Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 04:57, курсовая работа

Описание

Актуальность работы подчеркивается тем, что изучение данного вида преступлений способствует разработке методик по раскрытию налоговых преступлений; получению доказательств, изобличающих преступника; выявлению неизвестных эпизодов преступной деятельности и лиц, причастных к совершению преступления; выявлению причин и условий способствующих совершению преступления
Цель работы – рассмотреть особенности преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере налогообложения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………… с. 3
Глава 1. Налоговые преступления, причины их свершения
$1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения………………………………………… ……….. с.5
§ 2. Причины и условия совершения преступлений в сфере налогообложения ……………………………………………….. с. 9

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере налогообложения
$ 1. Общая характеристика системы предупреждения преступлений в сфере налогообложения…………………….. с.14
$ 2. Понятие и содержание взаимодействие субъектов предупреждения преступлений в сфере налогообложения…..с.18
Заключение……………………………………………………с.22
Список литературы…………………………………………..с.27

Работа состоит из  1 файл

курсвоая УП.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

     «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА»

     (ФГОУВПО  «РГУТиС»)

 

     Факультет права и социальных коммуникаций

     (факультет,  филиал)

     Кафедра Уголовно-правовые дисциплины

     (кафедра)

 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

     По  дисциплине Уголовное право

     На  тему Преступления, посягающие на общественные

                          отношения в сфере  налогообложения

 
 

                            Выполнила студентка группы ЮРз-09-1

                заочной формы обучения

     Малинина  А. И.

                                     № зачетной книжки 05.01.310/126

                                                                                 Руководитель:

     Буторин Л. А.

 
 
 

     Дата  сдачи: «____»________20__г.

     Дата  защиты: «___» ________20__г.

     Оценка:_______________________       __________________________________________

                              (подпись руководителя)

 
 

     2011 г.

     Содержание

 

     Введение………………………………………………………  с. 3

     Глава 1. Налоговые преступления, причины их свершения 

     $1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения…………………………………………  ………..  с.5

     § 2. Причины и условия совершения преступлений в сфере налогообложения  ………………………………………………..      с. 9

 

     Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере налогообложения 

     $ 1. Общая характеристика системы  предупреждения преступлений в  сфере налогообложения……………………..     с.14

     $ 2. Понятие и содержание взаимодействие  субъектов предупреждения преступлений  в сфере налогообложения…..с.18

     Заключение……………………………………………………с.22

     Список  литературы…………………………………………..с.27

      Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда и везде сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основный источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Неизменно актуальными для большинства  государств мира остаются проблемы совершенствования  и всемерного повышения эффективности  принятых ими систем налогообложения. Отражая «дух времени», диалектику рынка и специфику местных условий, сегодня они становятся все сложней и острей, все больше сталкиваются с решением принципиально новых, нередко прямо противоположных задач, что связано с расширением использования различных функций как самих налогов, так функциональных особенностей механизма управления ими.

     Необходимость постоянного преодоления этих естественных противоречий, направленного на либерализацию  методов государственного регулирования  экономики, снижение угрожающего роста инфляции и бюджетного дефицита, является наглядным проявлением действия закона единства и борьбы противоположностей внутри налогового администрирования. За последние три десятилетия это было основным лейтмотивом целой серии крупномасштабных или частичных налоговых реформ практически во всех развитых странах мирах и одним из главных способов выхода из экономического кризиса, достижения экономической и политической независимости и стабильности развивающихся стран.

     Конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом, нашедший свое выражение и в Уголовном кодексе России, закрепляет, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

     В своей нормотворческой деятельности законодатель обязан строго руководствоваться  данным принципом, в том числе и при построении юридических конструкций статей Особенной части УК РФ, не допуская тем самым установления дискриминационного положения между лицами, совершившими аналогичные по своей природе преступления.

