Толокование уголовного закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание

В российской юридической науке господствующей является точка зрения, что толкование имеет место в любом правоприменительном процессе, что в толковании нуждается любой закон. Заметим, что такой взгляд разделяется далеко не всеми. Существует мнение ряда зарубежных авторов, что толкование имеет место только в определенных случаях, например, неясности, противоречивости законов и т. д. Когда же при непосредственном восприятии (прочтении) закон не вызывает сомнения, толкование не требуется. Особенности формулирования норм права (краткость, лаконичность, специальная терминология и т. п.), их смысловые связи с другими нормами, отсылки к иным социальным нормам и оценкам, а иногда и недостатки законодательной техники порождают необходимость толкования.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
1. Общее понятие и виды толкования уголовного закона……….……………..5
1.1. Понятие и значение толкования уголовного закона……………………….5
1.2. Виды толкования уголовного закона………………………………………..7
2. Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования……….16
2.1. Юридическая природа актов официального толкования………………...16
2.2. Формы актов официального толкования и необходимость в их
издании........................................................................................................……...21
2.3. Необходимость актов толкования………………………………………….22
3. Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов………………………………………………………………………………25
3.1. Акты применения права, их виды………………………………………….25
3.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам……………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 59.80 Кб (Скачать документ)

     3. Иерархичность актов официального  толкования. Для них характерен  признак соподчиненности. Во главе  системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е.  та же последовательность, что  и у нормативных актов. Поэтому  во главе мы имеем разъяснения  конституционных законов и далее  разъяснения законов и подзаконных  актов.

     Общая черта актов официального толкования заключается в том, что они  не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача - логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной  реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное  разъяснение - это самостоятельная  правовая норма или составная  часть разъясняемых нормативных  актов? Ответ: Это составная часть.

     П.Е.Нетбайло и А.В.Мицкевич считают, что неотъемлемая часть не может выходить за рамки  толкуемого закона, дополняя его новыми правовыми положениями7. Такое признание может привести к произвольным действиям в процессе осуществления норм права. Автор считает, что разъяснения являются частью толкуемых норм права, и их следует рассматривать, как акты правотворчества. Но законодательство рассматривает толкование и правотворчество как самостоятельные формы юридической деятельности. Самостоятельность толкования имеет пределы, так как оно не может подменять собой правовую норму. Акты - это источники права. Акты толкования не могут применяться самостоятельно и действуют до срока действия толкуемых норм права. Ещё одним отличием толкования от правотворчества является внутренняя структура официального разъяснения (правила понимания и реализации права). О вспомогательном характере актов толкования говорит отсутствие в интерпретационных правилах внутренней логической структуры, аналогичной структуре нормы права.

     Если  же толкование содержит в себе принципиально  новые положения, имеющие нормативное  значение, то акт толкования рассматривают, как модификацию правовой нормы. Из сказанного вытекает вывод о том, что акты официального толкования представляют собой проникнутую внутренним единством  иерархическую систему вспомогательных  правовых актов. Они служат важным средством  правильной и эффективной реализации права путём установленных организационно-вспомогательных  правил понимания и применения действующего законодательства.

     Основные  свойства актов нормативного и казуального  толкования.

     Нормативность актов официального толкования включает в себя:

     - нормативность разъяснений, издаваемых  органами, уполномоченными на правотворческую  деятельность. Это органы государственной  власти и управления: толкования  президиума Верховного Совета  РФ, министры, государственные комитеты;

     - нормативность разъяснений, издаваемых  органами не имеющими права  на установление правовых норм (Верховный Суд РФ). Такие акты  адресованы широкому кругу объектов, их значение не исчерпывается разовым исполнением8.

     Нормативность правовых актов и актов толкования проявляется 

     в их способности вносить порядок  в правовые отношения. Из этого вытекают юридические свойства нормативных  разъяснений:

     1. Акт нормативного толкования - разъяснение,  распространяющееся на широкий  круг общественных отношений,  поэтому они имеют общий характер.

     2. Нормативные разъяснения имеют  большую (чем другие виды актов  толкования) степень государственной  обязательности (разъяснения Президиума  Верховного Совета, Совета министров,  министерств, государственных комитетов,  руководящие разъяснения пленумов  Верховного Суда).

     3. Отличительный признак - это их  специфическая форма письменного  юридического документа, но могут  быть и устные формы.

     4. Направленность актов толкования  на совершение правового 

     регулирования и повышение эффективности. Они  могут влиять на сложившуюся юридическую  практику, уточнять цели и средства правового регулирования, т.е. обеспечивать эффективность правовых норм.

     Аутентическое толкование. Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативны характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы.

     Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым придана  обратная сила. Но в противоположность  этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.

     Акты  казуального толкования это разъяснения  смысла правой нормы, осуществляемые компетентными  органами (судебными) применительно  к конкретным обстоятельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязательное значение только для данного случая, те имеют  разовое значение. Но сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве) приобретают  значение прецедента толкования.

