Судебный прецедент: сущность и уголовно-правовое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - определение места и роли административного прецедента среди источников права.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-сформулировать общие признаки правового прецедента как источника права;
-определить понятие административного прецедента;
-с использованием примеров из зарубежной практики проиллюстрировать особенности административных прецедентов в правовых системах иностранных государств;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность уголовного закона 4
1.1. Понятие уголовного закона и его значение в борьбе с преступностью 4
1.2. Строение и система УК РФ 12
Глава 2. Судебный прецедент 20
2.1. Сущность судебного прецедента 20
2.2. Уголовно-правовое значение судебного прецедента 22
Заключение 26
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА2.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

       Судебный  прецедент: сущность и уголовно-правовое значение. 

       Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 

  Введение 3
Глава 1. Сущность уголовного закона 4
1.1. Понятие уголовного закона и его значение в борьбе с преступностью 4
1.2. Строение и  система УК РФ 12
Глава 2. Судебный прецедент 20
2.1. Сущность судебного  прецедента 20
2.2. Уголовно-правовое значение судебного прецедента 22
  Заключение 26
  Список литературы 29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение  

      В последние десятилетия в научном  юридическом сообществе все активнее ведется дискуссия о признании источником права судебного прецедента. Многие современные ученые и практики в отдельных судебных актах находят черты нормативности. В то же время, проблема административного прецедента как источника права в российской юридической науке специальному исследованию пока не подвергалась.

      Реформирование  российской правовой системы ставит новые задачи перед наукой теории права и государства. С учетом современной динамики права нуждается  в переосмыслении и обновлении понятийно-терминологический аппарат отечественной юриспруденции. В частности, необходимо условиться о единообразном понимании ключевых терминов юриспруденции, одним из которых является прецедент.

      Российская  правовая доктрина в решении вопросов источников права, как правило, исходит из постулата о принадлежности правовой системы нашей страны к романо-германской правовой семье, где прецедент источником права традиционно не признается. Вместе с тем, в современных условиях расширения сферы правового регулирования, мнение о неприятии странами континентального права такого источника права как прецедент, становится далеко не бесспорным.

      Цель  курсовой работы - определение места  и роли административного прецедента среди источников права.

      Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:                         

      -сформулировать общие признаки правового прецедента как источника права;

      -определить понятие административного прецедента;

      -с  использованием примеров из зарубежной  практики проиллюстрировать особенности административных прецедентов в правовых системах иностранных государств;

      -на основе данных практики национальных правоприменительных органов сделать вывод о формах проявления и механизме действия административного прецедента  в российской правовой системе;

      -выявить субъектов правоотношений, благодаря действиям и решениям которых возникает административный прецедент;

      -дать характеристику административного усмотрения как условия образования административного прецедента;

      -изучить роль административного прецедента в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики;

      -определить критерии классификации административных прецедентов и провести анализ его отдельных разновидностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Сущность уголовного закона.

  1. Понятие уголовного закона и его значение в борьбе с преступностью.
 

       Уголовный закон является разновидностью юридических  законов, которые в отличие от объективных законов природы  и общества устанавливаются людьми, а потому выступают в виде принимаемых  правомочными органами государственной власти нормативных актов, содержащих правовые нормы. В РФ поведение людей регулируется нормами гражданского, трудового, семейного, жилищного, административного, уголовного и других отраслей законодательства. Особенность уголовного закона состоит в том, что его принятие находится в компетенции федеральных органов государственной власти РФ. Исходя из федеративного характера государственного устройства России, принятие действующих на ее территории законов может находиться, как в ведении федеральных органов государственной власти, так и в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71)1 принятие уголовного законодательства относится к ведению федеральных органов государственной власти РФ. Таким органом согласно ст.105 Конституции Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 1

       Принимаемые Государственной Думой уголовные  законы характеризуются специфическим содержанием уголовно-правовых норм. В них устанавливаются принципы и основание уголовной ответственности, определяются признаки общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, и наказания, подлежащие применению за совершение преступлений. Нормы уголовного закона определяют также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

       Следовательно, уголовный закон представляет собой  принятый федеральным органом законодательной  власти нормативный правовой акт, содержащий нормы, которые устанавливают принципы и основание уголовной ответственности, определяют, какие деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

       Уголовный закон может выступать в виде отдельной нормы или нескольких норм, содержащихся в отдельном законодательном  акте либо в виде систематизированного свода законов (кодекса). Характерной  особенностью российского уголовного законодательства является его кодифицированность.

       Нормы, определяющие преступность деяния, а  также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, могут  содержаться и в других законодательных  актах (комплексных межотраслевых  или уголовных, принимаемых в  целях совершенствования действующего уголовного законодательства). Однако в соответствии с ч.1 ст.1 УК22 новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК, а потому не могут применяться самостоятельно.

