Терроризм. Уголовно - правовая характеристика преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель:
• раскрытие уголовно-правовой характеристики терроризма
С указанной целью связаны следующие задачи:
 изучение юридической литературы.
 сравнение данных
 формулировка выводов, сделанных в ходе курсовой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….2
Глава 1 Понятие терроризма ...………………………………….……….........4 1.1 Проблематика определения понятия «терроризм»……………….……...4
1.2 Разграничение понятий терроризм и террор ………….……..…………….9
Глава 2 Юридическая характеристика состава преступления………...…… 11 2.1 Объект преступления…… ……………………..………………………….11
2.2 Субъект преступления ……………………………….……………....…....11
2.3 Объективная сторона преступления ..…………………...……….....…...12
2.4 Субъективная сторона преступления ……………………..………….….15
2.5 Квалифицирующие признаки……………………….. …………………..16
Глава 3 Законодательство о терроризме и борьбе с ним.……………...…..…21
Заключение ………………………………………………………….……….27
Список использованной литературы ………………………………....…….30

Работа состоит из  1 файл

курс по уголовному праву.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

г) если в действиях лица не содержится иного состава престу­пления, например приобретение, хранение оружия либо взрывча­тых веществ, похищение этих средств или их изготовление и т. п.[26]

Многообразие форм проявления терроризма прино­сит новые "сюрпризы" науке уголовного права, кото­рые, несмотря на множество изданной литературы, вы­нуждают вновь и вновь возвращаться к этой проблеме. Особый интерес вызывают вопросы квалификации рассматриваемого деяния. Причем если признаки объ­ективной стороны терроризма достаточно полно ис­следованы, то признаки субъективной стороны все еще нуждаются в продолжение всесторонних ис­следований. Так, в науке уголовного права малоиссле­дованным остается специальный признак — цель, ука­занная в диспозиции ст. 205 УК. Практически не встре­чается углубленное исследование признаков, позволя­ющих определить соучастие в терроризме. Это и ста­новится причиной ошибочных суждений представите­лей структур, призванных обеспечивать противодейст­вие терроризму и освещать эту деятельность.

Часто средствами массовой информации и пресс-службами силовых структур делаются поспешные вы­воды, когда те или иные действия преступников одно­значно расцениваются как террористические, тогда как определить, являются они таковыми или нет, можно только при обнаружении преступников и установле­нии, какую цель они преследовали. Анализ субъектив­ных признаков позволяет утверждать, что далеко не каждый взрыв или поджог можно рассматривать как акт терроризма, так же как и не каждый случай убий­ства государственного или общественного деятеля об­разует террористический акт. Например, убийство коммерсанта путем взрыва его автомобиля можно рас­ценить как терроризм только в том случае, если пре­ступник преследовал цель создания обстановки страха у населения города (района, квартала) или принужде­ния принятия нужного ему решения другими компань­онами погибшего и т.п. Если же указанное деяние со­вершено на почве личных неприязненных отношений, то такие действия следует расценивать как убийство, совершенное общеопасным способом (п. "е" ч. 2 ст. 105 УК). Сказанное означает, что установить истинные цели преступников возможно лишь в случае их задер­жания и проведения в отношении них следственных действий.

Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п. 3 ст. 205 УК последствиям. Для этого состава характерно наравне с осознанием общественной опасности харак­тера своих действий и предвидением абстрактной возможности наступления общественно опасных послед­ствий отсутствие волевого критерия. Лицо, хотя и предвидит возможность наступления указанных пос­ледствий, тем не менее, не желает их, рассчитывая на какие-то реально существующие факторы (силы), например, поджигает здание, полагая, что вовремя при­ехавшие пожарные сумеют его потушить и не дадут ему перекинуться на другие здания, или закладывает взрывчатку, считая, что в момент взрыва в радиусе его поражающего действия никого не будет. Возможно, что виновный рассчитывает на свои собственные личные качества — опыт, ловкость, профессионализм и т.д. Например, лицо ошибается в мощности разрушающего действия взрывного устройства, однако расчеты его оказываются легкомысленными, самонадеянными, и в результате взрыва происходит вместо предполагаемого незначительного повреждения здания его полное раз­рушение.

Для преступной небрежности как вида неосторож­ной вины характерно то, что лицо не предвидит воз­можности наступления смерти человека или иных тяж­ких последствий в результате своих действий (бездей­ствия), хотя при необходимой внимательности и пред­усмотрительности должно было и могло их предвидеть. Например, виновный в целях устройства предупреж­дающего взрыва в ночное время закладывает взрывное устройство под автомобиль, рассчитывая на то, что взрыв произойдет до того, как хозяин автомобиля вос­пользуется им, тем самым причинит ему лишь имуще­ственный вред, однако в результате взрыва погибает случайный прохожий. В этом случае интеллектуальный критерий преступной небрежности состоит в том, что лицо не сознает возможность наступления последст­вий, указанных в ч. 3 ст. 205 УК. Виновный не имеет намерения причинить эти последствия, не желает и даже не допускает возможность их наступления. Одна­ко непредвидение последствий в данном случае свиде­тельствует о пренебрежении лица к требованиям зако­на, правилам общежития, интересам других лиц и т.п.

