Задачи и принципы уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить задачи и принципы уголовного законодательства с внедрением определенных способов научного познания.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и смысл задач уголовного законодательства;
- рассмотреть конкретные задачи уголовного законодательства;
- изучить понятие и классификацию принципов уголовного законодательства;
- рассмотреть конкретные принципы уголовного законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Задачи уголовного законодательства………………………………………………5
1.1 Понятие и значение задач уголовного законодательства…………………5
1.2 Виды задач уголовного законодательства………………………………….9
2 Принципы уголовного законодательства………………………………………….15
2.1 Понятие и классификация принципов уголовного законодательства…..15
2.2 Виды принципов уголовного законодательства………………………….18
Заключение………………………………………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………............27
Список использованных источников…………………………………………………30
Список сокращений……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Молчанова.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

     Выше  сказанное дает основание для того, чтоб зафиксированные в ч. 1 ст. 2 УК РФ задачи называть задачами уголовного права, а не Уголовного кодекса РФ, а положения ч. 2 ст. 2 УК РФ полагать задачами фактически Уголовного кодекса11.

     1.2 Виды задач уголовного  законодательства

     От вида задачи, стоящей перед ветвью права, ее функции в теории права разделяются на две вариации: регулятивная функция для решения задачи упорядочения публичных отношений, и охранительная функция - для решения задачи охраны общественных отношений от разного рода посягательств12.

     В юридической литературе отсутствует единство взглядов на соотношение понятий «охрана» и «обеспечение». В частности, А. И. Бойко считает, что мир и сохранность населения земли конкретно обеспечиваются, а не охраняются, так как охрана мира и безопасности всего человечества не может ставиться задачей государственного закона ни по существу (нет таковых возможностей), ни по формальным суждениям (присвоение роли государства-фаворита) в противовес юрисдикции и весу ООН и ее специализированных организаций13.

     Напротив, В. В. Мальцев заявляет, что «мир и безопасность человечества может снабдить лишь само человечество, однако защищать на территории Российской Федерации его мир и сохранность разрешено и средством российского уголовного законодательства»14. В рассуждениях о соотношении мнений «охрана» и «обеспечение» следует исходить из грамматического объяснения данных слов. Согласно словарю, слово «обеспечить» в сочетании кого - что от кого - чего означает охрану15, следовательно, полностью правы Н. Ф. Кузнецова и В. В. Мальцев, утверждая, что находить в слове «обеспечение» другой смысл, чем в слове «охрана», нет никаких оснований.

     Таким образом, в тексте самого УК РФ конкретно говорится о наличии двух задач уголовного права: охранительной и предупредительной. В то же время в уголовно-правовой науке численность и содержание выделяемых юристами задач (функций) уголовного права различается огромным разнообразием.

     Три функции: охранительную, воспитательную и организационную - определял для уголовного права М. И. Ковалев16. В. В. Мальцев еще описывает три задачи, стоящие перед уголовным правом: обеспечение охраны более принципиальных публичных отношений средствами уголовного права (охранительная задача); снабжение людей системой таких правил поведения, воплощение которых исключает их привлечение к уголовной ответственности, а нарушение порождает происхождение строго определенных уголовно-правовых отношений ответственности (регулятивная задача); обеспечение справедливости17. И. Э. Звечаровский также заявляет о наличии трех задач уголовного права. Он именует ими упорядочение общественных отношений, составляющих объект регулирования уголовного права (регулятивная задача); общее и частное предостережение преступлений (предупредительная задача); восстановление нарушенного преступлением общественного отношения (восстановительная задача)18.

     Таким образом, разброс понятий довольно широкий. Деление функций права на фактически юридические и социальные представляется методологически оправданным и конструктивным. Оно дозволяет, во-первых, не противополагать, а интегрировать имеющиеся абстрактные взгляды на функции уголовного права, а во-вторых, дает вероятность оценить свойство нормативных предписаний ст. 2 УК РФ.

