Следственные изоляторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 07:46, контрольная работа

Описание

Уголовное наказание является и карой, и средством исправления преступника. Эти цели не могут быть поставлены при избрании такой меры пресечения, как содержание под стражей.
Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в силу презумпции невиновности юридически не могут считаться преступниками.
Из этого следует, что содержание под стражей в порядке меры пресечения не является ни карой, ни средством исправления. Содержание под стражей применяется с целью изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………… ……3
1. Понятие и назначение следственных изоляторов……………… …..4
2. Основные задачи следственного изолятора……………………… …8
3. Право на личную безопасность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах………………………………… .13
Заключение…………………………………………………………… ..18
Список использованной литературы………………………………… .19

Работа состоит из  1 файл

УИ право.docx

— 49.41 Кб (Скачать документ)

3. Право на личную безопасность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах.

Конституция Российской Федерации в качестве основных приоритетов объявила права и свободы личности высшей ценностью. Поэтому проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях их изоляции от общества как никогда актуальны, тем более в докладе Уполномоченного по правам человека за 2007 г. обозначена проблема соблюдения прав и свобод человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе и следственных изоляторах.

Так, по данным заместителя директора  ФСИН В.И. Семенюка, динамика нахождения подозреваемых и обвиняемых характеризуется следующими данными: в 2003 г. было арестовано 311,5 тыс. человек; в 2004 г. - 328,4 тыс.; в 2005 г. - 380,5 тыс.; 2006 г. - 272 тыс.6; 2007 г. - 222,4 тыс. человек7. Таким образом, в среднем в следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы ежемесячно поступает 30 тыс. человек.

Между тем не искоренены еще недозволенные  методы обращения с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в  следственных изоляторах: известны случаи физического воздействия, жестокого  обращения и пыток с целью  дезориентировать их и принудить  к уступчивости, получить признательные  показания, свидетельства против других лиц, имеются примеры, когда они  приводили к смерти или иным тяжким последствиям8.

Существенная гуманизация деятельности уголовно-исполнительной системы в последние годы повлекла за собой значительные изменения законодательства, регулирующего порядок отбытия наказания и правовое положение осужденных к лишению свободы. Так, в 1992 г. в действовавший в то время Исправительно-трудовой кодекс впервые была включена норма, закрепляющая право осужденных на личную безопасность.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О  содержании под стражей подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений" в ст. 19 предусмотрел право на личную безопасность.

Данные положения были введены  в законодательство в качестве необходимой  меры, обеспечивающей возможность любого арестованного получить гарантии личной неприкосновенности. Как абсолютно  верно пишет по этому поводу Б.З. Маликов, наделяя лиц данной категории  правом на личную безопасность, государство  не только защищает их от вероятных  посягательств, но и противодействует возможному совершению правонарушений в исправительных учреждениях9.

Сущность рассматриваемого права  состоит в том, что при возникновении  какой-либо угрозы жизни и здоровью осужденного к лишению свободы  он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание, с просьбой обеспечить его личную безопасность. В данном случае это  должностное лицо обязано незамедлительно  осуществить меры по устранению угрозы жизни и здоровью обратившегося  осужденного. Начальник учреждения должен принять решение о переводе данного лица в безопасное место  или иные меры, снимающие угрозу личной безопасности. Ранее при возникновении  подобных ситуаций в тюремной среде  они сами решали возникающие угрозы - обычно это были или побег из исправительного учреждения, или  совершение грубого нарушения, в  результате которого в обязательном порядке следовало водворение в штрафной изолятор, а нередко конфликт завершался и совершением преступления10.

 Анализ сущностной стороны  рассматриваемого права предопределяет  исследование вопроса об основаниях  его реализации осужденными к  лишению свободы. Исходя из  положений ст. 19 Закона о содержании под стражей, на наш взгляд, к таковым следует отнести, прежде всего, наличие угрозы личной безопасности, выраженной в возможности применения физического насилия со стороны иных лиц. Указанное обстоятельство является наиболее распространенным, а зачастую единственным основанием перевода конкретного лица в безопасное место. К наиболее часто встречающимся поводам возникновения подобного рода ситуаций можно отнести, например, деятельность арестованного, направленную на сотрудничество с администрацией исправительного учреждения; личные неприязненные отношения между отдельными лицами или их группами; совершение осужденным поступков, противоречащих принятым в пенитенциарной среде традициям, и др.

Вместе с тем достаточно узкое  толкование практическими работниками  исправительных учреждений юридической  нормы, закрепляющей порядок реализации осужденными к лишению свободы  рассматриваемого права, сводящегося  зачастую лишь к устранению угрозы физической расправы, на наш взгляд, является неправомерным. К основаниям перевода лица в безопасное место также необходимо отнести психическое насилие, выраженное в систематическом совершении действий по отношению к арестованному, которые унижают его честь и достоинство. Достаточно высокий уровень распространенности таких явлений в исправительных учреждениях диктует необходимость адекватного реагирования со стороны их администраций с незамедлительным помещением осужденного в безопасное место. Непринятие должных мер компетентными лицами в указанной ситуации может привести не только к причинению вреда данному лицу, но и в целом дестабилизировать нормальную жизнедеятельность исправительного учреждения11.

