Уголовный кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание

Как замечают исследователи, … «буквальное толкование термина «криминальная милиция» указывает и на иную (противоправную) деятельность милиции». В литературе уже не раз высказывалось мнение о том, что термин «криминальная милиция»: дословно означает, что милиция преступна. Однако кроме буквального и фигурального толкований терминов есть еще их традиционное (привычное) понимание, т.е. понимание, которое сложилось в ходе определенной историко-политической ситуации и расходится с изначальным значением слов1. Здесь проблема не столько философская, сколько нравственная, для решения которой О.А.Галустян, А.П.Кизлык предлагают использовать иные термин «федеральная милиция» взамен нынешней криминальной милиции

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….3
Предпосылки создания Уголовного кодекса……………………….4
Уголовный кодекс РСФСР 1922…………………………………….5
Система кодекса……………………………………………………...6
Особенности кодекса………………………………………………...7
Особенная часть……………………………………………………...13
Последующие изменения кодекса…………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..17
Казус ………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

КР.rtf

— 238.50 Кб (Скачать документ)

Смертная казнь в виде расстрела формально не была включена в систему наказаний кодекса, поскольку считалось, что её применение должно носить исключительный и временный характер, «вплоть до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом».

Наиболее строгим видом наказания, предусмотренным УК РСФСР 1922 года, было лишение свободы, максимальный срок которого устанавливался в 10 лет; при этом лишение свободы не могло назначаться как альтернатива штрафу, который при отсутствии у осуждённого средств для его уплаты заменялся принудительными работами.

Следует отметить, что первоначально планировалось установить максимальный срок лишения свободы в 5 лет, а минимальный -- в 6 месяцев. Лишение свободы задумывалось разработчиками кодекса как мера исключительно исправительная: резолюция IV Всероссийского съезда деятелей советской юстиции по докладу о современной карательной политике гласила:

1) Лишение свободы имеет своей целью перевоспитание впавших в преступление граждан и приспособление их к условиям существующего строя.

2) Краткосрочный арест как мера не перевоспитания, а так называемого юридического исправления требует помещения арестованных в одиночные камеры, что в переживаемых условиях неосуществимо. Поэтому арест не введен в систему наказаний в проект Уголовного кодекса.

3) Лишение свободы как мера исправительная может достигать желательных результатов лишь при значительных сроках, дающих возможность ознакомиться с личностью преступника и применить к нему те или иные методы воздействия. Поэтому в проекте Кодекса минимальный срок этого вида наказания установлен шесть месяцев.

4) В зависимости от тяжести преступления и степени вредности и опасности преступника для общества объём наказания лишением свободы варьирует от 6 месяцев до 5 лет и применяется по так называемой прогрессивной системе постепенным смягчением режима в зависимости от степени исправления, характеризуемой поведением и трудолюбием заключенного.

Однако, как показала практика, установление минимального 6-месячного срока лишения свободы оказалось ошибочным: всего через год (законом от 10 июля 1923 года) было введено краткосрочное лишение свободы.

Лишение прав заключалось в лишении активного и пассивного избирательного права (в том числе в профессиональные организации), права занимать ответственные должности, быть народным заседателем, защитником на суде, попечителем и опекуном. Самое лёгкое наказание -- общественное порицание -- заключалось в публичном (на собрании, сельском сходе и т. д.) объявлении вынесенного судом осуждения данному лицу с опубликованием приговора в печати за счет осужденного либо без такового.

В ст. 49 Кодекса вводилось понятие «социально опасные элементы» в виде высылки лиц, которые представляли «социальную опасность», на срок до трёх лет, к тому же с неуголовно-правовыми основаниями её применения (за «связь с преступной средой» и «прошлую деятельность», то есть, например, даже за наличие судимости). Эта норма явилась новацией по отношению к советскому законодательству 1917--1922 гг., и не раз приводила впоследствии к перегибам, подобным объявленной в 1921 году Центроугрозыском «неделе воров», когда арестовывались все лица, ранее судимые за имущественные преступления независимо от того, какую деятельность они осуществляли в настоящий момент. Она обоснованно критиковалась уже в момент принятия и много позже, например, В. Д. Смирновым и М. Д. Шаргородским.

