Социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы.
Задачи: определить понятие коррупции, количественные и качественные характеристики, выделить причины, условия и виды коррупционных преступлений, а также социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 2-3
Историческая справка ……………………………………………… 3-7
Статистическое исследование роста коррупции в России …….7-9
Коррупция: понятие, сущность, типология, виды ……………. 9
Понятие. Сущность коррупции ……………………………………. 9-12
Типология …………………………………………………………….12-18
Виды коррупции ……………………………………………………..18-19
Аспекты коррупции ………………………………………………19-22
Социально – экономические аспекты ……………………………... 22-23
Политические аспекты ……………………………………………… 23-26
Борьба с коррупцией и её значение ……………………………. 26-31
Заключение ………………………………………………………. 32-33
Список использованной литературы ……………………………… 34-35
Приложения …………………………………………………………. 36-37

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бопу.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)


АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет юридический

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Проблемы борьбы с организованной преступностью»

тема: «Социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2013год

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение ………………………………………………………….. 2-3
  2. Историческая справка ……………………………………………… 3-7
  3. Статистическое исследование роста коррупции в России …….7-9
  4. Коррупция: понятие, сущность, типология, виды ……………. 9
  5. Понятие. Сущность коррупции ……………………………………. 9-12
  6. Типология …………………………………………………………….12-18
  7. Виды коррупции ……………………………………………………..18-19
  8. Аспекты коррупции ………………………………………………19-22
  9. Социально – экономические аспекты ……………………………... 22-23
  10. Политические аспекты ……………………………………………… 23-26
  11. Борьба с коррупцией и её значение ……………………………. 26-31
  12. Заключение ………………………………………………………. 32-33

Список использованной литературы ……………………………… 34-35

Приложения …………………………………………………………. 36-37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Тема курсовой работы является в настоящее время  очень актуальной.   Актуальность темы исследования определяется:

– высокой социальной опасностью коррупции, крайней агрессивностью российской коррупционной системы, которая стагнирует модернизационные процессы, разрушает социальные связи и отношения, уродливо трансформирует социальную структуру, мешает становлению социальной справедливости и, в конечном счете, сдерживает экономический рост государства;

– чрезвычайно широкими масштабами распространения бытовой коррупции в нашей стране, ее активной институциональной экспансией в различные сферы и институты современного российского общества. Согласно опросам «Transparency International», Индекс восприятия коррупции (ИВК), ранжирующий страны по степени ее распространенности от 10 баллов (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции), в России в течение последних десяти лет не превышал 2,8 баллов. В 2010 г. он составил 2,6 балла, вследствие чего наша страна разделила 154-е место (из 178 представленных в рейтинге) по уровню взяточничества с такими государствами как Кения, Камбоджа, Папуа – Новая Гвинея и Таджикистан.1 По оценкам специалистов, коррупция в России сегодня превратилась из частной преступной практики в самовоспроизводящуюся социальную систему со стабильным набором норм поведения и устойчивыми социальными ролями, закрепляющими коррупционные отношения;

Цель  работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы.

Объектом исследования является: понятие коррупции, ее сущности, типологии и мер по борьбе.

Предмет курсовой работы: сущность, структура, масштабы распространения и основные тенденции динамики коррупции в современной России.

Задачи: определить понятие коррупции, количественные и качественные характеристики, выделить причины, условия и виды коррупционных преступлений, а также социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика.

Методы: при написании курсовой работы использовались метод анализа, системный, исторический, статистический, а также социологический метод.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

1.1. Историческая справка.

 

Коррупция известна с  глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций. В "Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: "Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается"

Большое внимание уделяется  социальным обличиям в древнейшем разделе Библии - Ветхом Завете: "Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот ".

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством "Артхашастра" (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества и делается малоутешительный вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. "Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам». Основным средством борьбы с казнокрадством становится слежка. Доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели  широкий размах и коррупция, и  жестокая борьба царя с ней. Характерным  является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего  царствования династии Романовых коррупция  являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") - 12 тысяч рублей.