В качестве еще одного основания  реализации лицами, содержащимися в  исправительных учреждениях, права  на личную безопасность следует назвать  угрозу их здоровью, исходящую от других лиц, являющихся носителями опасных  заболеваний (наркомания, психические  расстройства, туберкулез, ВИЧ и  др.). В настоящее время законодательство РФ предусматривает необходимость  содержания таких лиц в специализированных лечебных исправительных учреждениях  либо прохождения ими обязательного  курса лечения. Однако в силу различных  причин (позднее выявление заболевание, переполненность больниц, отсутствие необходимых медикаментов и др.) не исключается возможность нахождения таких лиц в обычных условиях отбытия наказания, что может  создавать опасность жизни и  здоровью других осужденных.

Исходя из анализа положения, закрепляющего  право осужденных к лишению свободы  на личную безопасность, можно прийти к выводу, что его реализация может  осуществляться в двух формах: 1) по заявлению самого лица и 2) по инициативе начальника исправительного учреждения. В первом случае сам арестованный, определив наличие обстоятельств, которые угрожают его жизни и  здоровью, обращается с устным либо письменным заявлением к любому должностному лицу, которое обязано принять  меры по обеспечению личной безопасности арестованного. Во втором случае сам  начальник исправительного учреждения, установив конкретные факты, свидетельствующие о наличии подобного рода ситуаций, принимает решение о переводе осужденного к лишению свободы в безопасное место.

Вместе с тем при более  глубоком анализе норм Правил внутреннего  распорядка следственного изолятора  достаточно остро встает проблема того, является ли принятие решения о переводе подозреваемого и обвиняемого в  безопасное место начальником исправительного  учреждения обязанностью или правом последнего. К сожалению, вышеозначенные нормативные документы не дают ясного ответа на данный вопрос. В связи с указанными обстоятельствами законодатель должен достаточно четко определить, следует ли предоставить начальникам СИЗО возможность самостоятельно, объективно оценив совокупность имеющихся фактических данных, принимать решение о переводе арестованного в безопасное место, либо закрепить в действующих правовых актах обязанность удовлетворить данную просьбу лица. Несмотря на противоречивость данной ситуации, сводящейся к наличию многочисленных доводов, которые могут быть приведены в пользу того или иного решения, проблема, должна найти свое правовое разрешение.

 

Заключение 
         Следственный   изолятор   уголовно-исполнительной    системы Министерства  юстиции  Российской  Федерации   предназначен  для  содержания  подозреваемых  и обвиняемых(подсудимых  и  осужденных)  в  совершении  преступлений,  в отношении которых в качестве меры пресечения  применено  заключение  под  стражу,  а  также  для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы  в  отношении  осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. 
     Основными задачами следственного изолятора являются: 
- Создание условий,  исключающих возможность  подозреваемым  и обвиняемым,  содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а  осужденным  к  лишению свободы  и  смертной  казни  уклониться  от отбывания наказания.

- Осуществление мер,  препятствующих попыткам подозреваемых  и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу. 
-  Обеспечение  правопорядка  и   законности   в   следственном изоляторе, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории. 
-  Обеспечение   соблюдения   прав   и    законных    интересов подозреваемых и обвиняемых.

-  Организация  жизнедеятельности  следственного  изолятора,  а также   развитие  и  укрепление  его  материально-технической  базы  и социальной сферы.

 

 

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальный текст // - М. : Омега, 2007.

2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

4. Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл.Основные задачи

5. Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл. Функции

6. Семенюк В.И. О правовом регулировании заключения под стражу // Российский следователь. 2006. N 10. С. 13.

7. Данные статистической отчетности о работе судов общей юрисдикции // URL: http://cdep.ru/statistics.asp.

8. Камышанский В.А. Анализ следственной практики по Российской Федерации // Особенности расследования злоупотреблений в деятельности правоохранительных органов: Материалы российско-американского семинара. СПб.: Юрид. институт Ген. прокуратуры РФ, 1989.

9. Маликов Б.З. Лишение свободы: правовой статус осужденных и некоторые противоречия его отражения в законе // Следователь. 2000. N 5. С. 37.

10. Зубков А.И., Уткин В.А. Изменения в режиме исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. М.: Норма, 2002. С. 610.

11. Васильева А.И., Маслихин А.В. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия. Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. С. 49.

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальный текст // - М. : Омега, 2007.

2 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями)

3 Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I

"Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде  лишения свободы"

4 Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл.Основные задачи

5 Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ (утверждено приказом Минюста РФ от 25.01.1999г.№20(с изм. от 5.03.2004г.)Гл. Функции

6 Семенюк В.И. О правовом регулировании заключения под стражу // Российский следователь. 2006. N 10. С. 13.

7 Данные статистической отчетности о работе судов общей юрисдикции // URL: http://cdep.ru/statistics.asp.

8 Камышанский В.А. Анализ следственной практики по Российской Федерации // Особенности расследования злоупотреблений в деятельности правоохранительных органов: Материалы российско-американского семинара. СПб.: Юрид. институт Ген. прокуратуры РФ, 1989.

9 Маликов Б.З. Лишение свободы: правовой статус осужденных и некоторые противоречия его отражения в законе // Следователь. 2000. N 5. С. 37.

10 Зубков А.И., Уткин В.А. Изменения в режиме исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. М.: Норма, 2002. С. 610.

 

11 Васильева А.И., Маслихин А.В. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия. Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. С. 49.


Информация о работе Следственные изоляторы