Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:54, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы: Выявить основные виды жестокого обращения с детьми и основные принципы работы специалистов с данной категорией детей.
Задачи:
1. Рассмотреть определение, причины и последствия жестокого обращения с детьми;
2. Изучить виды насилия и их последствия;
3. Определить основные принципы работы специалистов с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и их семьями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Жестокое обращение с детьми: определение, причины и
последствия.............................................................................................4

Глава 2. Отдельные виды насилия ......................................................................9

2.1. Пренебрежение основными нуждами ребенка .......................................9
2.2. Физическое насилие ..................................................................................10
2.3. Сексуальное насилие ……………...……..................................................13
2.4. Психологическое (эмоциональное) насилие ……….……..………........16

Глава 3. Основные принципы работы с детьми, пострадавшими от
жестокого обращения и насилия и их семьями…………………………..........19

Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Контр.работа по жестокому обращению.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

 

Последствия насилия или пренебрежения основными нуждами детей можно рассматривать как результат их травматизации. В отличие от медицинского понимания травмы как физического повреждения или нарушения целостности телесной оболочки, понятие травмы применительно к жестокому обращению с детьми расширяется. В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного (познавательного) и социального функционирования ребенка, вызванные действиями родителей или лиц их заменяющих [3].

Среди наиболее существенных и часто встречающихся последствий жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:

     неспособность добиться успеха в профессиональной карьере, стать эффективным членом общества;

     трудности в создании собственной семьи, налаживании супружеских отношений, решении бытовых проблем;

     проблемы в воспитании собственных детей, «наследование» насильственных методов воспитания, неумение строить с детьми доверительные отношения;

     неспособность во время увидеть насилие над собственными детьми (со стороны других членов семьи) и защитить их;

     нарушение половой ориентации;

     вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, занятия проституцией (по данным зарубежных исследователей, 80 % проституток в детстве подверглись сексуальному насилию);

     вовлечение в преступную активность.

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные последствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отдельные виды насилия

2.1. Пренебрежение  основными  нуждами ребенка

 

Эта форма насилия может быть определена как такое состояние, когда ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Американские исследователи Н. Полански и соавторы установили, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья, находится без внимания и присмотра, не прививается от инфекционных заболеваний, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым, желанным, когда он испытывает дефицит эмпатии со стороны родителей и других близких [6, c. 8-9].

Родители и воспитатели, не испытывающие эмпатии по отношению к ребенку, «не слышат», когда ребенок плачет от голода, «не видят», что он не прибавляет в весе и росте, они редко берут его на руки, не разговаривают и не играют с ним, часто оставляют его одного.

Результатом такого отношения к ребенку является задержка его физического и психоречевого развития не только из-за недостатка пищи, но, главным образом, из-за дефицита сенсорной стимуляции и общения.

По данным Министерства здравоохранения РФ, 70 % несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей или других близких людей.

При выявлении случаев пренебрежительного отношения к основным нуждам детей необходимо обращать внимание как на симптомы (признаки) со стороны ребенка, так и на особенности семьи.

Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем. Следствием безответственного поведения будущей матери могут быть такие серьезные отклонения в здоровье ребенка, как низкая масса тела при рождении, алкогольный синдром плода, органические поражения головного мозга.

Поскольку пренебрежение основными нуждами ребенка начинается в раннем возрасте, наиболее частым последствием плохого обращения является задержка развития ребенка - физического, психического, речевого.

Дети, проживающие в семьях, где игнорируют их нужды, имеют характерный внешний облик: утомленный, сонный вид, припухшие веки, признаки санитарно-гигиенической запущенности: опрелости, сыпи, обезвоживание у младенцев. Часто они отстают от своих сверстников в физическом развитии, но при регулярном полноценном питании быстро прибавляют в весе. Они часто попадают в больницы с различными заболеваниями, травмами или в связи с несчастными случаями.

 

2.2. Физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психологического здоровья и развития, либо наступает летальный исход. Физическое насилие может быть однократным или хроническим.

В России, как и во многих странах мира, в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание детей. К нему лояльно относятся не только люди, далекие от педагогики, но и такие специалисты, как учителя, врачи, психологи. В связи с этим всегда возникает вопрос, есть ли разница между телесным наказанием и физическим насилием, и где находится грань, перешагнув которую, родители становятся насильниками?

Специалисты, занимающиеся оказанием помощи детям, пострадавшим от избиений, считают, что телесные наказания и физическое насилие тесно связаны друг с другом и являются практически одним и тем же явлением. Порка, или физическое наказание, не оказывает того воспитательного эффекта, на который она рассчитана [4].

Во-первых, у ребенка, испытывающего боль и унижение от порки, возникает желание сделать назло. Он учится лгать и скрывать содеянное до следующего наказания. Свой гнев и агрессию в ответ на физическое насилие он реализует, избивая более слабых детей или мучая животных.

Во-вторых, родители, не получив желаемого эффекта, в следующий раз бьют сильнее и дольше. Как правило, такие родители вовсе не хотят причинить серьезный вред своему ребенку.

Практически все родители, допускающие физическое насилие по отношению к детям, сами подвергались такому же воздействию в детстве. Они отождествляют себя с насильником и с идеей о том, что наказание является единственной эффективной дисциплинарной мерой. Обычный аргумент у таких родителей: «Меня тоже в детстве били, и я очень благодарен своим родителям, что они сделали из меня человека».