     Выбранная тема «Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере налогообложения» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

     Актуальность  работы подчеркивается тем, что изучение данного вида преступлений способствует разработке методик по раскрытию налоговых преступлений; получению доказательств, изобличающих преступника; выявлению неизвестных эпизодов преступной деятельности и лиц, причастных к совершению преступления; выявлению причин и условий способствующих совершению преступления

     Цель  работы – рассмотреть особенности преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере налогообложения.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

     Глава 1. Налоговые преступления, причины их свершения 

     $1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения

     В теории уголовного права основными  элементами уголовно-правовой характеристики выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона  преступления. Задача уголовно-правовой характеристики преступных посягательств состоит в правильном применении уголовно-правовых норм и установлении в действиях лица, совершившего правонарушение, признаков состава преступления и его квалификация.

     По  мнению И.И. Кучерова, налоговая преступность - это «…общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт по поводу бюджетно-налогового перераспределения денежных средств, одной стороной которого выступают государство и общество в целом, в лице налоговых органов, а другой – налогоплательщики, и включающие в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременность и полнотой их уплаты» [22, с.6-7].

     В западной литературе в качестве синонима понятию налоговая преступность используются понятия хозяйственная  преступность, респектабельная или  беловоротничковая преступность[23, с.12]. Выделение налоговой преступности в качестве самостоятельного вида основывается на специфике сферы деятельности, в которой совершаются данного вида преступления, а именно сферы налогообложения.

     По  материальному содержанию финансовые преступления бывают:

     § бюджетные;

     § налоговые;

     § в области страхования;

     § в сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов;

     § связанные с валютными отношениями.

     Основанием  для применения финансовых, административных и  уголовных санкций  в данном случае является уклонение налогоплательщика  от уплаты налога (сборов).

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на паве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[25, с.201].

     Налоги  являются основным источником доходов  государства, предназначенных для  удовлетворения потребностей общества и государства. За счет налогов на 80 % формируется доходная часть бюджета[26, с.6].

     Кроме того, налоги стимулируют или сдерживают развитие определенных экономических  процессов, отраслей экономической  деятельности, например, путем предоставления налоговых льгот, повышения или  снижения ставок налогов, введения новых  налоговых платежей и другими методами.

     Налоговая база определяется, как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями за налоговый период в пользу физических лиц.

       «Налоговые» правонарушения и преступления имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности. Они совершаются в одинаковых, типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.

     Признаком общности совершения налоговых правонарушений и преступлений является общественная опасность содеянного. По этому основополагающему  признаку в теории уголовного и административного  права либо по показателю интенсивности его проявления («степень общественной опасности») в законе проводится дифференциация различных форм противоправного поведения, т.е. отнесение их либо к преступлениям, либо к проступкам.

     Уклонение от уплаты налогов с организаций  путем включения в бухгалтерские  документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда) - является преступлением. Если сумма неуплаченного налога ниже этого размера, такое деяние является правонарушением.

     Именно  повышенная степень общественной опасности  в данном случае главный материальный признак, позволяющий признать противоправное деяние преступлением. Гражданин, предприниматель и/или руководитель предприятия, систематически совершающие налоговые правонарушения и полагавшие, что их разовая малозначительность не влечет уголовной ответственности, могут незаметно перейти «порог» суммы неуплаченного налога и стать преступниками[30, с.52-55].

     Таким образом, налоговые правонарушения могут перерастать в преступления в рамках того же состава проступка. Для этого достаточно наступления одного из нескольких отягчающих ответственность обстоятельств.

     Общность  налоговых правонарушений и преступлений выражается и в мотиве, являющимся основным личностным детерминантом любого поведения, в том числе и преступного. Мотив оказывает значительное влияние на весь механизм преступного поведения. В криминологии и уголовном праве мотив почти всегда рассматривается, как осознанное побуждение. Для экономических, в том числе налоговых преступлений, мотив имеет корыстную направленность.

 
 
 
 

     § 2. Причины и условия совершения преступлений в сфере налогообложения 

     
       Противоречие общества и преступности насчитывает не одно тысячелетие. И все это время общество искало общесоциальные закономерности, порождающие преступность, и меры воздействия на них, чтобы избавить общество от антисоциальных проявлений и блокировать криминальные склонности неисправимых.