       Как нормативный правовой акт уголовный  закон является формой выражения уголовного права и, кроме того, его единственным источником. Перечень преступных деяний, виды наказания и иные уголовно-правовые последствия (например, судимость) устанавливаются исключительно уголовным законом. Никакой правовой акт, кроме уголовного закона, не может определять преступность и наказуемость деяний. Приговоры, определения и постановления судов, принимаемые по конкретным уголовным делам, не являются источником уголовного права. Не создает норм права и Верховный Суд РФ, наделенный Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ от 31 декабря 1996г. "О судебной системе Российской Федерации"3 правом дачи разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ толкуют содержание уголовно-правовых норм и оценивают судебную практику.

       Исходя  из статьи 54 и статьи 71 Конституции  Российской Федерации, а также статьи 8 Уголовного кодекса Российской Федерации  уголовной ответственности в  Российской Федерации подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

       В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться  судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма Уголовным кодексом Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, статьи 355 и 356 Уголовного кодекса Российской Федерации)".

       Уголовный закон является юридической базой для осуществления правосудия по уголовным делам, реализации уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью. Деятельность органов предварительного расследования, а также суда по осуществлению правосудия основана на строгом и неукоснительном соблюдении уголовного законодательства. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за деяния, которые не признаны в качестве преступлений уголовным законом.

       Уголовный закон имеет также большое  предупредительное и воспитательное значение. Уже самим фактом своего существования уголовный закон оказывает сдерживающее влияние на неустойчивых лиц (склонных к совершению преступлений), а также воспитательное воздействие на граждан, формируя у них отрицательное отношение к общественно опасным действиям, которые признаются преступлениями.

       Для правильного применения уголовного закона на практике имеет определение  времени совершения преступления. В  любом государстве законы изменяются, принимаются новые и отменяются устаревшие. Международные и конституционные нормы устанавливают правило о том, что судом и правоохранительными органами применяется тот уголовный закон, который действовал во время совершения преступления (ч.1 ст.9 УК РФ). Это значит, что к лицу, совершившему преступление, применяется только тот закон, который действовал во время его совершения. Действующим считается такой уголовный закон, который вступил в силу и не утратил силы.

       В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции  РФ законы подлежа официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются.4

       В соответствии с этим на территории Российской Федераций применяются  только федеральные законы, которые  официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его в окончательной  редакции Государственной Думой, а федерального конституционного закона - когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Указанные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральным законом об их ратификации. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок его вступления в силу.

       Утрачивает  силу уголовный закон в результате его отмены, замены другим законом, по истечении указанного в нем  срока или в связи с изменением условий или обстоятельств, в  соответствии с которыми он был принят.

       В ч.2 ст.9 УК РФ указано, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления  последствий. Такое положение направлено к деяниям с отдаленными последствиями, когда между совершением самого действия (бездействия) и общественно опасными последствиями такого поведения проходит время, подчас довольно значительное. Время совершения преступления определяется по моменту деяния, а не наступления последствий. При применении уголовного закона в каждом конкретном случае возникает необходимость установить, действовал ли уголовный закон в момент совершения преступления.

       Однако  есть некоторые исключения из этого  правила, зафиксированные в ст.10 УК РФ. Руководствуясь гуманистическими принципами, законодатель формулирует положение об обратной силе закона, устраняющего преступность деяния, смягчающего наказание или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление. В ч.1 данной статьи говорится, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т. ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Нормы, указанные в ст.10 УК РФ, относятся к любой стадии уголовного процесса. Уголовный закон, усиливающий или устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет. Согласно ч.2 ст.10 УК РФ, закон имеет обратную силу в тех случаях, когда тем или иным образом улучшает положение лица, отбывающего наказание.

       Говоря  о действии уголовного закона в пространстве, необходимо придерживаться следующих принципов: территориальность (ч.1 ст.11 УК РФ), гражданство (ч.1 ст.12 УК РФ), реальность и универсальность (ч.3 ст.12 УК РФ), а также экстрадиция - принцип выдачи преступников (ст.13 УК РФ).

       Территориальный принцип действия уголовного закона означает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по УК РФ независимо от того, является это лицо гражданином России или какого-либо другого государства или лицом без гражданства; за исключением лиц, пользующихся правом экстерриториальности, т.е. неприкосновенностью: послов, поверенных в делах, членов их семей, членов парламентских делегаций и т.д., это право распространяется на их служебные и жилые помещения, транспорт. Под территорией Российской Федерации понимаются находящиеся в пределах государственной границы суша (земельная территория), воды (внутренние и территориальные прибрежные морские воды шириной 12 морских миль), континентальный шельф (поверхность и недра морского дна за территориальными водами до глубины 200 м и глубже, пока глубина позволяет разработку естественных богатств), исключительная экономическая зона (в пределах 200 морских миль, считая от линии наибольшего отлива), недра (пространство под сухопутной и водной территорией без ограничения глубины), воздушное пространство (воздушное пространство над сухопутной и водной территорией). К территории Российской Федерации приравниваются гражданские речные, морские, воздушные суда, приписанные к определенному порту России и находящиеся в открытом море или воздушном пространстве вне ее территории, военные суда независимо от места их нахождения, космические корабли, спутники.5

Информация о работе Судебный прецедент: сущность и уголовно-правовое значение