Порядок возбуждения и прекращения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:23, реферат

Описание

Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой – не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства. На этом этапе досудебного производства не ставятся и не решаются задачи достоверного установления всех обстоятельств преступления и изобличения виновного.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..…3

1.Возбуждение уголовного дела………………………………………………………………...4
1.Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела…………………….4
2.Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Особенности возбуждения уголовного дела по оперативно-розыскным данным……………………………………9
2.Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………..…………………………………………………..…18
3.Прекращение уголовного дела…………………………………………………..……….....24
Заключение……………………………………………………………………………………………28

Использованные источники………………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Право реферат.docx

— 59.90 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  
 
 

Факультет: Факультет  бизнеса 

Дисциплина: Блок юридических дисциплин   
 
 
 
 
 

Реферат

На тему: Порядок возбуждения и прекращения уголовного дела 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студентка 4 курса

                                                                                                       Группы 

                                                                                                               

Руководитель:       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010

     Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..…3

  1. Возбуждение уголовного дела………………………………………………………………...4
    1. Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела…………………….4
    2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Особенности возбуждения уголовного дела по оперативно-розыскным данным……………………………………9
  2. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………..…………………………………………………..…18      
  3. Прекращение уголовного дела…………………………………………………..……….....24

Заключение……………………………………………………………………………………………28

Использованные  источники………………………………………………………………………….29 
 

 

     Введение

     Уголовное дело — дело, возбужденное в установленном законом порядке в случае обнаружения признаков преступления. Уголовное дело рассматривается и разрешается судом по материалам дознания и предварительного следствия или протокольной формы досудебной подготовки материалов уголовного дела.

     Предварительное производство начинается со стадии возбуждения уголовного дела.

     Согласно  статье 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела являются:

  1. заявление о преступлении;
  2. явка с повинной;
  3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

     Основанием  для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

     Возбуждение уголовного дела как составная часть  досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой  урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых  случаях – по проверке наличия  в данной информации оснований для  начала предварительного расследования, а также по принятию решения о  возбуждении или отказе в возбуждении  уголовного дела. Нынешние законодательные  реалии таковы, что именно стадия возбуждения  дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях, то есть служит «точкой отсчета начала действия специфического режима уголовно-процессуального  регулирования взаимоотношений  государства и человека и определяет пределы правового поля, в рамках которого допускается использование  соответствующих полномочий органов  и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство», и точкой отсчета сроков данного производства.

     Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или  отсутствия условий (предпосылок), необходимых  для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать  на каждый факт обнаружения признаков  преступления, а с другой – не допускать необоснованного возбуждения  уголовного судопроизводства. На этом этапе досудебного производства не ставятся и не решаются задачи достоверного установления всех обстоятельств преступления и изобличения виновного. 

 

  1. Возбуждение уголовного дела
    1. Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела

     Выделение возбуждения уголовного дела в особую стадию судопроизводства, завершающуюся  принятием мотивированного письменного  решения (постановления) специально уполномоченным органом или должностным лицом, вполне можно отнести к специфике  российского уголовного процесса наших  дней.

     Возбуждение уголовного дела представляет собой  строго регламентированную УПК РФ процессуальную деятельность уполномоченных субъектов  как до вынесения постановления  о возбуждении дела (об отказе в  возбуждении), так и после (например, передача постановления надзирающему прокурору). Более того, рассматриваемая  стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления. Возможны и другие варианты (ст. 145 УПК РФ), включая передачу сообщения о  преступлении в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

     Время, прошедшее с введения в действие УПК РФ, показало, что новый Уголовно-процессуальный кодекс содержит ряд законодательных  новелл, в том числе в регламентации  стадии возбуждения уголовного дела, вызывающих различное толкование и  ученых, и практиков.

     УПК РСФСР давал не слишком подробную  регламентацию порядка деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, устанавливая лишь то, что может  являться поводом и основанием к  возбуждению уголовного дела, некоторые  правила принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях  и проверки наличия оснований  для начала производства по делу, порядка  вынесения решений о возбуждении (либо об отказе в возбуждении) дела, некоторые права и обязанности  заявителя.

     Такое законодательное регулирование  деятельности в стадии возбуждения  уголовного дела являлось недостаточным  и несовершенным.

     Прежде  всего, УПК РФ, так же как и УПК  РСФСР, практически не регламентирует порядок приема, регистрации и  учета заявлений и сообщений  о преступлениях. Статья 144 нового УПК  РФ лишь обязывает дознавателя, орган  дознания, следователя и прокурора  принимать их и выдавать заявителю  документ о принятии сообщения с  указанием даты и времени его  принятия. Но какова должна быть форма  этого документа, закон не регламентирует. Для того чтобы учет заявлений  и сообщений о преступлениях  был всеобщим, единым и гарантировал бы регистрацию каждого заявления  и сообщения о преступлении, основные положения, касающиеся приема и регистрации  поступающей в правоохранительные органы информации о преступлениях, должны найти отражение в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, в  УПК РФ следовало бы предусмотреть, что все заявления о преступлениях  фиксируются в едином журнале  учета такой информации, который  ведется в органах внутренних дел. Должностные лица других правоохранительных органов, наделенные правом принятия заявлений  о преступлениях, обязаны в течение  определенного времени (например, в  течение 3 часов) сообщить о них в  органы внутренних дел для отражения  в едином журнале учета информации о преступлениях. Такой журнал должен содержать графы о движении заявлений  и результатах их разрешения.