     Прецедент толкования - это выработанный правоприменительной  практикой образец требуемого понимания  и применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и признанный в юридической  практике (публикуется в специальных  юридических журналах)9. Казуальное толкование используется в правоприменительной деятельности, способствует правильности и законности решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим справедливость решения. Существует два вида казуального толкования:

     - интеллектуально-волевой процесс  познания реализуемой нормы;

     - составная часть содержания правоприменительного  акта (мотивировочная часть приговора);

     Внутреннее  содержание казуальных актов - это индивидуализированные  право положения, элементы обоснования  принимаемого решения. Поэтому можно  сказать, что это правообосновывающий  правовой акт. Правообосновывающие  положения необходимы, так как  существует высокая степень обобщённости, абстрактности норм права, которое  порождает конкретизацию, как способ реализации права. Поэтому казуальные акты отличаются разовым, конкретным значением.

     Значением актов официального казуального  характера состоит в том, что  они являются образцами наиболее правильного применения правовых норм. Повторяясь, они создают устойчивые правила и служат прообразом будущих  нормативных предписаний. 

2.2. Формы актов официального  толкования и необходимость в их издании

     Форма акта официального толкования - это  способ изложения государственной  воли, содержащейся в правовой норме. Форма может быть внутренней и  внешней.

     Внутренняя  форма - это совокупность приёмов  и способов, используемых интерпретатором  в процессе познания и объяснения, те изложения смысла толкуемых правовых норм10. Внутренняя форма подвергает анализу структуру интерпретируемого акта и содержащегося в нём правового положения, устанавливает их связь между собой и разъясняемой нормой. Внутренняя форма определяет построение акта толкования, его композицию. От непротиворечивости разъяснения зависит убедительность акта и эффективность воздействия на юридическую практику.

     Внешняя форма - способ выражения актов толкования в определённых письменных документах. Признаками внешней формы актов  толкования являются их реквизиты:

     - наименование органа, издавшего  акт;

     - наименование акта;

     - порядковый номер;

     - дата;

     - содержание самого разъяснения  и подпись руководителя органа;

     Устная  же форма определяется нормами этики  и юридической культуры.

     Акт толкования - это юридический документ. Существуют две разновидности актов  толкования: акты толкования общего характера  и акты казуального толкования11.

     Акты  толкования общего характера (те нормативного толкования) имеют установленную  законом форму, аналогичную форме  нормоустановительных документов. Название документов не узаконено, в результате чего появляются приказы, записки, распоряжения, инструктивные письма. Всё это  вносит трудности в практику их реализации.

     Акты  казуального толкования содержат разъяснение  смысла правовых норм для конкретных обстоятельств и определённых лиц, являются мотивировочной частью. Акты казуального толкования помещают в  Бюллетень Верховного Суда, в журнал «Юстиция». Они могу быть в чистом виде, как разъяснения, адресованные конкретным лицам. 

2.3. Необходимость актов толкования

     Необходимость актов толкования заключается в  общих условиях необходимости толкования норм права и конкретными обстоятельствами, вызывающими появление актов  толкования.

     К общим условиям относятся:

     1. относительная самостоятельность  права, что может оказывать  влияние на базис общества. Самостоятельность  выражается в конкретной форме.  Относительность заключается в  том, что право может отставать  от развития общественных отношений  или опережать ход развития. В  общественной практике противоречия  между юридическим и фактическим  незначительные либо кажущиеся.  Они могут быть устранены средствами  официального толкования компетентными  органами.

     2. Наличие общественных противоречий, создающих трудности реализации  права. Они могут быть устранены  с помощью актов толкования  (история практики регулирования брачно-семейных отношений; судебная практика по трудовым делам). Например, затруднённое применение норм Трудового кодекса без знания актов официального толкования.

     3. Общие условия обосновываются  потребностями юридической практики. Юридическая практика - это деятельность  по внедрению права в общественную  жизнь. Содержанием юридической  практики является создание и  реализация правовых норм, исходя  из требования единообразного  понимания и применения законодательства12.

     Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:

     - недостаточная чёткость выражения  мысли законодателя;

     - несовершенство правовых норм  из-за несовершенства законодательной  техники;

     - специфика юридической терминологии;

     Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов  толкования:

     - стыковка межведомственной практики  применения одних правовых норм (например, при рассмотрении трудовых  споров);

     - неясность смысла закона;

     - возникновение конкуренции сопоставляемых  законов;

     Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев  возникновения необходимости в  издании актов толкования:

     1. Неверный путь практики реализации  некоторых правовых норм (те исправление  ошибок юридической практики).

     2. Требования мотивированного разрешения  юридических дел. Субъекты правоприменительной  деятельности, осуществляя применение  правовых норм к конкретным  фактам, производят и толкование  норм права (объективизация в  правоприменительном акте). Это проявляется  в деятельности судебных органов. Особую роль акты толкования норм права играют в деятельности кассационных и надзорных инстанций (своей деятельностью они показывают нижестоящим судам, как правильно применять правовые нормы).

     Необходимость издания актов официального толкования обусловлена совокупностью объективных  и субъективных факторов.

     В юридической практике это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в общественной жизни.

 

3. Формы, юридическая  сила и сфера  применения правоприменительных актов 

Информация о работе Толокование уголовного закона