Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 05:54, курсовая работа
Цель данной работы: Раскрыть и дать сравнительную характеристику понятиям опеки и попечительство.
Задачи:
1. Охарактеризовать опеку и попечительство с точки зрения гражданского и семейного законодательства;
2. Рассмотреть вопросы, связанные с установлением и прекращением опеки и попечительства (над несовершеннолетними, совершеннолетними недееспособными гражданами).
3. Изучить всю имеющуюся литературу.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Формы устройства детей оставшихся без попечения………………………....6
2 Опека и попечительство над несовершеннолетними
детьми……………………………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Южно-Сахалинский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Конституционное (государственное) право России |
Тема | Опека, попечительство и патронаж |
Фамилия студента | Коннов |
Имя студента | Иван |
Отчество студента | Алексеевич |
№ контракта | 05400090101577 |
Введение…………………………………………………………
1 Формы устройства детей оставшихся без попечения………………………....6
2 Опека и попечительство над несовершеннолетними
детьми………………………………………………
Заключение……………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………....
Приложение А…………………………………………………………………….29
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют конечно права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Он самостоятельную несет ответственность за свои поступки.
Конечно возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
Институт
опеки и попечительства регулируется
нормами семейного и
Актуальность выбранной темы заключается в том, что организация опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.
обусловлена
тем, что, изучение источников конституционного
права было важно всегда, но в нынешний
период особенно, так как право регулирует
нашу жизнь и является средством управления
обществом и средством согласования воли
и интересов различных социальных групп,
то есть устраняет анархию, поэтому каждый
должен изучать и знать право.
Степень разработанности исследования.
Краткий обзор таких авторов как : Антокольская М.В., Нерсесянц В.С., Лазарева В.В., и др. Сделать вывод о том, что недостаточность разработанности данной проблемы на современном этапе развития общества требует, необходимости, как изучения, так и исследования проблемы. Особенно в новых, современных социально – экономических и иных условиях.
Объект исследовании: Опека и попечительство.
Предмет исследования: Патронаж опека и попечительсво, его понятие и сущность.
Цель
данной работы: Раскрыть и дать сравнительную
характеристику понятиям опеки и попечительство.
Задачи:
1. Охарактеризовать опеку и попечительство с точки зрения гражданского и семейного законодательства;
2. Рассмотреть вопросы, связанные с установлением и прекращением опеки и попечительства (над несовершеннолетними, совершеннолетними недееспособными гражданами).
3. Изучить всю имеющуюся литературу.
4. Расширить и углубить знания.
5. Выработать рекомендации исследованной проблемы.
Гипотеза.
Знание своего права гражданами и всего
общества в целом необходимо, т.к. оно
представляет огромное значение и большую
ценность особенно в нашем современном
жизненном ритме, а именно помогает упорядочить
и стабилизировать бушующий процесс общественного
развития, высказать общие интересы и
потребности отдельных лиц, социальных
общностей, государств, цивилизованно
решать глобальные международные проблемы.
Граждане не знающие и не умеющие защищать
свои права постоянно оказываются в трудных
жизненных ситуациях, что очень плохо
сказывается на жизни общества нашей страны.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной литературы.
2.
Изучение и обобщение
3. Сравнение, анализ.
Практическая значимость: следствием написания курсовой работы являются выводы, полученные в результате исследования, которые могут быть использованы в практической деятельности юриста.
Курсовая
работа включает в себя: введение, основную
часть (2 главы), заключение, глоссарий,
список использованных источников, ряд
приложений.
1.1
Выявление и устройство
детей, оставшихся
без попечения
родителей
Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.
В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении. Еще большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны. Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Они обязаны осуществлять меры по выявлению, устройству и последующему контролю за условиями жизни детей. В связи с тем, что при устройстве детей на воспитание в семью и особенно при передаче их на усыновление были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК1). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попечения. Однако все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшие в их распоряжении. Особенно часто в таком положении оказываются органы дознания и предварительного следствия, производящие арест родителей; медицинские учреждения, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети. Исходя из буквального понимания закона, обязанности должностных лиц и граждан ограничиваются сообщением о детях, нуждающихся в помощи, органам опеки и попечительства. Никаких самостоятельных действий по оказанию детям помощи они предпринимать не должны. Однако оставление ими детей в опасности противоречило бы нормами морали. Поэтому следует сделать вывод, что все лица, выявившие детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно принять меры к оказанию детям помощи и временному помещению их в безопасное место. Органы опеки и попечительства, получившие сведения о таких детях, обязаны в течение трех дней обследовать условия жизни детей и принять меры к их временному устройству.
Временное устройство детей обычно представляет собой передачу их родственникам или иным близким ребенку лицам. Этот вид устройства всегда предпочтителен, поскольку позволяет смягчить последствия травмы, причиненной детям в результате того, что они оказались разлученными со своими родителями. Если передача ребенка таким лицам невозможна, дети временно помещаются в детские учреждения.
В период временного устройства ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждается в восполнении своей дееспособности, поскольку оказывается в ситуации, когда родители не могут выполнять функции законных представителей, а опекун ребенку еще не назначен. Для разрешения этого противоречия в соответствии с п. 2 ст. 123 СК исполнение обязанности опекунов или попечителей в отношении таких детей временно осуществляется органами опеки и попечительства.
Если
неспособность родителей2 заботится
о детях является временной, после отпадения
обстоятельств, препятствующих выполнению
родительских обязанностей (выздоровление,
освобождение из-под стражи, возращение
из отъезда), дети возвращаются родителям.
Если дети лишились попечения родителей
на некоторое время или навсегда, встает
вопрос об их постоянном устройстве. Формы
устройства детей, оставшихся без родительского
попечения, предусмотрены в ст. 123 СК. Дети
могут быть переданы на усыновление, под
опеку или попечительство; в приемную
семью, а также в учреждения для детей-сирот
или детей, оставшихся без родительского
попечения.
1.2 Понятие усыновления
Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителе с глубокой древности, однако содержание его с течением времени изменялось. Постепенно происходит все больше сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении. Ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи.
В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом , знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое.
С точки зрения социологии усыновление- одна из разновидностей социального отцовства или материнства. Однако если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновителями не его родителя, фактические отношения между ними могут быть несколько иными.
Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не меняет в отношениях между ними и ребенком. Однако если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, он не может считать таких усыновителей своими родителями3. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить там, где это возможно, создание видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.
В связи со сказанным не все изменения, внесенные Семейным кодексом в институт усыновления, по нашему мнению, одинаково удачны. Заслуживает поддержки сохранения правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право, «насколько это возможно, знать своих родителей». При этом «насколько возможно» истолковывается как объективная возможность установить сведения о родителях. При усыновлении родители ребенка в большинстве случаев известны. Таким образом, сохранение в российском законодательстве тайны усыновления в принципе противоречит Конвенции.
Однако
в пользу ее сохранения по-прежнему
выдвигаются серьезные доводы. Сохранения
тайны усыновления в