10 августа 1922 года Ф. Э. Дзержинский подписал декрет ВЦИК о применении высылки до трех лет за причастность к контрреволюционным преступлениям и рецидивистам (вопрос о такой высылке рассматривался комиссией из представителей НКВД и Наркомюста согласно утверждению ВЦИК). Административная высылка в соответствии с Декретом от 16 октября 1922 г. стала применяться к двум категориям лиц: к деятелям антисоветских политических партий (ст. 60, 61, 62 УК) и к дважды судимым по ст. 76, 85, 93, 140, 170, 171, 176, 180, 182, 184, 189--191 и 220 УК.4

 

  1. Особенная часть

 

Перечень преступных деяний, предусмотренных УК РСФСР 1922 года, в целом был основан на системе преступлений, предусматриваемых декретами 1917--1921 годов; из перечня преступлений были исключены деяния, утратившие преступный характер в связи со сворачиванием политики военного коммунизма, и добавлены составы хозяйственно-экономических преступлений, ставших актуальными вследствие введения НЭПа.

Определение контрреволюционных преступлений в кодексе основывалось на письме В.И. Ленина Д. И. Курскому 7 мая 1922 года:

т. Курский! В дополнение к нашей беседе посылаю Вам набросок дополнительного параграфа Уголовного кодекса… Основная мысль, надеюсь, ясна, несмотря на все недостатки черняка открыто выставить принципиальное и политически правдивое (а не только юридически -- узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы.

Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого.

С коммунистическим приветом Ленин.

В отношении преступлений против личности и её прав следует отметить исключение из кодекса наказуемости убийства, совершённого по настоянию убитого (которая вскоре после принятия кодекса была восстановлена), сутенёрства и нарушения авторских прав (за которое ответственность устанавливалась в гражданско-правовом порядке).

 

  1. Последующие изменения кодекса

 

В период своего действия кодекс неоднократно подвергался изменениям. Так, Законом от 10 июля 1923 года было установлено, что в случае совершения ненаказуемого приготовления к преступлению суд имеет право применить другие «меры социальной защиты»: воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом и удаление из определенной местности; это было связано со встречавшимися в практике случаями оправдания лиц, совершивших явно общественно опасное приготовление к преступлению (например, группы рецидивистов, направлявшихся к месту совершения хищения с комплектом воровских инструментов).

Другие изменения касались несовершеннолетних и были связаны со смягчением мер ответственности, которые могли применяться к несовершеннолетним преступникам, а также усилением ответственности за посягательства на малолетних и несовершеннолетних; в УК также была включена новая мера социальной защиты -- лишение родительских прав.

Изменялись и нормы о наказании: было запрещено применение расстрела к несовершеннолетним и беременным женщинам, введено краткосрочное лишение свободы на срок от 1 месяца (Закон от 10 июля 1923 года), а позже и на срок от 7 дней (Закон от 16 октября 1924 года); введён институт погашения судимости.

Фактически относилась к уголовному праву и статья 4-а УПК РСФСР, введенная 9 февраля 1925 года, устанавливавшая ненаказуемость деяний, которые хотя формально и содержат в себе признаки преступления, но не являются общественно опасными в силу малозначительности.

Изменялись и дополнялись и нормы Особенной части. Была введена ответственность за совершение контрреволюционных преступлений с косвенным умыслом: наказывалось деяние, которое не будучи непосредственно направленным на свержение, подрыв или ослабление советской власти, «тем не менее, заведомо для совершившего деяние, содержит в себе покушение на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции».

Криминализация некоторых деяний была связана с экономической борьбой частного и государственного сектора в условиях НЭПа: так, в кодекс была включена ответственность за заключение убыточных для государства договоров лицом, действующим от имени государственного учреждения или предприятия, сговор с целью снижения цен на публичных торгах путем намеренного опорочивания вещи и иным способом, сообщение ложных сведений при регистрации торгово-промышленных предприятий, налоговые преступления и другие деяния в сфере экономики.

Были криминализованы деяния, направленные против интересов военной службы, торгового мореплавания, правосудия, введены новые составы преступлений против личности, включая невыплату алиментов и незаконный оборот наркотиков, деяния, составляющие пережитки родового быта (браки с малолетними, принуждение женщин к браку, похищение женщин, калым).

В то же время были декриминализованы многие деяния, не представляющие большой общественной опасности: мелкая кража на производстве, маловажные виды хулиганства, хранение огнестрельного оружия, незаконная рыбная ловля, охота и т. д.

Менялись и санкции существующих статей: была существенно усилена ответственность за самогоноварение, хищение, уничтожение и повреждение имущества, находящегося в государственной и общественной собственности, а также взяточничество (вплоть до расстрела с конфискацией имущества).