       Касаясь причин и условий уклонения от уплаты налогов, специалист в области финансового права, французский ученый П.М. Годме, среди них выделил моральные, политические, экономические и технические [89, с.399].

        В то же время целесообразно выделить обстоятельства, способствующие совершению налоговых преступлений, которые необходимо учитывать при предупреждении преступлений. Это обстоятельства:

- духовно-нравственного  характера;

- политического характера;

- экономического  характера;

- социального  характера;

- организационно-управленческого  характера;

- правового  характера;

Система духовно-нравственных обстоятельств, обуславливающих совершение преступных посягательств, довольно разнообразна.

        Во-первых, отсутствие у некоторых наших граждан правового знания в области налогообложения. В такой обстановке внедряется культ обогащения, субкультуры, т.е. осуществляется криминализация сознания и поведения граждан.

        Во-вторых, стало широкое распространение среди населения правового нигилизма, некоторая часть населения игнорирует юридические нормы, в том числе и уголовно-правовые запреты.

        В систему психологических детерминант следует отнести группу факторов, детерминирующих поведение преступников и порождающих в них чувство безнаказанности в силу оценки риска уголовной ответственности, как маловероятного, а также как моральную оправданность совершения преступлений в силу необходимости физического выживания.

         В числе организационно-управленческих обстоятельств, позволяющих значительному числу налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов либо совершать иные противоправные действия, следует указать на несовершенство порядка государственной регистрации вновь образующихся юридических лиц вне места нахождения хозяйствующего субъекта. Данная регистрация имеет место даже и в случаях, когда его учредителями являлись или являются должники по налогам и другим обязательным платежам.

          Фиктивные предприятия в последнее время используются организованной преступностью для совершения широкомасштабных противоправных акций. Использование фиктивных предприятий становится возможным в результате несовершенства действующего законодательства и механизмов контроля,что позволяет организованным преступным сообществам регистрировать по подложным документам или на подставных лиц любое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм.

         Одним из основных условий, способствующих «бегству» налогоплательщиков, является отсутствие системы мер по предупреждению и пресечению использования утраченных и поддельных паспортов (удостоверений личности) при регистрации коммерческих предприятий и осуществлении коммерческой деятельности.

          К числу обстоятельств организационно-управленческого характера, влияющих на борьбу с налоговой преступностью, следует отнести и недостатки в применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Эти недостатки выражаются в применении устаревших машин или в их отсутствии, что в значительной степени способствует уклонению от налогообложения.

           Организационно-управленческие обстоятельства выражаются и в отсутствии должной согласованности правоохранительных и контролирующих органов[103]. В процессе выполнения оперативно-служебных задач уделяется большое внимание координации и организации взаимодействия органов налоговой полиции с иными правоохранительными органами.

        На эффективности предупреждений налогового контроля сказывается отсутствие идеологии контроля в целом и прочной организационной основы, так как различные виды контроля действуют разобщение. Наиболее эффективным способом проведения налогового контроля являются совместные проверки крупных налогоплательщиков силами налоговых инспекций и налогового департамента. Однако, должное взаимодействие между этими двумя службами оставляет желать много лучшего.

       Существенно влияют на распространенность налоговых преступлений обстоятельства правового характера. Важнейшим их них является несовершенство налогового законодательства. Запаздывание с принятием основополагающих и иных законов, несвоевременное устранение противоречий в действующем законодательстве, декларативность провозглашаемых норм, а также громоздкость законодательства в совокупности с причинами объективного и субъективного толка создают «дополнительные» условия для совершения налоговых преступлений [92, с.185].

       Как известно, люди не преступают закон по двум причинам: либо они обладают высоким уровнем правовой культуры, либо они боятся ответственности за совершенные ими виновные противоправные деяния. Наше сегодняшнее законодательство об ответственности за налоговые преступления мало на кого наводит страх. Изучение уголовных дел показало, что из общего числа осужденных за налоговые преступления назначены следующие наказания:

§ штраф - 8,8 %;

§ лишение права занимать руководящие должности, связанные с организационно-распорядительным» функциями в области хозяйственной, государственной и общественной деятельности - 11,8 %;

§ условное осуждение - 61,8 %;

§ лишение свободы - 17,6 % [105].

