Расследование организованной преступной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:45, реферат

Описание

К числу особенностей организационного и тактического плана относятся: специализация субъектов расследования и оперативно-розыскной деятельности, особенности возбуждения дел данной категории, выдвижения версий и планирования расследования. По делам данной категории специфичны меры: по выявлению организатора преступного формирования и всех ее членов, установлению роли каждого из них, по изучению личности членов преступного формирования в процессе расследования, по преодолению организованного противодействия расследованию и обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших.

Работа состоит из  1 файл

Расследование организованной преступной деятельности.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)
  1. общей обстановки, свидетельствующей о распространении массовых беспорядков в каком-то регионе или населенном пункте;

Сведения об общей обстановке характеризуют  массовые беспорядки, произошедшие в  каком-то регионе или населенном пункте в целом. Они включают в себя данные об организаторах и исполнителях массовых беспорядков, о начале беспорядков и их окончании; поводах; направленности и основных способах совершения противоправных действий; последствиях; размере причиненного материального ущерба; принятых органами власти и управления чрезвычайных мерах охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.

  1. отдельного эпизода массовых беспорядков;

Данные об обстоятельствах  отдельного эпизода (или нескольких эпизодов), участие в котором вменяется обвиняемому, включают сведения о конкретном месте и времени протекания эпизода, составе и численности толпы, ее вооружении, объектах нападения, совокупных действиях, в которых выражались массовые беспорядки.

  1. конкретных действий, непосредственно выполненных лицом в ходе данного эпизода массовых беспорядков.

Данные о  конкретных действиях, выполненных  лицом в ходе расследуемого эпизода  массовых беспорядков, касаются сведений о призывах к совершению погромов, о непосредственном участии в  разорении жилых и производственных помещений, уничтожении находящегося там имущества, поджоге строений и т.д.

На основе общей  совокупности этих трех обстоятельств  делается вывод об активности участия  данного лица в массовых беспорядках  и о том, признаки каких конкретно преступлений содержат его действия.

Установление всех трех групп  обстоятельств массовых беспорядков  только в их единстве может дать верную картину совершенных преступлений и роли в них подозреваемого.

Отступления от этого порядка, порой встречающиеся на практике, влекут за собой искажение действительных обстоятельств, неправильную правовую оценку и квалификацию содеянного.

5. Особенности тактики  действий на первоначальном и  последующих этапах расследования

 

Возбуждение уголовных дел  и сбор первичных сведений о преступлениях. Факты массовых беспорядков и других преступлений, породивших чрезвычайные условия, являются достаточно очевидными. Поэтому уголовное дело по ним, в отличие от обычных ситуаций, возбуждается немедленно после получения первичной информации, без проведения традиционной предварительной проверки, до окончания сбора сведений обо всех совершенных преступлениях, их регистрации и учета.

Причем, возбуждается одно общее уголовное дело по всем фактам преступлений, совершенных на территории данного региона. Если массовые беспорядки охватили несколько регионов, по каждому из них возбуждается отдельное уголовное дело. В случае необходимости полномочное должностное лицо может принять решение о возбуждении одного уголовного дела по нескольким регионам.

В постановлении  о возбуждении уголовного дела по фактам массовых беспорядков должна быть указана их уголовно-правовая квалификация по ст.212 УК. Отдельная  квалификация других преступлений, совершенных  в ходе массовых беспорядков, в этом постановлении не требуется.

После возбуждения  уголовного дела организуется работа по сбору первичных сведений о  массовых беспорядках и других совершенных  в это же время преступлениях.

Одним из основных источников сведений о чрезвычайных обстоятельствах являются потерпевшие. Как правило, обширной информацией располагают местные правоохранительные органы, непосредственно граждане, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, местной администрации.

Такая информация сосредоточивается в штабе, созданном в связи с чрезвычайными обстоятельствами, во всевозможных инициативных комитетах, представляющих интересы потерпевшей части населения, на станциях скорой помощи, в больницах, фильтрационных пунктах.