     Как и каждая иная ветвь права, уголовное право исполняет две фактически юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена задачей упорядочения публичных отношений, появляющихся между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны более принципиальных объектов.

     Исторически первой функцией уголовного права была охранительная. Уголовное право России защищает ряд социально важных объектов: права и свободы человека и гражданина, собственность, публичный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и сохранность населения земли. Причем следует заметить, что приведенный в ч. 1 ст. 2 УК РФ список объектов охраны является далеко не совершенным и не последовательным, если ассоциировать его с перечнем объектов, уставленных под охрану уголовного закона и определенных в названии глав Особенной части УК РФ; в нем указываются и наименования некоторых глав, и наименования некоторых разделов, при этом иногда не в четком согласовании с их обозначением в тексте Особенной части закона.

     При перечислении объектов охраны в ч. 1 ст. 2 УК РФ следует соблюсти требования конкретности и открытости их списка. Достичь этого можно, сгруппировав объекты исходя из названия разделов Особенной части УК РФ. Единственное, что можно исключить из перечисления, это - интересы военной службы, поскольку она представляет собой разновидность государственной службы и интересы военной службы вполне укладываются в понятие государственной власти как объекта охраны. В итоге, можно утверждать, что перед уголовным правом стоит задача охраны личности, экономической сферы, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества от преступных посягательств.

     Охранительная функция уголовного права не означает, что его нормы каким-то образом  регулируют те общественные отношения, которые составляют предмет его  охраны. Наличие этой функции обусловлено, во-первых, системными свойствами права, поскольку уголовное право «замыкает собой систему действующего права в целом, охраняя от наиболее серьезных нарушений нормы всех его отраслей»19. А во-вторых, реализация рассматриваемой функции обусловлена правовым воздействием нормативных предписаний уголовного права на сознание и поведение людей.

     Вместе  с тем отрицать за уголовным правом наличие регулятивной функции нельзя. Как и любая другая отрасль, оно  регулирует определенные отношения, составляющие его предмет. Именно отношения между лицом, совершившим преступление, и государством являются предметом регулирования уголовного права.

     Итак, охранительная и регулятивная функции  уголовного права есть его собственно юридические функции. Однако, как было указано, наряду с ними уголовное право выполняет и иные функции.

     В ряду социальных функций отрасли  первостепенное значение имеет функция предупреждения преступлений (предупредительная функция), непосредственно указанная в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Ее закрепление явилось результатом длительной научной дискуссии. Заметим, что в условиях уголовного законодательства прошлого столетия предупреждение преступлений как задача было поставлено уголовным законом только перед наказанием. В связи с этим многие юристы писали, что такое решение не отражает подлинного места профилактики преступлений в борьбе с преступностью и роли уголовного закона20; что отсутствие указания на, искоренение преступности в ряду задач уголовного закона лишает стратегические цели борьбы с преступностью конкретного выражения21. Сегодня законодатель обоснованно исправил этот недочет, при этом совершенно справедливо указал задачей уголовного права не искоренение, а предупреждение преступлений.

     Предупреждение  преступлений определяется в науке  как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведения которых указывают на такую возможность22.

     Следующей функцией, тесно связанной с предупредительной  и охранительной, является воспитательная функция уголовного права. В УК РФ она не закреплена. В правовом пространстве СНГ на нормативном уровне воспитательные задачи ставят перед собой белорусский, узбекский и туркменский кодексы. Причем белорусский закон, в отличие от туркменского, при формулировке этой задачи говорит о том, что УК «способствует» воспитанию, оставляя тем самым простор для дискуссии относительно того, насколько задача воспитания достигается УК. Вместе с тем в уголовно-правовой теории наличие воспитательной функции у уголовного права практически никем не оспаривается. Более того, юристы прогнозируют, что с течением времени профилактическая и воспитательная функции уголовного права возрастут23.