         Поэтому налоговому преступнику менее накладно и «дешевле» будет один из десяти возможных раз попасться в руки к налоговым органам и понести за свои действия или бездействия небольшую ответственность, чем регулярно «светиться» в налоговых органах, рекламируя себя как исправного налогоплательщика.

          Несогласованность нормативных положений из различных отраслей права также образует возможность безнаказанно нарушить закон. Так, согласно действующему законодательству налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности,предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления документы и сведения.

        Таким образом, раздутость и несовершенство законодательства, расширительное толкование, как гражданами, так и специалистами-юристами, норм налогового права, применение терминов, не имеющих точного законодательного определения, низкий размер санкций за нарушение налогового законодательства, несогласованность нормативных положений из различных отраслей права - это далеко не полный перечень правовых условий, способствующих совершению преступлений в сфере налогообложения.

     ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

     $ 1. Общая характеристика системы предупреждения преступлений в сфере налогообложения.

       Подход к преступности, как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы с нею, одним из направлений которой является предупреждение преступлений, т.е. «деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания ее на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие» [106].

        В криминологической литературе и нормативных актах наряду с термином «предупреждение» используются и такие, как «предотвращение», «профилактика», «превенция».

        «Предупреждение» преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений [109].

         «Профилактика» означает совокупность мероприятий, предупреждающих от чего-то или предохраняющих что-либо [110, с.574]; «превентивный» - предохраняющий что-либо, предупреждающий [110, с.575].

         В криминологии предупреждение преступности рассматривается, как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условии преступности [111].

       Общим объектом предупреждения преступности являются причины и условия преступлений, т.е. криминогенные социальные явления экономического, социального психологического и иного характера, обуславливающею состояние и динамику преступности, а также негативные процессы в микросреде, и сама личность преступник» понимаемая, как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

        В зависимости от социального уровня действия причин и условий преступности выделяют три основным уровня ее предупреждения:

§ общесоциальный;

§ специально-криминологический;

§ индивидуальный.

         Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной, нравственно-духовной жизни, правовой сферы и т.п. «Высшим» уровнем общей профилактики является осуществление крупных социальных мероприятий в масштабах всей страны [113].

Меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон и воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качествопреступности.

         Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности.

         Эта деятельность осуществляется различными органами государственной власти, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

       Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Задачи специальных мер - устранение действия конкретных криминогенных факторов, устранения либо смягчение действия негативных нравственных норм, создание обстоятельств, препятствующих совершению преступлений.

       Эта работа осуществляется теми субъектами, для которых профилактическая функция является профессиональной. Среди многообразных субъектов предупредительной деятельности специальной профилактикой налоговой преступности, в первую очередь, занимаются органы финансовой полиции, а также налоговые органы.

       Не вызывает сомнения и то, что устранению причин и условий налоговых преступлений способствует и повышение эффективности деятельности самих правоохранительных органов.

       Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) - это конкретизация общесоциальных и специально-криминологических мер в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.

        Эта деятельность направлена на:

а) устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению;

б) изменение социально неодобряемого поведения, ведущего к переходу на преступный путь, и коррекцию порождающих его ориентации и черт личности;

в) применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготавливаемых преступлений, пресечению попыток их совершения.

        Другими словами, сама структура комплекса мер по предупреждению налоговых преступлений основана на следующих связанных между собой задачах:

· профилактическое воздействие на из динамику, структуру, причины косвенным путем (общесоциальная профилактика);

· специальные меры по воздействию на причинный комплекс налоговых преступлений (криминологическая профилактика);

 

     $ 2. Понятие и содержание взаимодействие субъектов предупреждения преступлений в сфере налогообложения

        К субъектам взаимодействия предупреждения налоговых преступлений следует отнести правоохранительные и контролирующие органы, которые в определенной мере занимаются этой или аналогичной деятельностью и могут оказать определенную помощь различным образом (передача информации об отдельных фактах и явлениях, осуществление проверки и т.п.) [132].