     В нем же должна отражаться и другая информация о совершенных и готовящихся преступлениях, поступающая из сообщений, полученных из иных источников. В настоящее время учет сведений о преступлениях, поступивших из иных, кроме заявлений граждан и сообщений должностных лиц учреждений, организаций и предприятий, источников информации, практически не ведется. И поэтому полной и точной картины о совершенных и готовящихся преступлениях у соответствующих правоохранительных органов нет. Кроме того, такой порядок регистрации и учета подобных сведений позволяет укрывать тысячи нераскрытых преступлений.

     Следует согласиться с распространенной точкой зрения, что многие положения  УПК РФ представляют собой примеры  законодательной техники крайне низкого качества, не дающие однозначного толкования. А это в конечном итоге  влечет отсутствие единообразного применения закона и юридические ошибки.

     Хотелось  бы подробнее остановиться на положениях ч. 4 ст. 146 УПК РФ, согласно которой  следователь и дознаватель обязаны  незамедлительно вынесенное ими  постановление о возбуждении  уголовного дела направить прокурору. При этом к постановлению они  должны приложить материалы проверки сообщения о преступлении, а в  случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, – соответствующие протоколы  и постановления. Прокурор, получив  постановление, незамедлительно рассматривает  вопрос о даче согласия на возбуждение  уголовного дела.

     Казалось  бы, установлена совершенно понятная, очевидная для всех процедура. Если бы не одно уточнение. В тексте статьи законодатель в скобках указал перечень следственных действий по закреплению  следов преступления и установлению лица, его совершившего, которые  он разрешил провести следователю (дознавателю) до получения согласия прокурора, –  осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы.

     Данная  норма ставит многих криминалистов  в тупик и порождает множество  взаимосвязанных вопросов.

     Во-вторых, какой период времени должен пройти с момента вынесения постановления  о возбуждении дела до получения  согласия на это прокурора? Предложенный законодателем термин «незамедлительно»  – оценочный и не дает четкого  ответа. На практике такой период может  исчисляться как часами, так и  сутками. В некоторых районах  следователи органов внутренних дел в дежурные сутки совершают  до десятка выездов на место совершения преступления, по которым возбуждают уголовные дела. Если по каждому  делу следователь будет незамедлительно, за несколько десятков километров, ездить к прокурору за получением согласия, то ни о какой следственной работе говорить не придется.

     Предлагают  различные, вплоть до нелепых, варианты выхода из ситуации: дежурить следственными  группами, направлять материалы нарочным (стажером, сотрудником органа дознания, курьером и др.), сообщать по телефону, направлять факсимильной связью и т.д.

     Вопрос  о времени между вынесением постановления  о возбуждении дела и получением согласия прокурора очень важен  при исчислении срока предварительного расследования. Если прокурор дал согласие на возбуждение дела, к примеру, через  двое суток после вынесения следователем постановления, то с какого дня будет  исчисляться срок следствия? Согласно ст. 156 УПК РФ предварительное расследование  начинается с момента возбуждения  уголовного дела, о чем выносится  соответствующее постановление, которое  должно быть согласовано с прокурором. Если рассматривать данную норму  в контексте с положением ч. 1 ст. 162 УПК РФ, в соответствии с которой  «следствие по делу должно быть закончено  в срок, не превышающий 2 месяца со дня  возбуждения уголовного дела», то очевидно, что предварительное расследование  начинается именно с момента вынесения  постановления о возбуждении  уголовного дела, а не с момента  получения согласия прокурора.

     Говоря  о том, что дело считается возбужденным с момента получения согласия прокурора, мы, таким образом, безосновательно  принижаем процессуальную роль следователя, отводя ему роль статиста при прокуроре.

     Наиболее  разумной представляется точка зрения профессора А. Рыжакова. По его мнению, законодатель под возбуждением дела понимает принимаемое следователем (дознавателем и др.) мысленное решение  о наличии в его распоряжении законного повода и достаточных  оснований, указывающих на признаки конкретного преступления. Новый  УПК РФ нисколько не умаляет процессуальной самостоятельности следователя. Как  и в прежнем Кодексе, следователь  – лицо, которое самостоятельно должно оценивать наличие законного  повода и достаточность оснований  для возбуждения уголовного дела и возбуждать дело (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Оформление же данного процессуального  решения постановлением и тем  более получение согласия у прокурора  являются лишь дополнительной гарантией  соблюдения прав и законных интересов  участников процесса.

     В-третьих, являются ли предусмотренные в ч. 4 ст. 146 УПК РФ следственные действия (осмотр места происшествия, освидетельствование  и назначение экспертизы) следственными  действиями, специально предусмотренными законодателем до возбуждения дела, и является ли этот перечень исчерпывающим?

Информация о работе Порядок возбуждения и прекращения уголовного дела