Чтобы признать лицо виновным в совершении акта терроризма, наравне с установлением других призна­ков необходимо установить, что оно осознавало фак­тическую сторону своих действий (бездействия), так как только в этом случае возможна ответственность за них. Например, организатор для совершения терро­ристического акта незаконно приобретает взрывное устройство у другого лица, который так же, как и по­купатель, не имеет права на хранение, ношение и сбыт оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. При этом продавца ставят в известность, что взрывное устройство приобретается именно в террористических целях. Соглашаясь на такую незаконную сделку, про­давец взрывного устройства сознает не только общест­венно опасный характер предмета сделки и преступ­ность характера своих действий, но и преступность на­стоящих и будущих действий террориста. Поскольку лицу, реализовавшему взрывное устройство до момен­та окончания преступной сделки, т.е. до фактического перехода взрывного устройства во владение покупате­ля, становятся известны его конечные цели.[27]

Глава 3: Законодательство о терроризме и борьбе с ним.

 

Общественная опасность терроризма заключается и в том, что он провоцирует власть на ответное на­силие, дестабилизируя демократические институты обще­ства, поощряя практику нарушений прав и свобод челове­ка. Одним из основополагающих принципов борьбы с тер­роризмом является принцип приоритета мер предупрежде­ния.   Однако важно, чтобы борьба с тер­роризмом осуществлялась именно в рамках соответствую­щего закона.

Своевременное законодательное обеспечение борьбы с терроризмом имеет своей задачей установление плотного оперативного наблюдения за террористами, быстрый розыск и перехват террористов, обмен жизненно важной информаци­ей до начала террористической атаки. Современный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо обученных воо­руженных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм превратились в один из основных факторов, подрывающих стабильность и мир не только в отдельных странах, но и на всей планете. Опираясь на поддержку мощных и богатых экстремистских организаций, получая от них материально-финансовую помощь и современ­ное вооружение, терроризм способен эффективно осуществ­лять как отдельные диверсионно-террористические операции, так и полномасштабные боевые действия против регулярных войск и правоохранительных формирований.

Многие государства в срочном порядке приняли специ­альные законы: Великобритания - "О предупреждении тер­роризма" (1974), с дополнениями 1976г., касающимися уго­ловной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме (1976), Рос­сия - "О противодействии терроризму" (2006), Германия - "О борь­бе с терроризмом" (1986), Франция - "О борьбе с террориз­мом и посягательствами на государственную безопасность" (1986), США-"О борьбе с терроризмом и применении смер­тной казни" (1996), Акт патриота США (2001).[28]

Состав преступления "международный терроризм" сфор­мулирован Комиссией международного права ООН в ст. 24 Кодекса преступлений против мира и безопасности как: "со­вершение, организация, содействие осуществлению, финан­сирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые на­правлены против лиц или собственности и которые по свое­му характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом".[29]

При активном участии России разработана и принята резолюция Совета Безопасности № 1373 от 28 сентября 2001г., в соответствии с которой создан и функционирует Контртеррористический комитет.

Международной декларацией "О мерах по ликвидации международного терроризма" от 09.12.1994 г., осуждаются как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где и кем бы они ни осуществлялись.

Российская Федерация подписала 11 из 12 универсаль­ных антитеррористических конвенций по борьбе с различ­ными проявлениями терроризма (межведомственное согла­сование Монреальской конвенции о маркировке пластичес­ких взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991г. находится в завершающей стадии).

Существующая сегод­ня конструкция правового определения терроризма доволь­но громоздкая, сложная, создающая трудности при квали­фикации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные ква­лифицирующие признаки, однако терроризмом не являю­щихся. И, напротив, международное законодательство при­знает актом терроризма пиратство на борту или против мор­ских судов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 40\61), а российское законодательство это к таковым не относит. Российский законодатель дал базовое понятие тер­роризма в законе "О противодействии терроризму" приводя группу преступлений (ст. 205-208, 277 и 360 УК РФ), именуя их так­же преступлениями террористического характера, не пояс­няя, по какому признаку определять данную категорию и по­чему к преступлениям террористического характера не отне­сены, к примеру, ст. 209 "бандитизм", ст. 227 "пиратство".

В целях содействия нормативному урегулированию раз­личных аспектов противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма в последнее время принято несколько законов. Так, Федераль­ным законом от 10 июля 2002 года № 88-ФЗ ратифицирова­на Международная конвенция по борьбе с финансировани­ем терроризма от 9 декабря 1999 года, которая направлена на устранение пробелов в сфере международного сотруд­ничества государств по выявлению, пресечению и уголов­ному преследованию финансирования терроризма, призван­ная установить надежные правовые барьеры на пути дос­тупа террористов к источникам финансирования, стимули­ровать принятие действенных упреждающих мер на между­народном и национальном уровне с целью предотвраще­ния и пресечения финансовой поддержки террора.