            К субъектам, осуществляющим предупредительную деятельность в сфере налогообложения также относятся:

  • органы, выявляющие налоговые правонарушения в процессе осуществления общего государственного финансового контроля (Министерство финансов);
  • правоохранительные органы, для которых выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений одна из главных задач (Комитет таможенного контроля МФ РК);
  • судебные органы;
  • организации (аудиторские фирмы, общественные организации налогоплательщиков и специалистов по налогообложению), руководители и бухгалтеры организаций, а также граждане.

            Всех их объединяет наличие предусмотренных законодательством различных прав и обязанностей, которые в большой или меньшей степени позволяют воспрепятствовать противоправной деятельности в сфере налогообложения. Однако, большинство из названных выше органов, например, суды,практически не осуществляют такого взаимодействия.

          Необходимость такого взаимодействия обусловлена рядом факторов:

1) наличием общих целей и задач по обеспечению законностей в хозяйственной деятельности, а также предупреждению, выявлению и раскрытиюправонарушению субъектов хозяйственной деятельностью;

2) объективной необходимостью комплексного подхода к сбору, анализуи оценки информации о криминогенной обстановке в сфере экономики, поскольку ни один из указанных органов не обладает в достаточном объеме в силу рядя причин (сложность предмета оценки, скрытый характер правонарушений в экономики и др.);

3) сужением  сферы государственного контроля  за состоянием и результатами  использование товарно-материальных и денежных ресурсов в условияхукрепления экономической независимости и самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности;

4) реальной  возможностью успешного использования  в борьбе с преступностью в  сфере экономики, в том числе  и с уклонениями от налогообложения, оперативно-розыскных сил, средств и методов ДВД-КНБ и финансовой полиции, а также единой законодательной основой использования этих сил, средств и методов;

5) требованиями  законов и подзаконных нормативных  актов о взаимодействии КНБ, МВД и АБЭКП.

         Основными условиями эффективного взаимодействия являются:

- установление и поддержание между сторонами обстановки доверия ивзаимной помощи;

- полнота использования каждой из сторон возможности друга-друга;

- постоянный  характер взаимодействия;

- совместное определение направлений и тактики взаимодействия.

         При осуществлении мер по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений и правонарушений можно выделить следующие направления взаимодействия:

- собирание материалов и их анализ в целях выявления преступлений и налоговых правонарушений;

- проведение совместных проверок и рейдов;

- осуществление ОРМ;

- осуществление мер профилактики экономических преступлений и правонарушений.

         Следует также отметить, что в связи с отличием в задачах финансовой полиции и применяемых ими методах работы имеются определенные различия в организации и тактики взаимодействия с этими службами.

         Взаимодействие при сборе и анализе материалов о хозяйственной деятельности субъектов реализуется путем обмена информацией, оказания помощи в сборе недостающей информации, совместно или раздельном анализе полученных материалов.

         В организационном аспекте взаимная помощь при сборе материала может быть осуществлена различным образом и по различным основаниям. Например, обмен информацией может быть в письменной или устной форме, плановый или внеплановый, между руководителями или рядовыми сотрудниками, на двусторонней или многосторонней основе и т.д. Недостающая информация может быть либо предоставлена одной из сторон для выбора по усмотрению запрашивающей стороной, либо направлением конкретных материалов.

            Такой обмен становится постоянным, регулярным и имеет систематизированный характер, если между субъектами взаимодействия достигнута договоренность об официальном предоставлении конкретных сведений, прежде всего аналитических, в определенные промежутки времени (квартал, полугодие, год).

          Сведениями, имеющимися у налоговой инспекции, располагает и финансовая полиция. Однако, последняя, наделенная правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, имеет возможность получать гораздо больший объем информации.

Информация о работе Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере налогообложения