После образования Союза Советских Социалистических Республик и принятия Конституции СССР началось и создание общесоюзного уголовного законодательства. Были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года, и республиканские УК начали приводиться в соответствие с ними. В 1925г. в УК РСФСР были внесены настолько значительные изменения, что эта редакция, по сути стала считаться новым кодексом -- УК РСФСР 1926 года.

 

 

Заключение

 

Анализ уголовного законодательства и судебной практики, изучение точек зрения и мнений, высказанных в теории уголовного права того времени, дает основание сделать следующий вывод. Ситуация с законотворчеством тех времен складывалась довольно сложная и острая. Состояние страны вцелом, и экономической составляющей государственной машины в частности, было изрядно подорвано. Государственность как таковая на территории только что «отреволюционировавшей» страны находилась в зачаточном состоянии. Нужно отдать должное, несмотря на все эти трудности, представители власти уделили огромное внимание именно развитию законности в зарождающемся государстве, что, конечно же, не могло не отразиться положительно на развитие страны в дальнейшем. Конечно же, в данном положении страны было и множество недостатков, что повлекло и часть пробелов в законодательной базе в общем и в Уголовном кодексе в частности, чем и было вызвано множество поправок и исправлений, внесенных позже. Но, тем не менее, нужно отметить, что принятие Уголовного кодекса и совершенствование его в дальнейшем - на тот момент, есть существенный шаг к созданию правового государства.

 

 

Казус

 

Судья, рассматривая иск в сумме 5 рублей, отверг требования истца.

Понесет ли он за это какую-либо ответственность по “Псковской Судной грамоте”, “Судебнику 1497 г.” или “Соборному Уложению 1649 г.”, если:

-  решение вынесено после получения от ответчика взятки;

-  неправильность решения обусловлена судейской ошибкой.

На данном примере понаблюдайте за процессом разграничения в русском праве двух внешне близких, но принципиально разных по сути деяний, а также за происходившими изменениями в ответственности судей за взятку.

 

Ответ: Анализ отечественных правовых актов, начиная с Русской Правды, позволяет сделать вывод, что законодатель обратил внимание на проблему должностных преступлений еще в XIV веке. В частности, в Судных грамотах - Псковской и Новгородской были введены положения, запрещающие посулы (взятки): "тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику", и "докладшиком от доклада посула не взять..."5. О запрещении посулов (взяток) говорилось и в Судебнике Ивана III: "посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати ; також и всякому судие посула от суда не имати никому"6.

Однако, несмотря на применение властью комплексного подхода в решении этих проблем, взяточничество и лихоимство так и не были искоренены. Напротив, как свидетельствует статистика, эти деяния все более распространялись среди чиновников. Если в 1847 г. число чиновников государственной службы, судимых в палатах Уголовного суда за мздоимство и лихоимство, составляло 220 чел., то в 1883г. эта цифра составляла уже 303 чел., а к 1913 г. достигла 1 071 чел (43). Учитывая высокую латентность этих преступлений, полагаем, что эти цифры не в полной мере отражают действительный уровень должностной преступности.

 

Список используемой литературы

 

  1. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
  2. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года.
  3. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. - М., 1955.
  4. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. А. И. Зубкова. - М., 2007,
  5. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2008.
  6. Письмо В.И. Ленина Д. И. Курскому 7 мая 1922 года
  7. История советского уголовного права (1917-1947). - М., 1948
  8. Гернет М.И. Уголовный кодекс. Научно-популярный практический комментарий. - М., 1925.
  9. Фойницкий И.Я. Курс уголовного права. Часть особенная. - СПб., 1907.
  10. Советское уголовное право. - М., 1939.
  11. Судебная практика Верховного Суда СССР. - 1952 г.
  12. Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного законодательства (общая часть)»
  13. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М. 1997.
  14. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. Саратов, 1973
  15. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогенная ситуация / Российская юстиция. 2009. № 8.
  16. Шарогородский М.Д. Понятие и цели наказания. Курс советского уголовного права. Т. 2 Л., 1970
  17. Постановление Пленума Верховного Суда от 24 апреля 1989 г. "О деятельности Верховного Суда СССР в 1989 г. по реабилитации лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям в период 30-40-х и начала 50-х годов"//Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. N 3. С. 16-17.
  18. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  19. Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М., 2009.
  20. Курс советского уголовного права. Т. I. М., 1990. С. 106
  21. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М.Тяжковой) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2010
  22. Сборник постановлений и определений Верховного Суда СССР. М., 1940
  23. Справочник по вопросам судебной практики. М., 2009.

Информация о работе Уголовный кодекс