Уголовный закон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Уголовное право является одной из ведущих и самостоятельных отраслей права в Республике Беларусь. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования. Вместе с тем, уголовное право входит в общую систему белорусского права, ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Республики Беларусь на современном этапе в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
Глава 1 ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ……………………………………………………………......…….. 4
1.1 Понятие уголовного закона …………………………..………………. 4
1.2 Особенности уголовного закона ………………………..…………... 6
1.3 Задачи уголовного закона ………………………………..………....... 7
Глава 2 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ЕДИНЫЙ УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА…………………………………...…………………………………. 9
2.1 Понятие и характеристика Уголовного кодекса Республики Беларусь…………………………………………………………………….... 9
2.2 Совершенствование Уголовного Закона …………………………….. 14
Глава 3 ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ. ТОЛКОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА……………..….... 17
3.1 Действие Уголовного Закона в пространстве ……………………….. 17
3.2 Действие Уголовного Закона во времени ……………………………. 22
3.3 Дипломатический иммунитет и его уголовно-правовое значение.....…26
3.4 Толкование Уголовного Закона ……………………………………..…..28
ЗАКЛЮЧЕНЕ...……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………34

Работа состоит из  1 файл

Мой уголовный закон.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)
  • за преступления должностные и против порядка несения воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;
  • за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящие общеуголовный характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, торговля наркотиками и т.д.), военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания.

   Согласно  ст. 6 Уголовного кодекса, построенного на основе международных принципов универсального и реального: Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Республике Беларусь, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат уголовной ответственности по настоящему кодексу в случаях совершения особо тяжких преступлений, направленных против интересов Республики Беларусь[3,с.13]. Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который также именуется космополитическим, исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство вправе применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями. Реальный принцип состоит в том, что каждое государство распространяет свой уголовный закон на преступления, совершенные за границей этого государства, если они посягают на его интересы или интересы его граждан. Реальный принцип устраняет недостатки принципов территориального и гражданства. И наиболее полно защищает интересы государства и интересы граждан. Положения ст. 7 Уголовного кодекса о выдаче лиц, совершивших преступление, относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников. В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на которое оно было направлено либо гражданами которого они являются[3,с.14].

     Вопрос о выдаче преступников регулируется двухсторонними договорами, например, договором о взаимной правовой помощи. Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным мотивам. Лица, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится.  Политическое убежище в Республики Беларусь предоставляется Указом Президента Республики Беларусь. Уголовный кодекс в ст. 7 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором Республики Беларусь. Такие договоры о правовой помощи Беларусь заключила с рядом стран СНГ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль, хотя в этот период между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений[6,с.71].

   В соответствии со сложившейся международной  практикой требование о выдаче преступника  государство предъявляет в следующих  случаях, когда:

  • преступление совершено на его территории;
  • преступник является гражданином этого государства;
  • преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

   В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

   Выдача  преступника предполагает соблюдение ряда условий:

   Первое - преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением  и по законам страны, в которой  находится преступник (принцип тождественности).

   Второе - если по законам страны, требующей  выдачи, за преступление предусмотрена  смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее  это преступление, смертная казнь  отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

   Требование  о выдаче преступника может иметь  место для привлечения его  к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием  о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

   Выдача  преступника может преследовать цель и применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения  вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

   Возможна  также выдача преступника, осужденного  в одном государстве, другому, гражданином  которого он является, для отбывания  наказания.

   В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или  подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Действие уголовного закона во времени
 
 

     Проблема  действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.

     Правила действия белорусского уголовного закона во времени определены в ст.9 нового Уголовного кодекса, согласно которой преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий[3,с.14].

     К каждому преступному деянию, совершенному на отрезке времени, соответствующем  сроку действия данного закона, суд  применяет этот закон. Это обычное действие уголовного закона или его немедленное действие.

     Однако  в уголовном законодательстве есть статьи, по которым к преступлению, совершенному до введения в действие закона, которым руководствуются  на данный момент суд, последний должен применить закон, действовавший в момент совершения преступления, т.е. старый закон.

     Получается, что в период действия нового закона суд применяет отмененный, недействовавший  закон. Вследствие распоряжения законодателя как бы продляется жизнь старого закона. Поэтому такое действие закона называют переживанием старого закона или его ультраактивностью.

