Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:00, шпаргалка

Описание

Трудовое право - это одна из важнейших отраслей российской правовой системы. Поскольку:
регулирует комплекс ОО в важнейшей сфере жизнедеятельности общества, в сфере труда.
обеспечивает реализацию конституционного принципа свободы труда закрепленного ст. 37 КРФ большинством трудоспособного населения страны.

Работа состоит из  1 файл

ответы.docx

— 153.01 Кб (Скачать документ)

Постановление Пленума  ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 в ред. Постановления от 28 декабря 2006 г. № 63 «о применении судами РФ трудового кодекса РФ».

Разъяснения пленума  ВС даются для правильного разъяснения закона.

Юридическая природа  этих судебных актов:

являются источниками  права

многие положения  постановлений пленума ВС содержат оригинальное указание на то, как следует решать тот или иной вопрос, не урегулированный в нормативном порядке, тем самым происходит восполнение пробелов в законе

судам предоставлено  право проверять НПА и признавать их недействительными

судам предоставлено  право непосредственного применения КРФ

соответственно  тремя ветвям власти, судебная тоже должна принимать нормы общеобязательного  характера

для того, чтобы признать судебные акты источником права необходимо внести изменения в КРФ и в ст.5 ТК.

 

 

 

 

 

 

В8

Субъекты (стороны) трудового права – участники трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Виды субъектов трудового права:

1) граждане (работники); 2) работодатели (предприятия, организации, учреждения); 3) представители работников и  работодателей; 4) профсоюзные комитеты; 5) социальные партнеры; 6) органы  службы занятости и трудоустройства,  органы по рассмотрению трудовых  споров, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

Для обладания и реализации трудовых прав и обязанностей субъекты должны обладать правовым статусом, который  состои т из: 1) трудовой правосубъектности (способность иметь и осуществлять трудовые права, исполнять обязанности, а также нести ответственность (деликтоспособность); 2) основных трудовых прав и обязанностей; 3) основных юридических гарантий трудовых прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина помимо общих конституционных прав и гарантий включает и специальные  гарантии. Трудовая правосубъектность гражданина возникает, как правило, с 16 лет (на опасные и вредные работы более поздний: 21 и 18). Допускается заключение трудового договора с 15 лет, а при согласии родителей - с 14 лет на легкую работу. Основные права и обязанности работников закреплены ст. 21ТК РФ.

Согласно ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое или юридическое  лицо, вступившее в трудовые отношения  с работником. Работодателем может  выступать предприятие, учреждение, организация, как государственные, так и муниципальные или частные.

Трудовая правосубъектность работодателя возникает с момента его регистрации в качестве работодателя. Он должен иметь фонд заработной платы, расчетный счет в банке.

Основные права и обязанности  работодателя предусмотрены ст. 22 ТК РФ.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзы выполняют функции представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников: участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройства, участвуют в коллективных переговорах, заключают колдоговоры и соглашения от имени работников, представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях, осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда и др.

 

В9

Правовой статус работника является составной частью правового статуса человека и  гражданина. Однако для признания  человека и гражданина субъектом  трудового права значение имеет  его способность стать участником отношений, составляющих предмет данной отрасли. В связи с чем правовой статус человека и гражданина как субъекта трудового права, следует рассматривать через призму вступления в трудовые отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 63 ТК РФ правосубъектность возникает у человека и гражданина с 16 лет, с этого возраста допускается заключение трудового договора.

Как предусмотрено  в ч. 2 ст. 63 ТК РФ, в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет

Несколько иные правила установлены в ч. 3 ст. 63 ТК РФ для привлечения к труду лиц, 
достигших возраста 14 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 15 лет могут трудиться в 
свободное от учебы время на легкой работе, не причиняющей вреда их здоровью и не 
нарушающей процесса их обучения. С указанными лицами трудовой договор может заключаться 
лишь с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства.

В10

. Порядок привлечения  и использования труда иностранных  граждан по законодательству  РФ.

Основной закон, регулирующий правовое положение иностранных  граждан от 25 июля 2002 г. «о правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию  с учетом ограничений, предусмотренных  названным ФЗ.

На территории РФ правила, установленные ТЗ распространяются на ТО с участием иностранных граждан (ч.5 ст.11 ТК). Работодатель имеет право по общему правилу привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Работодатель  вправе привлекать иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующим  получение визы, без получения  разрешения на привлечение и использование  иностранных работников, но с обязательным уведомлением об этом федеральной миграционной службы и органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами  занятости населения.

Иностранный  гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение иностранному гражданину на работу выдается ФМС и ее территориальными органами при наличии заключения органа государственной службы занятости населения субъекта РФ.

Правила выдачи разрешительных документов для осуществления  иностранными гражданами временной  трудовой деятельности в РФ утверждены постановлением правительства РФ от 15 ноября 2006 г. За выдачу разрешений взимается государственная пошлина (ст.333.28 налогового кодекса РФ).