Особенности расследования  на первоначальном этапе. На первоначальном этапе расследования преступлений в чрезвычайных условиях проводятся:

1) неотложные  следственные действия по установлению  и закреплению следов преступлений;

2) действия следователей при проведении войсковых операций;

3) действия по организации и проведению поисковых мероприятий;

4) действия, направленные  на организацию работы и создание  доказательственной базы по конкретным  фактам преступлений.

Организация и  тактика отдельных неотложных следственных действий. К числу неотложных следственных действий обычно относят:

1. осмотр места  происшествия;

2. допрос потерпевших и свидетелей;

3. освидетельствование  потерпевших;

4. обыск, задержание  и допрос подозреваемых;

5. назначение  и производство экспертиз;

6. предъявление  для опознания.

Организация и  тактика проведения каждого из этих следственных действий обладают в чрезвычайных условиях ярко выраженной спецификой.

Осмотр  места происшествия. При большом числе мест происшествий, подлежащих осмотру, что характерно для чрезвычайных условий, руководитель следственной группы организует их учет, определяет наиболее рациональную последовательность осмотров, составляет схемы и графики их производства. Если осмотры совпадают по времени с восстановительными работами в регионе, их последовательность согласовывается с руководителем восстановительных работ.

Проведение  этого следственного действия в  чрезвычайных условиях осложняется  тем, что потерпевшие нередко  вынуждены, спасая свою жизнь, скрываться с места жительства, эвакуироваться в другие населенные пункты. Организация осмотра в таких случаях складывается из следующих элементов:

1) формирование  в местах временного пребывания (в эвакуации) групп потерпевших  и отправление их на автотранспорте  под охраной к зданию, где располагается  следственная группа;

2) разделение  потерпевших на несколько подгрупп (по числу следователей, готовых  проводить осмотр) по признаку  соседства (с включением в них  тех, кто близко проживает друг  от друга);

3) прикрепление  образованных групп к конкретным  следователям;

4) определение  следователем порядка и последовательности осмотров и выезда на место происшествия.

Допрос  потерпевших и свидетелей. Организуя допрос в служебном помещении, необходимо избегать приглашения на одно и то же время лиц из различных враждующих группировок, принимавших участие в массовых беспорядках. Должны быть приняты достаточные меры по обеспечению явки вызванных лиц, предусмотрены их охрана, безопасный отдых и отправка к месту временного проживания.

Допрос на месте  происшествия по организации аналогичен осмотру места происшествия с участием потерпевшего и обычно приурочивается к этому следственному действию.

Для проведения допросов в лагерях беженцев выделяются отдельные следователи или создаются  специальные группы следователей.

Вопросы, подлежащие выяснению в ходе допроса очевидцев, зависят от предмета показаний и касаются обстоятельств, предшествовавших массовым беспорядкам и приведших допрашиваемого на место происшествия, конкретных действий участников беспорядков (выкрики, лозунги, призывы к расправам, сопротивление работникам милиции и военнослужащим и т.д.), их вооружения, наличия на месте происшествия руководителей органов власти и управления и их отношения к происходящему, действий работников милиции и военнослужащих, передвижения транспортных средств и т.д.

При определении  тактики допроса потерпевших  необходимо принимать во внимание различные  варианты организации этого следственного  действия, учитывать состояние общественного  порядка и другие факторы объективного и субъективного свойства.

Освидетельствование. С целью обнаружения следов и получения доказательств участия в массовых беспорядках на первоначальном этапе расследования необходимо организовать освидетельствование: лиц, задержанных во время массовых беспорядков; лиц, задержанных за различные нарушения правового режима чрезвычайного положения; работников милиции и военнослужащих, получивших в ходе пресечения массовых беспорядков телесные повреждения.

Предъявление  для опознания. Опознание при расследовании чрезвычайных обстоятельств криминального характера производится как с целью изобличения конкретных лиц в совершении преступлений, так и с целью розыска участников беспорядков. Практикуется очное опознание участников беспорядков (в том числе в группе задержанных лиц) и опознание их по фото- и видеоизображениям, в частности, по фотографиям из паспортных отделений, видеофрагментам, фототаблицам и групповым любительским фотоснимкам. Для опознания могут предъявляться видеофрагменты инсценировок, видеобанки подозреваемых и видеозаписи реальных событий беспорядков.

