Преступления против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Описание

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

Содержание

1. Уголовная ответственность военнослужащих

2. Понятие и признаки преступления против военной службы

3. Классификация преступлений против военной службы

3.1. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений

3.2. Преступления против порядка пребывания на военной службе

3.4. Преступления против порядка несения специальных видов военной службы

3.5. Преступления против порядка сбережения военного имущества

3.6. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности использования военно-технических средств

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Преступления против военной службы.docx

— 48.79 Кб (Скачать документ)

Содержание 

     1. Уголовная ответственность военнослужащих

     2. Понятие и признаки преступления против военной службы

     3. Классификация преступлений против военной службы

     3.1. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений

     3.2. Преступления против порядка пребывания на военной службе

     3.4. Преступления против порядка несения специальных видов военной службы

     3.5. Преступления против порядка сбережения военного имущества

     3.6. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности использования военно-технических средств

     Заключение

     Список  литературы

 

1. Уголовная ответственность  военнослужащих

     Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности  и заключается в установленных  уголовным законом мерах воздействия  на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные  последствия, применяемых в установленном  порядке государственными органами.

     В Российской Федерации существует только один нормативный  правовой акт, устанавливающий основания  и принципы уголовной ответственности, - Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), принятый Государственной  Думой 24 мая 1996 г. и вступивший в силу с 1 января 1997 г.

     УК  РФ имеет универсальный характер, т.е. вопросы уголовной ответственности  за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково, независимо от того, кто их совершил и в какой области  общественной жизни они совершены. Например, нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, в  равной мере применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях исполняют наказание в виде штрафа; военнослужащие на общих со всеми  гражданами основаниях привлекаются к  ответственности за убийство, кражу, хулиганство и другие преступления.

     Наказуемость  преступлений против военной службы означает, что за совершенные виновно  воинские общественно опасные деяния может быть назначено установленное  в санкции уголовно-правовой нормы  наказание. Признак уголовной наказуемости преступлений против военной службы имеет ряд особенностей, обусловленных  характером службы в структурах государства  предусматривающих прохождение  военной службы.

     Военно-уголовное  законодательство Российской Федерации  представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, а также гражданам, пребывающим  в запасе, во время прохождения  ими военных сборов, в связи  с совершением ими преступлений. Оно имеет своей задачей главным  образом охрану военной безопасности Российской Федерации.

     Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 (ст. ст. 331 - 352), а также  нормы Общей части УК РФ, предусматривающие  уголовные наказания, применяемые  только к осужденным военнослужащим (воинские наказания) либо содержащие особенности в применении к военнослужащим общих наказаний. Кроме того, некоторые  нормы Особенной части УК РФ могут  быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например ст. ст. 285, 286, 293, в которых  предусмотрена ответственность  воинских должностных лиц.

     К военно-уголовному законодательству относятся прежде всего те нормы Общей части УК РФ, которые регламентируют содержание и порядок назначения специальных видов наказаний. Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим (воинскими наказаниями), понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных уголовным законодательством лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы. Воинские наказания предусмотрены главным образом за совершение военнослужащими преступлений против военной службы, ответственность за которые установлена в главе 33 УК РФ. В некоторых случаях эти наказания могут применяться к осужденным военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений.

     К числу  таких наказаний принято относить ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), арест в отношении военнослужащих (ч. 3 ст. 54 УК РФ), содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), лишение  воинского звания (ст. 48 УК РФ).

     Применение  воинских наказаний в виде ограничения  по военной службе, ареста в отношении  военнослужащих и содержания в дисциплинарной воинской части не лишает осужденных статуса военнослужащих. Вместе с  тем во время исполнения этих наказаний  ограничивается, иногда весьма существенно, правовое положение военнослужащих в связи с реализацией соответствующих  режимных требований, предусмотренных  уголовно-исполнительным законодательством.

     С учетом специфики функционирования военной  организации государства уголовное  законодательство предусматривает  некоторые особенности в применении к военнослужащим отдельных видов  общих наказаний. Допускается ограничение  в применении к осужденным военнослужащим обязательных работ, исправительных работ  и ограничения свободы (например, ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50, ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 53 УК РФ).

     Другие  уголовные наказания (штраф, лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, лишение почетного звания, лишение  классного чина, лишение государственных  наград, ограничение свободы в  отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, лишение  свободы и смертная казнь) применяются  к осужденным военнослужащим в полном объеме, без каких-либо изъятий. При  этом исполнение одних видов наказаний  возможно в условиях дальнейшего  прохождения военной службы (в  частности, штраф), а других влечет увольнение осужденных с военной службы, прекращение  статуса военнослужащих (например, лишение свободы).

 

2. Понятие и признаки преступления против военной службы

     Воинское  преступление характеризуется общими для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной  противоправностью, виновностью и  наказуемостью. Вместе с тем специфика  военной службы наполняет указанные  признаки особым "воинским" содержанием.