Этот порядок  не распространяется на иностранных  граждан:

постоянно или  временно проживающих в РФ

являющихся сотрудниками дипломатических представительств

работниками консульских  учреждений

сотрудниками  международных организаций

являющихся журналистами, аккредитованными в РФ

обучающихся в  ГОУ ВПО и выполняющих работы в течении каникул или в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала и др.

Иностранный гражданин  не имеет права:

находится на муниципальной  службе, за исключением случаев когда

является гражданином  иностранного  государства –  участника международного договора РФ в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе (ст.13 ФЗ от 2 марта 2007 г. «о муниципальной службе в РФ»).

отношение иностранных  граждан к государственной службе определяется ФЗ 27 мая 2003 г «о системе государственной службы РФ». Предусмотрено поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ в соответствии с ограничениями, предусмотренными ст. 56 кодекса торгового мореплавания РФ.

быть членом экипажа военного корабля РФ

быть командиром воздушного судна гражданской авиации

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с  обеспечением безопасности РФ.

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к  которым ограничен ФЗ-ми.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в  привлечении иностранных работников в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Правительство РФ ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики  хозяйствующими субъектами.

Законодательством установлена ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в  РФ и незаконное привлечение к  трудовой деятельности иностранных  граждан (ст.18.10, 18.15, 18.16, 18.17 КоАП).

 

В11

В ч. 3 ст. 20 ТК РФ работодатель определен как физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения  с работником. В этой же статье сказано  о том, что в случаях, установленных  федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать  трудовые договоры. Таким образом, к  числу работодателей отнесены:

юридические лица (организации), вступившие в трудовые 
отношения;

физические лица, вступившие в трудовые отношения;

иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры, которые вступили в 
трудовые отношения.

Юридические лица (организации) становятся субъектом  трудового права с момента  заключения трудового договора с  первым из работников. По общему правилу  правосубъектность работодателя возникает  позднее гражданской правосубъектности, возникновение которой связано  с прохождением процедуры регистрации  юридического лица в качестве организации  в определенной законодательством  форме. Тогда как правосубъектность  работодателя связана с приемом  на работу первого работника. Такой  прием может состояться после  утверждения штатного расписания, открытия счета в банке, необходимого для  выплаты работникам заработной платы. Фактический допуск работника к  работе также влечет возникновение  правосубъектности именно у работодателя, в интересах которого выполнена  работа по определенной трудовой функции. В соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ обстоятельством, доказанность которого позволяет сделать  вывод о возникновении правосубъектности  работодателя, является допуск к работе с ведома или по поручению лица, пользующегося правом приема работников, или его представителя. В данном случае в качестве представителей работодателя выступают работники, выполняющие  административно-хозяйственные функции, например руководители структурных  подразделений.

 

 

 

В12

. Понятие, стороны  уровни СП, представительства сторон  СП отношений.

СП в сфере  труда – это система взаимоотношений  между работниками, их представителями, работодателями, их представителями, органами государственной власти, ОМС, направленное на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений (ст.23 ТК).

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных представителей в лице уполномоченных представителей (ст.25 ТК).

Основные принципы СП закреплены в ст.24 ТК.

В13

Уровни СП:

на федеральном  уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере  труда в целом по РФ.

на межрегиональном  уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере  труда в 2х и более субъектах  РФ.

на региональном уровне – в субъекте РФ.

отраслевом уровне – устанавливаются основы регулирования в сфере труда в отрасли

на территориальном  уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере  труда в муниципальном образовании.

на локальном  уровне – уровне конкретного работодателя, организации. Устанавливаются обязательства  в сфере труда.

Совокупность  всех  уровней СП представляет собой  систему СП (ст.26 ТК). Представителями  работников в СП являются профсоюзы  или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных  ТК (ч.1 ст.29 ТК).

Интересы работников на локальном уровне СП представляют первичная профсоюзная организация, ее выборный орган (профком) или иные представители, избираемые работниками (ч.2 ст.29, ст.30,31 ТК).

Интересы работников на всех уровнях, кроме локального представляют территориальные организации профсоюзов, соответствующие объединения профсоюзов.

Интересы работодателя на локальном уровне СП представляют руководитель организации, работодатель и ИП лично или уполномоченные ими лица (ч. 1 ст.33 ТК). На всех иных уровнях  СП интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей (ч.2 ст.33).

Объединения работодателей  – некоммерческие организации. Особенности  правового положения объединения  работодателей установлены ФЗ от 27 ноября 2002г. «об объединениях рабоотдателей».

 

Вопрос 2. Формы  и органы СП. Российская трехсторонняя  комиссия по регулированию социальных ТО.

Формы СП – это  способы осуществления СП, конкретные виды взаимодействия его сторон в  целях согласованного регулирования  ТО. СП осуществляется в следующих  формах (ст.27 ТК):

коллективных  переговорах о подготовке проектов и заключению коллективных договоров и соглашений (гл.6 ТК).

взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования ТО, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования ТЗ.

участия работников, их представителей в управлении организацией. Основные формы участия работников в управлении организации (гл. 8 ст.53 ТК).

участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст.386, 402 ТК).

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"