Наиболее распространенным свидетельством физического насилия (до 90 % всех повреждений) являются синяки. Но синяки у детей - явление очень распространенное, можно сказать, «нормальное». Как отличить синяки, приобретенные вследствие случайного падения ребенка или во время игры, от преднамеренно нанесенных?

• локализация: о неслучайных синяках свидетельствует их расположение на плечах, грудной клетке (у маленьких детей), ягодицах, нижней части спины или внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках, в области нижней челюсти, на наружной поверхности уха;

• размеры и форма: при физическом насилии очертания синяков напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, витой шнур, отпечатки пальцев. Если синяки расположены на ногах и имеют характерную форму, то скорее всего они были нанесены преднамеренно;

• множественность и «возраст» синяков: при случайном падении ребенка синяки единичные, располагаются на местах, которые чаще всего страдают при падении. При физическом насилии следы избиения множественные, синяки находятся на разной стадии развития — от покрасневшей припухлости до желто-коричневых или сине-зеленых пятен.

Другие повреждения на коже — следы укусов, которые можно отличить от укусов животных по форме отпечатков и по расстоянию между клыками.

Ожоги — могут быть вызваны погружением отдельных частей тела ребенка в горячую воду, поэтому следы ожогов от горячих жидкостей также специфичны, например, они носят форму перчаток (при погружении рук). При физическом насилии нередко наблюдаются ожоги от прижигания сигаретами, для которых характерны резко очерченные округлые контуры, после заживления — слабая пигментация и слегка втянутая серединка. Расположены ожоги от сигарет чаще всего на стопах, кистях, груди. Ожоги на коже ребенка могут иметь форму горячих предметов, которые прикладывались к его телу.

Подозрительными на физическое насилие являются переломы основных костей у маленьких детей, например, перелом бедра или голени у ребенка, который еще не умеет ходить, или переломы ребер от сильного сдавливания руками вкупе с синяками на грудной клетке. Если переломы у одного и того же ребенка наблюдаются во многих местах и сопровождают его в течение всего детства, то имеется большая вероятность того, что это случай физического насилия.

Одним из наиболее серьезных видов грубого физического насилия, которому подвергаются маленькие дети, является  «синдром тряски ребенка», который возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед. При этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что может произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга. Из внешних признаков при синдроме тряски могут наблюдать кровоизлияния под конъюнктиву глаза, тошнота, рвота, потеря сознания. Необходимо обращать внимание на сопутствующие физические признаки — кровоизлияния (синяки) на плечах, груди ребенка, имеющие отпечатки пальцев. Последствия синдрома тряски могут быть очень серьезными, вплоть до глубокой инвалидности и смерти.

При физическом насилии могут наблюдаться различные травмы внутренних органов грудной и брюшной полости.

Поэтому при выявлении причин возникновения у ребенка вышеуказанных повреждений важно обращать внимание на внешний вид и поведение ребенка, поскольку физическое насилие над ребенком часто сопровождается пренебрежением его основными нуждами. На неслучайный характер травм может указывать неухоженность, гигиеническая запущенность, запах немытого тела, сыпи на коже у ребенка, отставание в весе и росте, обезвоживание (кожа, как у маленького старичка).

Заподозрить жестокость по отношению к ребенку можно по поведению родителей или лиц, их заменяющих, если последние обращаются с ребенком к врачу:

      родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

      дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

      обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он прищемил себе шею в дверях;

      обвиняют других детей;

      не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

      отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

 

Чем меньше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате систематического избиения у него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы. Из-за того, что ребенок не знает, когда будет следующая экзекуция, у него развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства. Он всегда настороже, для него характерна
повышенная возбудимость, готовность к нападению, а также страх перед ожидаемой болью. Чтобы избежать этого, ребенок старается не думать и не говорить о травмирующем событии, вытесняет все мысли и воспоминания о нем.

Поэтому ему трудно сосредоточиться на игре или школьных занятиях. Часто на вопросы о насилии, он кратко отвечает: «Забыл».

Вытесняемые днем мысли и воспоминания о физическом насилии ночью могут возвращаться в виде ночных кошмаров, страшных снов. Поэтому дети всеми силами стараются оттянуть момент отхода ко сну, еще больше раздражая насильника.

Испытывая гнев против насильника, ребенок становится агрессивным по отношению к младшим детям или животным.

У подростков последствия физического насилия могут выливаться в протестных реакциях (уходе из дома, девиантном поведении), депрессии.

Ниже кратко перечислены психологические последствия и особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию, в зависимости от их возраста [6].

 

 

 

 

 

Возраст

 

Психологические и поведенческие особенности

 

до 3-х лет

 

малоподвижность, отсутствие пли слабая реакция
на внешние стимулы (у младенцев);

боязнь родителей и/или взрослых;

постоянная настороженность;

плаксивость, капризность, печальный вид;

редкое проявление радости;

агрессивность

3-6 лет

 

пассивность, смирение с тем, что происходит;

чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;

псевдовзрослое поведение;

агрессивность;

лживость, воровство;

жестокость по отношению к животным;

склонность к поджогам

Младший
школьный
возраст

 

стремление скрыть причину повреждении и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

затрудненная концентрация внимания, плохая
успеваемость;

агрессивность;

воровство;

уходы из дома

Подростковый
возраст

 

бродяжничество;

делинквентное поведение;

употребление алкоголя, наркотиков;

депрессия, суицидальные попытки

Информация о работе Жестокое обращение с детьми