Другим примером совершенствования нормативной базы является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 103-ФЗ, в соответствии с которым УК РФ дополнен ст. 205.1, устанавливающей ответственность за организа­цию, финансирование и иное содействие совершению пре­ступлений, связанных с терроризмом, а также за вооруже­ние либо обучение лиц для совершения подобных преступ­лений. Дополнение внесено и в Федеральный закон "О про­тиводействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. В начале 2004 г. внесены поправки в УК РФ, ужес­точающие наказание за терроризм, установившие пожиз­ненное лишение свободы за терроризм, повлекший мас­совую гибель людей ст. 205 УК РФ. Статья 205 УК РФ объяв­ляет уголовным преступлением финансирование террориз­ма, но не раскрывает содержание этого понятия. Финанси­рование, предоставленное террористам не напрямую, а по­средниками, уголовно не наказуемо. Необходимо допол­нение УК РФ с целью совершенствования правового меха­низма борьбы с финансированием терроризма посредни­ческими организациями. Внесены поправки в ст. 46 УПК РФ, предусматривающие увеличение с 10 до 30 суток срок предъявления обвинения при расследовании деяний тер­рористического характера.

Акцент, как нам видится, должен идти на пресечение незаконного финансирования терроризма, выбивая почву из-под ног террора, с последующим направлением конфис­кованных средств жертвам террористических актов. Подоб­ная работа уже ведется в мире, так, Великобритания замо­розила средства 100 организаций и 200 лиц, подозревае­мых в финансировании терроризма. Зарегистрировано 3500 банковских операций, которые могут быть связаны с финан­сированием террора; 600 такими подозрительными опера­циями занимается служба финансовой разведки.[30]

Президент США обнаро­довал список 63 организаций, причастных к финансированию терроризма, в отношении которых Центральный банк Рос­сии издал указание оперативного характера за № 136-Т. В докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН "О борьбе с международным терроризмом" говорится: финан­сирование терроризма - самое его уязвимое место. На­дежно перекрыть каналы его финансовой подпитки - зна­чит нанести сокрушительный удар по всей инфраструк­туре терроризма. Страны ЕС считают, что перекрытие ре­сурсов финансирования терроризма одна из ключевых за­дач Европейского Союза.

Создан отдел по борьбе с финансированием террориз­ма при Министерстве финансов РФ, активно функциони­рует Комитет по финансовому мониторингу (финансовая разведка); Россия - участник международной организации "Эгмонт", объединяющей 59 финансовых разведок мира. На заседании 2003 г. в Берлине Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (РАТР) Россия принята в члены комиссии. В сферу действия РАТР включены про­блемы борьбы с финансированием терроризма, утверж­дены "Особые рекомендации по противодействию финан­сированию терроризма". В свете борьбы с терроризмом Финансовой разведкой РФ арестованы счета террористов в США и Швейцарии.

Генеральный прокурор РФ констатирует, что терроризм оплачивается в основном за счет средств российского про­исхождения. По сведениям Генеральной прокуратуры РФ, 5000 юридических лиц, финансирующих террор, находятся на оперативном учете.

Количество и тяжесть актов терроризма зависят от финансирования, к которому террористы могут получить до­ступ, выбить почву из-под ног террора и распределить эти средства между бюджетами, выплачивающими компенсацию вреда жертвам терроризма. Основные финансовые средства тратятся не на проведение терактов, требующих незначитель­ных средств, а на организацию вербовки, боевую подготовку ударных отрядов и наемников, создание современной мате­риально-технической базы (компьютерное обеспечение, связь, транспорт, современное оружие).

Назрел вопрос о заключении с государствами-участни­ками Международной конвенции по борьбе с финансирова­нием терроризма (1999) соглашений о разделе средств, полученных в результате конфискаций, так в США (Чикаго) ведется уголовное дело международного фонда, финанси­ровавшего терроризм, в том числе доказано финансирова­ние чеченских террористов, арестовано около двух милли­ардов долларов активов, и Россия имеет право на часть этих арестованных активов.

По сообщениям председателя Комитета по финансо­вому мониторингу РФ (финансовая разведка), в России го­товится черный список компаний и организаций, подозре­ваемых в отмывании денег и финансировании терроризма, собраны данные на 350 тысяч подозрительных сделок, из семи управлений уже работают шесть со штатом 350 чело­век, заключены соглашения о взаимодействии со всеми пра­воохранительными структурами, в том числе ФСБ, МВД, ГТК. Контролируются в соответствии с рекомендациями РАТР инвестиционные фонды, казино, тотализаторы, букмекерс­кие конторы, скупка-продажа золота и другое.

Нормативная база и специальные структуры в России созданы: Федеральный закон №115-ФЗ "О противодействии ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем"; Указ Президента РФ № 6 от 10.01.2002 г. "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373" от 28.09.2001 г.; Указ Президента РФ от01.11.2001 г.№1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легали­зации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем"; Положение Правительства РФ от 02.04.2002 г. № 211 "Об утверждении Положения о Комитете РФ по финансово­му мониторингу".[31]

Информация о работе Терроризм. Уголовно - правовая характеристика преступления