Проблемы становления российской прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 23:42, реферат

Описание

Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".[1]

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…3

2. Становление системы органов прокуратуры в России …………………………...4

3. Прокуратура Российской империи …..………….....……………………………...4

4. Развитие прокуратуры в советский период ……………………………………….5

5. Прокуратура современной России ………………………………………………..10

6. Заключение …………………………………………………………………………..14

7. Список используемой литературы ………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

реферат по правоохр органам.DOCX

— 27.63 Кб (Скачать документ)

Содержание   

1.     Введение ………………………………………………………………………….…3

2.     Становление системы органов прокуратуры в России …………………………...4

3.      Прокуратура Российской империи …..………….....……………………………...4

4.     Развитие прокуратуры в советский период ……………………………………….5

5.      Прокуратура современной России ………………………………………………..10

6.     Заключение …………………………………………………………………………..14

7.     Список используемой литературы ………………………………………………….15                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной  государственной власти,  в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и  федерального законодательства,  защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации  и ее  субъектов,  муниципальных образований  осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

Российской прокуратуре  уже более 275 лет. Ее создание связано  с государственными реформами Петра  Великого. После образования Правительствующего сената появилась необходимость  создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем — прокуроров.

Фундамент современной  российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру  в России 12 января 1722 года. В Именном  Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при  Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько  дней были введены должности прокуроров и при надворных судах.  При создании прокуратуры  Петром 1   перед ней ставилась  задача  "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прокуратура Российской империи 

18 января император  Петр I назначил графа Павла Ивановича  Ягужинского первым Генерал-прокурором  Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора,  Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть". Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": "И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

Екатерина II придавала  должности генерал-прокурора исключительно  важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею "секретнейшее  наставление", в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так, например, императрица предложила тщательно следить за "циркуляцией денег" в государстве, досконально вникнуть в дело о "выписывании серебра", продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.

В отдельные  периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это  проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  прокуратуры в  советский период

Развитие нового, независимого государства означает установление в стране нового правопорядка, новой законности. С расстояния почти 80 лет, сейчас нам по-другому видятся  события, последовавшие после революции  и их последствия, но эта наша история  вне зависимости от временных  рамок.  Известно, что при каждой экономической формации, при развитии государственной системы существовали законы выражавшие, либо волю господствующего класса, либо волю народа. Государство должно было вести надзор за исполнением законов выражавших эту волю.     Так в эпоху Советской власти большое значение придавалось законности, требовалось строжайшее его соблюдение. Хотя на некоторых этапах были, конечно, нарушения этого принципа.  В начальном этапе развития Советского государства  прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Считалось, что это присуще старому Царскому режиму и не соответствует новым требованиям. Поэтому в течение 5 лет власть существовала без прокуратуры, или же органы прокуратуры действовали разрозненно так как, каждая область имела свою прокуратуру. Понятно, что все это не могло способствовать действенному надзору на территории всей страны.   Поэтому  назрела необходимость в создании органов прокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году. 28 мая постановлением ВЦИК было утверждено положение "О прокурорском надзоре", таким образом было учреждена прокуратура как самостоятельный орган. На нее возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о  прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена  Государственная Прокуратура. При  этом на прокуратуру были возложены  следующие функции: 
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных , частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; 
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления; 
- поддержание обвинения на суде; 
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. 
          23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права:  законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза  ССР, в стране начали функционировать  две системы, организационно не связанные  между собой: названная прокуратура  и прокуратуры союзных республик  в системе наркоматов юстиции.

20 июня 1933 года  была образована Прокуратура  Союза ССР на которую возлагались: 
- надзор за соответствием  Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР  постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти; 
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; 
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;  
- надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений; 
- общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.
[3]         

 Чрезвычайно  сложные условия работы были  причиной и следствием того, что  многие работники государственного  аппарата действовали методами, выработанными в годы гражданской  войны, т.е. права граждан повсеместно  нарушались. Эта было следствием, что в органы прокуратуры пошли  жалобы на нарушения законности  и прав граждан. Положение усугублялось  еще и тем, что местные органы государственной власти не всегда понимали значение и задачи, как органов прокуратуры, так и судов. Вместе с тем, с первых дней своей деятельности органы прокуратуры принимали все усилия  к надлежащему выполнению возложенных на них государством задач.         

 Определенные  трудности возникали в тридцатые  годы в осуществлении прокурорского  надзора за следствием и дознанием  и за законностью задержания. Прокуроры, которые проявили непримиримость  к нарушениям законности со  стороны  государственных органов за необоснованные аресты, несоблюдение порядка содержания под стражей граждан, сами подвергались репрессиям. Органы ГПУ-НКВД вели политику обособления руководства методами лишения свободы. Доступ прокуроров к местам содержания осужденных был строго ограничен.          

 С созданием  в 1938 году усовершенствованной  системы органов прокуратуры,  прокуроры союзных республик,  областей стали назначаться Генеральным  Прокурором СССР.        Налаживающаяся тенденция к улучшению была подорвана начавшейся в 1941 году войной. На фронт ушли лучшие работники.         

 В этих  условиях задачи органов прокуратуры  заключались в основном в обеспечении  выполнения законов направленных  на обеспечение обороноспособности  страны.   После войны началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны и мирных норм жизни.  Возникли новые социальные проблемы, которые не всегда решались государственными органами  должными мерами и соблюдением законности. Это препятствовало действительному прокурорскому надзору за соблюдением законов в хозяйственной и в социальной сферах. Вслед за количественным ростом населения страны увеличилась штатная численность и изменилась структура органов прокуратуры. [4]

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.[5]

28 декабря 1955 года было утверждено Положение  о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало  основные функции высшего надзора  по всем его отраслям.

Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный  прокурор СССР усматривает, что постановление  пленума Верховного суда СССР не соответствует  закону, он обязан войти по этому  вопросу с представлением в Президиум  Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения. 

30 ноября 1979 года  был принят Закон о прокуратуре  СССР, в котором впервые законодательно  закреплялось то, что органы прокуратуры  составляют единую и централизованную  систему - прокуратуру СССР, возглавляемую  Генеральным прокурором СССР, с  подчинением нижестоящих прокуроров  вышестоящим.                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прокуратура современной России

Советское построение прокурорской системы повторил и  Федеральный закон "О прокуратуре  Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура  Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.[6]

Общегосударственная значимость  возложенных на прокуратуру функций  предопределила  ее  статус  как конституционного органа, закрепленного в главе 7  Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 г.  

Статья 129 Конституции  России определяет, что  Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.  Конституция России устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации -  законодательным органом власти (Советом Федерации)  по представлению Президента Российской Федерации.

Крупным шагом  в стабилизации системы, оформлении ее государственно-правового статуса  явился принятый 17 ноября  1995 г.,   впоследствии изменявшийся и дополнявшийся, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"  (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999г.).

В результате законодательных  преобразований   прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Решая возложенные  на нее законом задачи обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, прокуратура осуществляет:   
надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти отраслевой компетенции, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;  
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;  
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;  
надзор за исполнением законов судебными приставами;  
уголовное преследование; 
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
[7]

Информация о работе Проблемы становления российской прокуратуры