     Наконец, когда в качестве исключения из общего правила к деянию, совершенному в  период действия старого закона, применяется  новый закон, такое действие называют его обратным действием (обратной силой) или его ретроактивностью [8,с.56].

     Общий принцип, принятый в уголовном праве  современных правовых государств, означает, что применяется тот уголовный  закон, который действовал во времени  совершения преступления. В Конституции Республики Беларусь этот принцип нашел отражение: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Такое законодательное установление запрещает применять новый уголовный закон к деяниям, совершенным в период, когда этого закона не было, что соответствует принципам справедливости и гуманизма.

     Для определения времени действия закона важно знать, когда новый закон  вступает в силу и может применяться  и когда он утрачивает силу.

     Вступление  закона в силу означает, то с этого  момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать  все организации, должностные лица и граждане. Естественно, до этого  момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя. Например в 1993-1996 гг. был предъявлен на рассмотрение граждан Украины проект конституции, но все время до его принятия действовал Конституционный договор и конституция, вступившая в силу в 1978г., включающая в себя все изменения и дополнения, принятые во временном отрезке с 1978 по 1993г. Поведение в соответствие  с нормой, не вошедшей еще в законную силу (хотя государство, создавая новую норму, тем самым явно признало неудовлетворительность старой), будет нарушением действующей нормы. В связи с этим, определение момента вступления закона в силу – важный элемент в законодательстве и в применении законов[9,с.51].

     Для определения времени действия уголовного закона важно знать, когда новый закон вступает в силу и может применяться и когда он утрачивает силу.

     Время вступления закона в силу может быть указано в самом законе, например с момента опубликования или  с точно указанной даты. В соответствии с законодательным актом на территории Республики Беларусь применяются только те законы, которые официально опубликованы. Это является значительным демократическим достижением Беларуси. В прошлом имела место практика применения уголовных законов, которые не публиковались.

     Разрыв  во времени между моментом официального опубликования закона и его вступлением в силу необходим для того, чтобы ознакомить население с его содержанием, а также для того, чтобы должностные лица правоприменительных органов могли изучить закон и точно уяснить его смысл и содержание.

     Чем сложнее закон, тем более длительный срок требуется для его изучения. Поэтому новый Уголовный кодекс, принятый в 1999 г., вступил в силу с 1 января 2001 г.

     Действие  уголовного закона прекращается в следующих  случаях: а) в результате его отмены; б) в случае его замены другим законом; в) по истечении срока, указанного в законе, или в связи с изменением условий или обстоятельств, в соответствии с которыми этот закон был принят.

    Частью  шестой статьи 104 Конституции Республики Беларусь закреплено, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

    В пункте 1 статьи 15 Международного пакта  о гражданских и политических правах предусмотрено, что если после  совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника[10,с.43].

    Уголовный кодекс Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах и  нормах международного права [3,с.8].

    Согласно  части второй статьи 9 Уголовного кодекса закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь статьей 62 Уголовного кодекса[3,с.14].

    Таким образом, согласно статье 9 Уголовного кодекса- более мягким уголовный закон признается в случаях, если он устраняет преступность деяния, смягчает наказуемость деяния или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление[3,с.14].

    В соответствии со статьей 5 Закона от 18 июля 2000 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь" приговоры, по которым лица, осужденные по Уголовному кодексу Республики Беларусь 1960 года, не отбыли наказания, подлежат пересмотру в тех случаях, когда назначенное судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса.

    Согласно  статье 16 указанного Закона : приговоры, определения или постановления судов подлежат пересмотру в случаях, когда Уголовный кодекс Республики Беларусь иным образом, чем предусмотрено настоящим Законом, улучшает положение лиц, совершивших преступления, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

    Пунктом 2 статьи 4 Закона от 22 июля 2003 г. "О  внесении дополнений и изменений  в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь" предусмотрено, что приговоры, по которым осужденные лица не отбыли наказания, подлежат пересмотру в тех случаях, когда назначенное судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь в редакции настоящего Закона, а также в случаях, когда нормы настоящего Закона иным образом улучшают положение лиц, совершивших преступления, в том числе лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость.

Информация о работе Уголовный закон