В Российской империи  коррупция была тесно переплетена  с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался  царем. Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г.Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны. Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки. 2

История борьбы советской  власти с коррупцией характеризуется  рядом специфических особенностей. Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных  нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и др. Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС "Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра" от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество - это "социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества". Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а "советский административно-управленческий аппарат - это аппарат нового типа". В качестве причин коррупционных проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся. В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах. Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе - и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК. В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято. В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг. Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, и, наконец, крахом СССР и появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция государства сменилась "федеративным" устройством из множества коррумпированных систем. 3 Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить: стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой; отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций; распад партийной системы контроля Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами. В 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти в 2 млн. долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против 5 ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала. Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане. В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по борьбе с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более 1000, в Мюнхене около 600, в Гамбурге около 400, в Берлине около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти три тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1500 человек, а в 1995 - более 2000 человек, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно "купить" право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия. В одном из своих бюллетеней международная общественная организация "Трансперенси Интернешнл" (далее ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальном уровнях и в бизнесе, утверждала: "Она (коррупция) стала ведущим явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальным и гуманитарным сферам". Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране". 4

 Проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким.

 

 

2. Статистическое исследование роста коррупции в России.

В период 2012 года следственные органы Следственного комитета до направления уголовного дела в суд проводили работу по возмещению ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности государству, гражданам и юридическим лицам. Размер причинённого ущерба составил 7,9 млрд. рублей, возмещено 1,3 млрд. рублей. Наложен арест на имущество на сумму 1,2 млрд. рублей. На Северном Кавказе коррупция чиновников «съела» 521 миллион рублей. И только 9 из украденных миллионов вернулись в ходе уголовных дел. В Следственном комитете Российской Федерации расследуется подавляющее большинство преступлений коррупционной направленности, а работа в сфере противодействия коррупции рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности. За 9 месяцев 2012 года в производстве следователей Следственного комитета находилось 20 697 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что почти на 7 тысяч больше, чем в прошлом году. Окончено расследование по 5 037 уголовным делам. По оконченным делам следователями выявлено и раскрыто в ходе расследования 5 085 преступлений коррупционной направленности, ранее не состоявших на учете (2011 г. – 2 542). Направлено в суд 4 365 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Из них 22 уголовных дела – в отношении организованных групп (2011 г. – 29) и 4 – в отношении преступных сообществ (преступных организаций), совершивших коррупционные преступления (2011 г. – 1). Количество коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам, совершенных должностными лицами, составило 16 603 (2011 г. – 11 137). Следственными органами Следственного комитета в текущем году за совершение преступлений коррупционной направленности привлекались и лица, обладающие особым правовым статусом: депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации – 13 (2011 г. – 10); депутаты выборных органов местного самоуправления – 210 (2011 г. – 200); выборные должностные лица органов местного самоуправления (главы муниципальных образований) – 261 (2011 г. – 208); судьи – 2 (2011 г. – 4); члены избирательных комиссий – 19 (2011 г. – 12); прокуроры (их заместители) и помощники прокуроров – 19 (2011 г. – 16); сотрудники Следственного комитета – 13 (2011 г. – 9); руководители (их заместители) и следователи органов предварительного следствия в системе МВД России – 56 (2011 г. – 59); следователи следственных органов ФСКН России – 7 (2011 г. – 8); адвокаты – 39 (2011 г. – 49). За 9 месяцев 2012 года в следственные органы Следственного комитета поступило 33 595 сообщений о коррупционных преступлениях (за такой же период прошлого года – 26 649) рост на 21 %, в 16 654 случаях приняты решения о возбуждении уголовных дел (56,1%) – (в 2011 году – 10 061, или 42,4%). При этом в Следственном комитете расследуется много уголовных дела в отношении высокопоставленных чиновников.5

Коррупция является не побочным явлением нашего российского общества, а основой основ существования власти и управленческого механизма, потому что основной ценностью для правящей элиты в современной России являются деньги.

Среди глобальных проблем современности, от решения  которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и "кровоточащих" является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции метко сравнил коррупцию с "социальной чумой", эпидемии которой подвержены все современные общества: "Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах - больших и малых, богатых и бедных."

Коррупция стала  одним из наиболее опасных явлений  для общества и государства в  последнее десятилетие. По этому  вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных  исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, "круглых столов", парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.

Многие политики разных стран, в том числе и  России, на "борьбе" с коррупцией сделали блестящие карьеры. Десятки  журналистов, сотни сотрудников  правоохранительных органов и другие государственные служащие за свои расследования в области коррупции заплатили жизнью.

Однако все  жертвы и "благие" намерения, заявления, декларации и предвыборные обещания не принесли ощутимых результатов. Коррупция  продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем мирового сообщества, а практических сдвигов в борьбе с коррупцией почти нет в мире в целом, в нашей стране в особенности.

Между декларациями и заявлениями властей об их честности, стремлении беспощадно бороться с коррупцией во всех ее проявлениях и практической реальностью существует огромная пропасть, указывающая, по крайней мере, на два важных явления:

Информация о работе Социально – политическое значение борьбы с коррупцией и её характеристика