Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:02, курсовая работа

Описание

Актуальность темы в современных российских условиях очень актуальна. Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Цель данной курсовой работы – проанализировать права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего семейного законодательства РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
1 Характеристика правового статуса родителей, по действующему семейному законодательству, судебная защита родительских прав ………….
1.1. Общие положения правового статуса родителей ……………………
1.2. Особенности правового статуса несовершеннолетних родителей ….
Выводы по первой главе …………………………………………………….
2 Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ ...
2.1 Особенности семейно-правового статуса несовершеннолетних родителей …………………………………………………………………………....
2.2 Особенности реализации и охраны прав и интересов несовершеннолетних родителей в Российской Федерации …………………….
Выводы по второй главе …………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………...
Список использованной литературы ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

семейно-правовой статус несовершеннолетних родителей.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………

1 Характеристика правового статуса родителей, по действующему семейному законодательству, судебная защита родительских прав ………….

1.1. Общие положения правового статуса родителей ……………………

1.2. Особенности правового статуса несовершеннолетних родителей ….

Выводы по первой главе …………………………………………………….

2 Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ ...

2.1 Особенности семейно-правового статуса несовершеннолетних родителей …………………………………………………………………………....

2.2 Особенности реализации и охраны прав и интересов несовершеннолетних родителей в Российской Федерации …………………….

Выводы по второй главе …………………………………………………….

Заключение …………………………………………………………………...

Список использованной литературы ………………………………………

 


Введение

 

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. И предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно посредством реализации этих прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не  по назначению. А в результате – искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последние является основным критерием попаданием семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный, общеобразовательный и профессиональный уровень родителей;  примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.

Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и  преступности. В чем же причина этого явления, принимающий массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Актуальность темы в современных российских условиях очень актуальна. Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Цель данной курсовой работы – проанализировать права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего семейного законодательства РФ.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи: проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей; определить основания лишение родительских прав или ограничение в родительских правах определены законом; проанализировать работу органов, на которые возложены функции по охране интересов несовершеннолетних. На каком этапе, в каком объеме эти органы осуществляют защиту интересов ребенка. И знает ли ребенок об этой защите; рассмотреть последствия ограничения родительских прав.


1 Характеристика правового статуса родителей, по действующему семейному законодательству, судебная защита родительских прав

 

1.1. Общие положения правового статуса родителей

Равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей - один из основных принципов семейного законодательства. Воспитание, забота о детях - равное право и обязанность родителей. Речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его законных и конституционных правах и обязанностях. Их круг не связывается с наличием или отсутствием брака родителей. Родителям в отношении их несовершеннолетних детей предоставляется возможность совершать одобряемые государством действия и поступки, направленные на благо ребенка. Правам родителей корреспондируют соответствующие обязанности. Их равноправие обеспечивается семейно-правовыми нормами, имеющими конкретное содержание.

Права родителей возникают с момента рождения ребенка и автоматически прекращаются по достижении им совершеннолетия. Исключение составляют случаи приобретения ребенком полной дееспособности до достижения 18 лет - вступление в брак и эмансипация. С наступлением 18 лет связывается достижение человеком необходимой для его полной самостоятельности степени физической, психической и социальной зрелости. Эта зрелость выражается в способности дать полноценное потомство, разумно руководить своими действиями и поступками личного характера, трудиться и содержать не только себя, но и свою семью и своих детей.

Статья 63 СК РФ содержит важнейшие положения по выращиванию ребенка, превращению его в полноценного члена общества. Ранее Кодекс содержал только обязанности родителей по воспитанию своих детей.

Изменение отношения к семье, ее роли в жизни ребенка сделали очевидной истину: родители не только обязаны его воспитывать, но и имеют на это право.

Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания. Государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по воспитанию ребенка. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей.

Все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей.

Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребенка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.

Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей.

Участие в воспитании ребенка нередко принимают не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя в СК РФ речь идет лишь об одной стороне образования - обучении, все равно имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился, он должен получить необходимое образование. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью. Подобного рода обязанность распространяется и на лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя), расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего основного образования, выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка. Государство обязано уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований, который может быть установлен или утвержден государством.

На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Оба родителя должны защищать права и интересы своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей.

Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. 54 - 58, 60 СК РФ. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества. Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения о том, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Родители являются обладателями прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка, его законными представителями без специального на то полномочия. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

Роль законного представителя ребенка принадлежит также и лицам, заменяющим родителей в установленном законом порядке, при предъявлении соответствующего документа. Если у ребенка есть  дееспособные, не лишенные родительских прав родители, законными представителями своих детей они не будут, пока существует опека, договор о передаче ребенка в приемную семью. Это положение сохраняется и в случаях, когда несовершеннолетний находится на полном государственном попечении воспитательного учреждения либо учреждения системы социальной защиты, которое принимает на себя всю заботу о ребенке и защиту его прав и законных интересов.

Противоречия между интересами родителей и детей могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. Чаще всего эти противоречия разрешаются в рамках семьи или с помощью органов опеки и попечительства. Надо полагать, что ст. 64 СК РФ имеет в виду противоречия принципиальные, порождающие нарушение прав несовершеннолетнего. Родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями либо заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. В таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей, например: лишение родительских прав или ограничение родительских прав, передача ребенка в другую семью, если налицо факт утраты родительского попечения, и, наконец, назначение органами опеки и попечительства представителя для защиты прав и интересов ребенка. Условия и порядок назначения такого представителя СК РФ не определяет. Однако, надо полагать, назначенный органами опеки и попечительства представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Такой представитель выполняет функции надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации подсказывает, какие следует использовать меры и способы защиты его прав и интересов.

Информация о работе Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