Действия  следователей при проведении войсковых  операций. Это одно из направлений взаимодействия следственных групп с войсковыми подразделениями, которое организуется на основе ведомственных нормативных актов.

Организацию и  тактику действий следователей определяют замысел и общий порядок проведения войсковой операции, в которой они занимают подчиненное положение и носят ситуативный характер.

. В ходе операции  по пресечению массовых беспорядков,  например, обеспечиваются:

- наблюдение за действиями участников массовых беспорядков;

- документирование с применением кино- и фотосъемки, видеозаписи, звукозаписи, протоколирования поведения толпы, ее лидеров, а также действий войсковых подразделений;

- проведение неотложных следственных действий в отношении лиц, задержанных в ходе массовых беспорядков;

- осмотр места массовых беспорядков и проведения операции сразу же после вытеснения участников беспорядков;

- освидетельствование военнослужащих и работников милиции, получивших телесные повреждения;

- участие в работе оперативного штаба и документирование обстоятельств, связанных с организацией и управлением войсковой операцией.

Поисковые мероприятия. Одной из форм розыскной работы являются поисковые мероприятия. Они организуются следователем и проводятся поисковыми группами под руководством оперативных работников, с участием в необходимых случаях самих следователей, с целью обнаружения и изъятия орудий преступления, оружия, взрывных устройств, горючих веществ, зажигательных смесей, похищенных вещей и т.п.

Организация работы по конкретным фактам преступлений. С этой целью специально выделяются следователи или создаются отдельные следственно-оперативные подгруппы. При этом выбираются для расследования несколько наиболее перспективных эпизодов, по которым можно обеспечить быстрое раскрытие преступлений и направление дел в суд. Сотрудники, включенные в состав таких подгрупп, на первоначальном этапе освобождаются от иных видов деятельности специализированной следственной группы.

Дальнейшее планирование расследования осуществляется на различных уровнях:

  1. специализированной следственной группы в целом;
  2. отдельных территориальных, предметных и персональных следственных групп;
  3. подгрупп по зонам (участкам) расследования;
  4. по конкретным эпизодам.

Каждый из этих уровней планирования обладает при расследовании преступлений в чрезвычайных условиях определенными особенностями.

Порядок оформления уголовных дел и направления  их в суд. Уголовные дела о массовых беспорядках и других чрезвычайных обстоятельствах направляются в суд по мере расследования отдельных эпизодов преступлений путем выделения материалов о них в отдельное производство. При этом помимо традиционных документов, изобличающих обвиняемого в совершении преступлений, среди подлежащих выделению материалов должны быть в копиях:

- постановление о возбуждении уголовного дела по данному эпизоду;

- постановление руководителя следственной группы о принятии данного дела к своему производству;

- постановление руководителя следственной группы об объединении этого дела в одно производство с другими уголовными делами, возбужденными по фактам массовых беспорядков и иных совершенных в ходе них преступлений;

- постановление о создании специализированной следственной группы;

- постановление о продлении срока предварительного следствия по объединенному уголовному делу (в случае его продления).

 

 

III. Расследование преступлений по горячим следам

1. Организационное  и криминалистическое обеспечение  расследования преступлений по  горячим следам

 

Расследование преступления по горячим следам, предполагает установление в кратчайшие сроки лица, его совершившего, соответствует основным задачам российского уголовного судопроизводства, и прежде всего — обеспечению быстрого и полного раскрытия преступления.

Расследование преступлений по горячим следам составляет обычно содержание первоначального этапа расследования, проводится сразу после совершения преступления или спустя короткое время после него.

Для расследования  преступлений по горячим следам характерны:

  1. внезапность возникновения ситуации, требующей вмешательства правоохранительных органов;
  2. дефицит времени для принятия процессуальных и тактических решений, а также для их осуществления;
  3. большая динамичность процесса расследования, повышенная изменчивость следственной ситуации;
  4. недостаток информации (о характере события, лице, совершившем преступление, его мотивах и т.д.) при принятии решений;
  5. необходимость безотлагательного использования в расследовании вновь поступающей информации — как доказательственной, так и ориентирующей.

Информация о работе Расследование организованной преступной деятельности