Транснациональная организованная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования воссоздать целостную картину транснациональной организованной преступности в современных международных отношениях. Исходя из указанной цели исследования, его основной задачей является:
• изучить определение понятия транснациональной преступности;
• охарактеризовать признаки транснациональной экономической преступности;
• проанализировать основные транснациональные преступные организации;
• выявить виды криминальной деятельности транснациональных преступных формирований;
• сравнить отдельные виды транснациональной организованной преступности;
• определить международные органы по борьбе с преступностью;
• установить сотрудничество стран мира в противостоянии транснациональной преступности.

Содержание

Введение
Раздел I Общая характеристика транснациональной организованной преступности
1.1 Определение понятия транснациональной организованной преступности 1.2. Признаки транснациональной организованной преступности
Раздел II Основные транснациональные преступные организации
2.1 Итальянская мафия
2.2 Китайские "триады"
2.3 Японская "якудза"
2.4 Колумбийские картели
2.5 Российская транснациональная организованная преступность
Раздел III Отдельные виды транснациональной организованной преступности
3.1 Понятие и признаки транснациональной экономической и организованной преступности
3.2 Наркоторговля – кокаин и героин
3.3Торговля людьми и контрабанда людей
3.4 Нелегальная торговля огнестрельным оружием
Раздел IV Международные органы по борьбе с преступностью
4.1 Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
4.2 Институт экстрадиции
Выводы
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа..doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

3.4 Нелегальная торговля огнестрельным оружием

В нелегальной  торговле огнестрельным оружием  ключевую роль играют посредники, которые  располагают транспортными судами и благодаря связям с государственными структурами обеспечивают целые  партии нелегального оружия легальными документами. Из-за острой конкуренции на американском рынке огнестрельного оружия его можно дешево приобрести в США, а затем дороже продать в Мексике. В то время как данная торговля мало связана с политикой, большая часть личного огнестрельного оружия, которое нелегально вывозится из стран Восточной Европы, попадает в руки политических группировок, основная цель которых – это подрыв соответствующих политических систем. Страны СНГ обладают большими запасами старого, но вполне годного к использованию оружия и боеприпасов – в первую очередь это Украина, в распоряжении которой оказалось 30% советского военно-промышленного комплекса. Комиссия украинского парламента установила, что только с 1992 по 1997 год было похищено или нелегально продано военного снаряжения на 32 миллиарда долларов. В 2007/08 года в Южный Судан было поставлено 40 тысяч автоматов Калашникова на сумму 33 миллиарда долларов.18

 

 

Раздел IV

Международные органы по борьбе с преступностью

4.1 Международная организация уголовной  полиции (Интерпол)

Международная организация уголовной полиции была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.

Целями Интерпола  объявлены:

Обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

Развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней;

Интерполу не разрешается  осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол имеет  следующую организационную структуру.

Генеральная ассамблея  состоит из делегатов, назначаемых  государствами – членами. Ассамблея  определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц  Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.

Исполнительный  комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные  лица – на три). Исполком готовит  заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет иные функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.

Постоянно действующим  органом Интерпола является Генеральный  секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Для обеспечения  сотрудничества с Интерполом каждое государство – участник определяет орган (Национальное центральное бюро НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

Советники осуществляют научное консультирование Интерпола  и назначаются Исполкомом на три  года.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола – г. Лион (Франция).

Основные направления  деятельности Интерпола следующие.

  1. Уголовная регистрация. Объект регистрации – сведения о “международных” преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
  2. Международный розыск. (Основной вид розыска по каналам Интерпола – это розыск преступников).
  3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
  4. Розыск лиц, пропавших без вести.
  5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

В системе Интерпола  также осуществляется сбор и обобщение  статистических данных о преступности в странах – участницах. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и “международных преступниках” .

В центральных  органах Интерпола и НЦБ Интерпола  в странах-участницах ведется большая научно-исследовательская работа, идет сбор и обработка информации в областях криминалистики, криминологии, уголовного права и прочих, распространяется печатная информация. 19

Украина является членом Интерпола с  1992 года в  порядке правопреемства. В МВД Украины создано НЦБ Интерпола в Украине, принято Положение о НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола  в Украине – это подразделение  криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД Украины, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел Украины.

В задачи Интерпола  в Украине входят:

  • Обеспечение эффективного международного взаимодействия информацией об уголовных преступлениях;
  • Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами ;
  • Наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Украина.

Деятельность  НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными организациями Украины, а также международными правоохранительными органами иностранных государств – членов Интерпола.

НЦБ Интерпола  осуществляет свою деятельность исключительно  в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

НЦБ Интерпола  осуществляет следующие функции:

  • Принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения государственных органов Украины для осуществления розыска, ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве упомянутых органов;
  • Принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств-членов Интерпола запросов из Украины;
  • Иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ. 20

Система международных  органов по борьбе с преступностью, равно как и с отдельными ее видами, созданная в рамках ООН, а  также других межправительственных и неправительственных организаций  универсального и регионального  характера, является важным дополнением к обязательствам, взятым на себя государствами как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим целью исключить преступность из жизни мирового сообщества.