     Важным  аспектом разграничительной функции  законодательного определения преступления против военной службы является отграничение некоторых воинских преступлений от сходных с ними общеуголовных  преступных деяний. Ряд преступлений, предусмотренных в гл. 33 УК РФ, не имеет аналогов среди других преступлений, предусмотренных в Особенной  части УК РФ. В частности, самовольное  оставление части или места службы (ст. 337), нарушение правил несения  боевого дежурства (ст. 340), нарушение  правил несения пограничной службы (ст. 341) и др.

     Разграничение таких преступлений (специально воинских) в процессе квалификации не вызывает трудностей на практике. Гораздо сложнее  с разграничением так называемых относительно воинских преступлений, которые по отдельным признакам, главным образом объективной стороны, совпадают с некоторыми общеуголовными преступлениями.

     Не  являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения  военной службы, не предусмотренные  статьями гл. 33 УК (например, самовольное  оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную  службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящим военную службу по контракту - не свыше  десяти суток, и т.п.), а также деяния, хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК РФ.

     Уголовная противоправность преступлений против военной службы представляет собой  запрещенность их специальными нормами  гл. 33 УК РФ (специальная противоправность). Другие преступления, совершаемые военнослужащими  и причиняющие вред интересам  военной безопасности (например, разглашение  государственной тайны военного характера и др.), к числу воинских преступлений по формальному признаку не относятся и должны получить уголовно-правовую оценку по другим статьям УК РФ.

     Не  подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в  виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие  неснятую или непогашенную судимость  за совершение преступления, в отношении  которых ведется дознание либо предварительное  следствие, или уголовное дело в  отношении которых передано в  суд.

     Следует также учитывать, что законом (п. 12 ст. 10) установлено, что в срок военной  службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной воинской части  и время отбывания дисциплинарного  взыскания в виде ареста, время  самовольного оставления воинской части  или места службы, независимо от причин оставления, продолжительностью свыше 10 суток. В то же время срок нахождения военнослужащего в дисциплинарной воинской части может быть зачтен в срок прохождения военной службы при условии его безупречной  военной службы.

     Совершение  воинских преступлений лицами, не достигшими установленного законом возраста для  прохождения военной службы, оказавшимися на военной службе по ошибке или  вследствие подлога документов, исключает  ответственность за преступления против военной службы. Лица, не годные или  ограниченно годные к военной  службе по состоянию здоровья, не могут  быть признаны субъектами воинских преступлений. В случае совершения такими лицами общественно опасного деяния, содержащего состав общеуголовного преступления, они подлежат ответственности за это преступление.

     Всякое  преступление против военной службы характеризуется совокупностью  данных специфических признаков (составом преступления), отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность  квалификации содеянного как воинского  преступления. Например, не являются преступлениями против военной службы общественно  опасные деяния военнослужащих, не нарушающие порядка прохождения  военной службы. Такие преступные деяния военнослужащих, как кража, грабеж, изнасилование, относятся к общеуголовным  и подлежат квалификации по соответствующим  статьям Особенной части УК РФ.

     Состав  преступления против военной службы - это система установленных законом  обязательных объективных и субъективных элементов, признаки которых характеризуют  общественно опасное посягательство военнослужащего (гражданина, пребывающего в запасе, во время прохождения  военных сборов) на военную безопасность государства как преступление против военной службы. Понятие состава  преступления против военной службы включает в себя единые для всех преступлений элементы: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Совокупность юридических признаков  состава воинского преступления образует его общественную опасность  и подчеркивает специфические особенности, позволяющие отграничивать воинские преступления от сходных уголовных  преступлений.

     Объектом  преступления против военной службы является охраняемая уголовным законом  от преступных посягательств военная  безопасность, представляющая собой  состояние боевой готовности военной  организации государства, гарантирующее  вооруженную защиту конституционного строя, независимости, суверенитета и  территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних военных угроз.

     Отдельные составы преступлений против военной  службы наряду с объектом содержат признаки предмета преступления, под  которым понимаются различные материальные образования, по поводу или в связи  с которыми устанавливается определенный порядок военно-служебных отношений. Например, оружие, боеприпасы, предметы военной техники (ст. ст. 346, 347, 348 УК РФ), радиоактивные материалы, взрывчатые и иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ), и др.

     Объективная сторона преступления против военной  службы - это внешний акт общественно  опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект - военную  безопасность. Объективная сторона  воинских преступлений характеризуется  общими для всех преступлений признаками: деяние, последствие, причинная связь  между деянием и наступившим  последствием, способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления. Отличительной чертой признаков  объективной стороны преступлений против военной службы является специфичность  их содержания, обусловленная воинским объектом посягательства.

     Обязательным  признаком состава любого преступления против военной службы является деяние в форме действия или бездействия. Отдельные воинские преступления заключаются  в нарушении специальных правил.

Информация о работе Преступления против военной службы