     Воспитательное  воздействие осуществляется уголовным  правом в трех основных направлениях: 1) в отношении лиц, уже совершивших преступление, 2) в отношении лиц, потенциально способных к совершению преступлений, 3) в отношении всех граждан как субъектов общественных отношений. В соответствии с этим можно выделить два эффекта воспитательной функции: первый состоит в исправлении лиц, совершивших преступление; второй - в удержании всех остальных от их совершения.

     Таким образом, в тексте УК РФ непосредственно говорится о наличии двух задач уголовного права: охранительной и предупредительной. В то же время в уголовно-правовой науке количество и содержание выделяемых юристами задач (функций) уголовного права отличается большим разнообразием.

     Как и всякая другая отрасль права, уголовное  право выполняет две собственно юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена  задачей упорядочения общественных отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны наиболее важных объектов.

     Охранительная и регулятивная функции уголовного права есть его собственно юридические функции. Однако, наряду с ними уголовное право выполняет и иные функции: предупредительную и воспитательную. 
 
 
 
 
 
 

     2 Принципы уголовного законодательства

     2.1 Понятие и классификация  принципов уголовного  законодательства

     Любой нормативно-правовой акт содержит термины, т.е. «словесные выражения понятий»24. Содержание не всех терминов раскрывается непосредственно в законе. Причиной этого может быть как нежелание законодателя загромождать нормативно-правовой акт различными определениями, так и то, что не всегда можно дать однозначное определение тому или иному термину.

     Так, например, при анализе имеющейся  юридической литературы по вопросу о принципах уголовного права можно обнаружить существование значительного многообразия определений принципов. Причем различия состоят не только в содержании существенных признаков, но и в том, чем в конечном счете являются принципы для права в целом.

     Приведем  лишь некоторые имеющиеся в уголовно-правовой литературе определения интересующего нас понятия.

     С. Г. Келина и В. Н. Кудрявцев указывают на то, что принципы уголовного права - это руководящие идеи, основополагающие начала, выраженные в уголовном законодательстве, а также в прокурорской, следственной и судебной практике, отражающие политические, экономические и правовые представления людей относительно оснований и форм ответственности за совершенные преступления25.

     Н. А. Лопашенко пишет: «принципы уголовного права - это руководящие - идеологические, политические и нравственные - идеи уголовного права, вытекающие из природы общества и обусловленные им, выражающие сущность уголовного права как специфического регулятора определенной группы общественных отношений, направленные на реализацию охраны общественного строя, его политической и экономической систем, собственности, личности, прав и свобод граждан и всего правопорядка от преступных посягательств и обеспечивающие единство и системность уголовного права»26.

     В. Д. Филимонов указывает, что «принципы уголовного права - это выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации, а также задачами борьбы с преступностью и представляющие собой положения, определяющие содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права»27.

     Все приведенные выше определения в  той или иной степени содержат в себе как положительные, так  и отрицательные моменты и, несомненно, имеют право на существование.

     Прежде  всего следует отметить, что принципы уголовного законодательства не должны рассматриваться как мертвые категории, служащие только для «украшения» нормативно-правовых актов, они должны реализовываться и носить характер обязательных предписаний. Поэтому следует согласиться с теми определениями принципов уголовного законодательства, в которых авторы раскрывают их через категорию «требования». Тем более что согласно словарю русского языка одно из значений данного термина - это «правило, условие, обязательное для исполнения»28.

     Очевидно, что право и нравственность тесно связаны между собой, и только такой закон, который основан на нормах нравственности, соответствует закономерностям общественного развития и может наиболее эффективно выполнять стоящие перед ними задачи. Однако мы полагаем, что правы те авторы, которые не ограничивают суть рассматриваемого явления только нравственными требованиями29, в противном же случае мы чрезмерно идеализируем закон. На наш взгляд, следует говорить и об идеологической и политической составляющей, так как принципы законодательства являются в какой-то степени отражением идеологии и политики государства на определенном этапе развития.

Информация о работе Задачи и принципы уголовного права