по специальному полномочию.

     Толкование  терминов, использованных в перечисленных  группах признаков, достаточно подробно дано в специальной и учебной литературе, а также в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ.

В дополнение к сказанному следует напомнить, что отнесение субъекта к числу  должностных лиц возможно лишь на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию. Практике известны случаи выполнения должностных функций не уполномоченными на то служащими, в результате чего причиняется вред охраняемым интересам других лиц.

     Иногда  государственные служащие или служащие органов местного самоуправления осуществляют правомочия должностных лиц, не разработанные  или не оформленные надлежащим образом. Общественная опасность их деятельности не вызывает сомнений, но отвечать за должностные преступления названные лица не могут, так как нет полномочий данного должностного лица и нет регламентированной в соответствующем документе должностной компетенции". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

     Наблюдается высокий уровень преступных злоупотреблений  в таких сферах, как государственная власть, приватизация, стратегические отрасли экономики, финансово-кредитная система, военная служба, аудиторская и нотариальная служба, где совершить преступление без использования служебного положения практически невозможно.

     C 1999 г. понятие коррупционного преступления легализовано международным уголовным правом.

     В нашем государстве на данный момент активно разрабатываются программы, которые помогут уменьшить коррупцию  в нашей стране. Рассмотрим несколько  программ.

     Служебные полномочия - это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.

     Проблема  борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Мы же попытаемся оценить, в какой ситуации находятся те, кто, неправомерно пользуясь своим положением, получает дары здесь, на грешной земле.

     Таким образом, поставленные перед собой задачи считаю  решенными, цели достигнуты.

 

Список используемой литературы:

Нормативные акты: 
 

1.     Конституция РФ от 12.12.93. – М.: Юристъ, 2010г. 

2.     Уголовный кодекс РФ по состоянию  от 14.02.2008 № 11-ФЗ  

Литература: 

3. Авдеев С.В. Злоупотребления должностными полномочиями криминологический анализ// Иркутск; Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД РФ, 2007.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями