Реформирование системы мест лишения свободы в 1954—1959 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:44, контрольная работа

Описание

В качестве основной причины, затрудняющей работу по перевоспитанию заключенных и способствующей распространению в МТУ вредного влияния рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, ЦК КПСС назвал необоснованное совместное размещение в ряде лагерей и колоний впервые осужденных за незначительные преступления с неоднократно судимыми. При таком положении дел впервые осужденные не только не перевоспитывались, но и, наоборот, становились после освобождения на путь преступлений.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
1.Реформирование системы мест лишения свободы
в 1954—1959 гг. . . . . . . . . 4
1.1.Последствия амнистии, проведенной в 1953 году . . . 8
1.2.Совершенствование уголовной и судебной политики
50-х годов. . . . . . . . . . 12
Заключение. . . . . . . . . . 18
Список использованной литературы. . . . . . 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Уголовному Праву.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)
 

 

    1.2.Совершенствование уголовной и судебной политики 50-х годов. 

     В середине 50-х гг. принимались меры по укреплению кадрового состава  ИТУ и повышению его общеобразовательного уровня. В связи с предстоящим  увольнением части офицерского состава Советской Армии ставилась задача привлечь в органы внутренних дел тех из них, кто имел образование не ниже 10 классов. Кроме того, кадровые аппараты обязывались организовать работу по вовлечению сотрудников в школы рабочей молодежи и в заочную форму обучения — лиц начальствующего состава, не имеющих среднего образования.

     В эти годы существенное изменение  претерпела уголовная и судебная политика. Восстанавливались принципы демократического осуществления правосудия. Были приняты меры по отмене ряда законов, чрезмерно строго каравших за различные преступления.

     Предпринятые  меры по реорганизации системы ИТУ  затронули и надзирательскую  службу. В середине 50-х гг. она  не-одно-кратно переподчинялась различным  отделам в составе управлений лагерей и колоний. Но это в сложных режимно-оперативных условиях того времени в конечном счете приводило лишь к еще большему ослаблению режима содержания осужденных.

     Существенные  изменения, происшедшие в уголовной  и судебной политике, способствовали созданию обстановки для реализации в полном объеме требований советской исправительно-трудовой политики. Но принятые в 1954—1956 гг. меры по совершенствованию деятельности ИТУ не принесли желаемых результатов. Причины заключались в следующем.

     Во-первых, аппараты ИТУ сложились в условиях, когда перед МВД СССР в области исправительно-трудовой политики акцент ставился не на задаче перевоспитания осужденных, а прежде всего на изоляции, принуждении и массовом трудовом использовании, которые в той или иной мере в разные периоды сопровождались организацией культурно-массовой работы. Сотрудники исправительно-трудовых учреждений в своей основной массе не смогли перестроиться для работы в новых условиях, они не были подготовлены к этому ни профессионально, ни психологически. Не было создано и специального аппарата сотрудников, на которых возлагалось бы решение воспитательных задач.

     Во-вторых, проводимым администрацией ИТУ мероприятиям по нормализации обстановки активное противодействие оказывал уголовно-бандитствующий элемент, а принимаемые по пресечению его преступной деятельности меры в большинстве случаев оказывались безуспешными.

     Для практического решения вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием деятельности ИТУ, принципиально важное значение имело восстановление главной (стратегической) линии их развития — от тюрем к воспитательным учреждениям. Существенную роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г.

     В 1956 г. вносятся изменения в порядок  назначения строгого вида режима вновь осуждаемым и подлежащим этапированию из следственных изоляторов в МТЛ и колонии. Решение этого вопроса возлагалось на постоянно действующие комиссии под председательством заместителей министров внутренних дел союзных республик, заместителей начальников УВД крайоблисполкомов, курирующих исправительно-трудовые учреждения. Усиление изоляции уголовно-бандитствующих лиц и рецидивистов в специальных лагерных пунктах строгого режима УИТЛ и ОИТК, создание для них условий, исключающих возможность вести паразитический образ жизни за счет честно работающих осужденных, заставляли их искать выход из этого положения, тем более что в силу преступного поведения к ним не применялось досрочное освобождение. Соответственно начинает меняться тактика их поведения. Эта категория осужденных стала создавать видимость лояльного поведения, стремления искупить вину перед обществом. Подавляющее большинство начали выходить на работу и даже выполнять установленные нормы выработки.

     На  воровских сходках принималось решение хорошо себя вести и не допускать беспорядков. В то же время часть из них серьезно задумывалась о дальнейшей жизни, видя бесперспективность "воровской идеи". По данным ГУЛАГа МВД СССР, к середине 1956 г. в лагерных подразделениях общего режима все еще находилось свыше тысячи воров-рецидивистов. В августе коллегия МВД СССР специально рассматривала этот вопрос и приняла решение о вывозе данных заключенных и вновь выявляемых в созданные для этих целей тюрьмы с расчетом образования на их базе подразделений строгого режима с собственным производством. Администрация стала больше уделять внимания сохранению имущества заключенных, так как, продавая его, они приобретали спиртные напитки, наркотические вещества и т. п. По неполным данным, только за 1956 г. убытки от продажи заключенными предметов вещевого довольствия населению, проживавшему в районах расположения ИТУ, составили 4 млн 200 тыс. рублей. Лишь в одном из ИТЛ ими было продано 3104 полушубка, 2562 пары валенок, 1924 одеяла.

     Более оперативно принимались меры по изоляции уголовно-бандитствующего элемента. Для этих целей в подразделениях строгого режима организовывались бараки камерного типа для содержания в каждом из них до 30 наиболее злостных уголовников рецидивистов. Сюда заключенные помещались по постановлению администрации ИТУ с санкции начальника УВД, ИТЛ. Условия содержания регламентировались Инструкцией о порядке содержания заключенных в специальных подразделениях строгого режима исправительно-трудовых учреждений МВД СССР. По истечении шести месяцев они могли переводиться в обычные подразделения строгого режима. Решая задачу укрепления правопорядка в ИТУ, прежде всего требовалось ликвидировать практику формального подхода к размещению осужденных, устранить недостатки в режиме содержания. Недооценка роли и значения режима в системе мер исправления и перевоспитания осужденных отрицательно сказывалась на эффективности деятельности МТУ.

     Проведенные мероприятия по размещению заключенных, упорядочение их расконвоирования, перехода на облегченный режим и вывода положительной части для проживания за зоной, организация специальных лагерных пунктов и колоний строгого режима для содержания наиболее отрицательного контингента, передача надзирательской службы в охрану и другие меры, несомненно, сыграли положительную роль. Новые возможности открывались в связи с введением отрядной системы содержания заключенных, так как общее количество лиц, непосредственно занимающихся осуществлением надзора за осужденными, значительно увеличилось, и это имело немаловажное значение.

     В результате проведения мероприятий по дифференциации заключенных, организации индивидуальной воспитательной работы многие из них увидели, что о них проявляют заботу, и стали лучше относиться к требованиям администрации. Они сами начали проявлять активность в поддержании дисциплины и порядка в МТУ. Их начали тяготить имеющиеся взыскания, о снятии которых они стали подавать заявления в советы актива и администрации. Для дифференциации карательно-воспитательного воздействия важное значение имеет система классификации осужденных. Она обеспечивает раздельное содержание различных категорий правонарушителей и создает соответствующие условия режима в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденного. Практика показала, что существовавшие виды режима в ИТК и тюрьмах мало чем отличались друг от друга и создавали почти равные условия для отбывания наказания рецидивистам и лицам, осужденным впервые за менее тяжкие преступления. Поэтому выдвигалась задачасодержать лиц, осужденных за государственные преступления, отдельно от остальных; осужденных впервые или повторно, но за менее опасные преступления, отдельно от осужденных за особо опасные преступления.

     В последующие годы реализация постановления  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г. потребовала решения ряда принципиально важных вопросов деятельности ИТУ. Основными из них являлись:

  • ликвидация исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих решения задачи исправления и перевоспитания заключенных;
  • укрепление политаппарата за счет введения должностей начальников отрядов, которые стали играть решающую роль в перевоспитании заключенных;
  • принятие решительных мер по разложению уголовно-бан-дитствующих группировок из числа осужденных, мешавших созданию нормальных условий для реализации воспитательного процесса;
  • создание собственной производственной базы, необходимой для трудового перевоспитания заключенных;
  • широкое привлечение общественности к участию в реализации исправительно-трудовой политики.

     Таким образом, в рассматриваемый период главной задачей ИТУ провозглашается исправление и перевоспитание осужденных на основе подготовки их к общественно полезному труду. Основным видом исправительно-трудовых учреждений становится колония. Утвержденный план организационно-практических мероприятий Главного управления исправительно-трудовых колоний (ГУ ИТК) МВД СССР по выполнению постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 г. предусматривал открыть до 1 января 1959 г. 110 новых колоний.

     Устанавливается порядок, в соответствии с которым ограничивается вывоз заключенных для отбывания наказания за пределы союзных республик. Практически с ноября 1957 г. их этапирование в РСФСР из других республик прекратилось. Данное обстоятельство заставило партийные и советские органы союзных республик принять необходимые меры по размещению заключенных на своей территории.

     Для оперативного контроля за выполнением  этих требований руководство МВД  СССР ввело в практику своей деятельности заслушивание руководителей ИТУ  на коллегии. Так, в сентябре 1957 г. на коллегии был рассмотрен ход выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г. Кизеловским, Усольским и Ныробским исправительно-трудовыми лагерями МВД.

     Применение  безналичного расчета с заключенными, введение в организационную структуру исправительно-трудовых учреждений отрядной системы в значительной степени повлияло на укрепление режима, способствовало сокращению преступности среди заключенных, положительно сказалось на улучшении трудового использования.

     В апреле 1957 г. на коллегии МВД СССР обсуждался вопрос и об улучшении подготовки и переподготовки кадров для ИТК  и лагерей МВД СССР. В связи  с расширением существующих и  намеченной организацией в ближайшие  годы большого числа новых колоний  потребность в кадрах существенно возрастала, а существующая система их подготовки уже не удовлетворяла запросы. Как отмечалось на коллегии, низкий общеобразовательный уровень и специальная подготовка многих начальников и их заместителей, отсутствие необходимых инженерно-технических работников не обеспечивают должное руководство исправительно-трудовыми учреждениями. Условия приема в Вильнюсскую, Ленинградскую, Львовскую школы затрудняют поступление в них практических работников, не имеющих законченного общего среднего образования, для получения среднего специального. Несмотря на большую потребность, совершенно не организована подготовка плановиков, экономистов, нормировщиков и других специалистов.

     С учетом всего этого коллегия приняла  решение о том, что обучение в  Львовской и Ленинградской школах должно продолжаться не два, а три года с расчетом приема практических работников, имеющих образование в объеме семи классов. В Львовскую среднюю школу было решено направлять только начальствующий состав в возрасте до 40 лет. В высшую школу в 1957 г. было принято на первый курс 100 человек заочников. 

     Заключение. 

     В 1954—1956 гг. система исправительно-трудовых лагерей получила однозначную отрицательную  официальную оценку. Но это не помешало в то же время создать новые  ИТЛ для решения все тех же хозяйственных задач при освоении целинных земель в Казахстане. Расхождение между словом и делом обеспечило еще надолго их сохранение в системе ИТУ.

     Безусловно, ИТЛ 30—50-х гг. — это было явление, дискредитировавшее социализм, подрывавшее  авторитет государственных мер воздействия на людей, совершивших преступления, смещавшее всякое представление о роли уголовного наказания. Они способствовали росту рецидивной преступности, формированию преступного мира. Вместе с тем осуждение культа личности Сталина, необоснованных репрессий, условий содержания заключенных еще более осложнило деятельность мест лишения свободы, поскольку повлекло за собой ослабление режима содержания заключенных даже в тех ИТУ, где отбывали наказание особо опасные преступники, рецидивисты.

     Взятый  в конце 50-х гг. курс на ликвидацию ИТЛ заставил более энергично  повести работу по открытию новых  ИТК. В 1959 г. Совет Министров РСФСР  выделил МВД РСФСР средства на строительство новых колоний. В  то же время Бюро ЦК КПСС и Совет  Министров РСФСР рекомендовали МВД шире использовать практику привлечения для этих целей средств хозяйственных органов и совнархозов.

     В 1959 г. проводилась работа по изменению  видов режима заключенным. Для вновь осужденных лиц режим устанавливался в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, а для заключенных, отбывающих наказание, - в зависимости от поведения. Такой подход заставил органы внутренних дел активнее проводить работу по установлению прежних судимостей у всех осужденных. Все это позволило использовать режим в качестве важнейшего средства воспитательного воздействия. В результате проведения более четкой дифференциации для заключенных, твердо вставших на путь исправления, открывались перспективы перевода на общий и облегченный виды режима, а к лицам, нарушающим дисциплину и порядок, пытающимся создавать уголовные группировки и вести паразитический образ жизни, принимать меры воздействия, в том числе перевод в колонии строгого режима и тюрьмы.

Информация о работе Реформирование системы мест лишения свободы в 1954—1959 гг