4.2 Институт экстрадиции

Институт выдачи преступников (экстрадиции) широко известен в практике международных отношений. Для иллюстрации древности этого института часто ссылаются на договор, заключенный царем хеттов Хатушилем III и египетским фараоном Рамсесом II в 1296 году до н.э. В этом договоре предусматривалось: “Если кто-нибудь убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, а вернет в страну Рамсеса”. Особенность этого договора состоит в том, что в нем речь идет не только о преступниках. В этот период институт выдачи часто применялся к беглым рабам. 21

По мере развития отношений между государствами  совершенствуется и институт выдачи. Растет количество договоров, в которых  конкретизируется круг лиц, подлежащих выдаче, уточняются критерии и основания  для выдачи. Получает определенное распространение принцип, согласно которому лица, преследуемые по политическим мотивам и в этой связи покинувшие родину, выдаче не подлежат.

Современное международное  право достаточно четко определило параметры применения института  выдачи, дало ответ на вопросы, которые обычно возникают в этой связи в отношениях между государствами. В настоящее время институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в совершении преступления. Вместе с тем даже сейчас нередки случаи, когда государство обращается к другому государству с требованием о выдаче на том основании, что лицо, находящееся на его территории, является гражданином государства, требующего выдачи. Но в отношениях между государствами действует общепризнанная норма, согласно которой полагается соблюдать право каждого лица покидать любую страну, включая свою собственную, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не принимают в отношении иностранных граждан никаких насильственных мер по их выдаче или высылке, если эти иностранцы законным образом находятся на их территории и не совершили каких-либо действий, влекущих за собой выдворение в соответствии с законодательством.

Как правило, выдачи требуют государство, гражданином которого является предполагаемый преступник, государство, на территории которого совершено преступление, а также государство, потерпевшее от преступления.

Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными договорами. В основном это двусторонние договоры. Иногда такие договоры заключает несколько государств. В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали Гана, Бенин, Нигерия и Того. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников 1957 года, подписанная государствами — членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой посвящен проблеме выдачи преступников .

Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерно одинаковы. Стороны обязуются  выдавать друг другу лиц, находящихся  на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Кроме того, в них более или менее подробно регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намерены придерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.

Выдача не производится, когда запрашиваемая сторона  имеет серьезные основания считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования или  наказания какого-либо лица по признакам  расы, религии, национальности или политических убеждений либо когда положение данного лица может быть усугублено одним из этих обстоятельств. В соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года ни одно государство-участник не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Государство обычно не выдает своих граждан. Кроме того, во многих странах действует законодательство, согласно которому нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев. 22

Государство, получившее обращение о выдаче, должно удостовериться в том, что речь не идет о лице, которое преследуется по политическим мотивам; данное правонарушение преследуется в уголовном порядке не только в запрашивающем, но и в запрашиваемом государстве; нет никаких веских оснований считать, что просьба о выдаче направлена с целью подвергнуть лицо преследованию по признакам расы , религии, национальности, убеждений, пола или социального статуса; в результате выдачи не будет нарушен принцип недопустимости повторного осуждения лица за одно и то же преступление; в отношении данного лица не возникло какого-либо основания для непривлечения его к ответственности (например, срок давности, амнистия); лицу будет предъявлено обвинение только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача (неизменность квалификации); в случае заочного осуждения обвиняемому было дано надлежащее уведомление о судебном разбирательстве и была предоставлена надлежащая возможность для защиты.

За последние  десятилетия принят ряд многосторонних конвенций, направленных на борьбу с  преступлениями международного характера, в которых содержится обязательство о выдаче предполагаемых преступников. Согласно Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, предусмотренные в ней преступления рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу, и на них распространяется любой договор о выдаче, который был или будет заключен между любыми сторонами этой Конвенции. В более поздних договорах о сотрудничестве в борьбе с различными видами преступлений положения о выдаче сформулированы подробнее, но суть их не изменилась. Ни в одном из договоров институт выдачи не носит безусловного характера. Смысл положений на этот счет сводится к тому, что преступники не должны оставаться безнаказанными. Рекомендуется идти по пути заключения договора о выдаче, если без наличия такого договора государство в соответствии со своим законодательством не может выдавать предполагаемых преступников. Например, Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года идет несколько дальше. Она предусматривает: если государство-участник, обусловливающее выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, государство, к которому обращена просьба, может рассматривать настоящую конвенцию в качестве юридического основания для выдачи. Такое же положение содержится в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и ряде других соглашений. Во многих конвенциях, особенно в тех, что предназначены для борьбы с террористическими актами, закреплено положение, суть которого сводится к принципу “накажи или выдай”.

Информация о работе Транснациональная организованная преступность