Коррупция: понятие, оценка, пути борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:20, реферат

Описание

что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.
Подводя итог, можно утверждать, что влияние коррупции на индикаторы развития социальной сферы может быть как прямым, так и обратным.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ИЭ.docx

— 48.10 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Экономики и  менеджмента

Кафедра  Экономической  теории

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

на тему:

кОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ОЦЕНКА, ПУТИ БОРЬБЫ

по дисциплине «Институциональная экономика»

 

 

 

 

 

 

                              Выполнила: студентка группы ЭП-31д   

                                        Матвиенко М.В.   ______________________          

                                        ________ "__"_______20__г.

                              Научный руководитель: ст.преподаватель   

        Дребот А.М. _____________________

                                             _________ "__"______20__г. 

                   

 

 

 

 

 

Севастополь

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 Введение…………………………………………………………….……………………3

  1. Понятие и оценка коррупции……………………………………….…………...4
  2. Причины и последствия……………………………………………….…………6
  3. Коррупция в Украине. Пути борьбы………………………………………...…11

 Заключение………………………………………………………………………….…..15

Список использованных источников…………………………………………….……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема коррупции и  взяточничества в Украине встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Верховной Раде.       Сейчас противодействие коррупции является одной из основных задач украинского государства на краткосрочную и среднесрочную перспективу.      Теоретической значимостью данного исследования является анализ правотворчества и правоприменения, состояния и степени коррумпированности общества, отображение различных источников взглядов на эту тему, их сравнительная характеристика.            Целью исследования является отражение недостатков и пробелов в законодательстве, свидетельством этому служит то, что до сих пор так и не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны.       Задачами исследования являются вопросы совершенствования борьбы с криминальными проявлениями коррупции.      Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в Украине.        Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений (как способа реализации замыслов преступных сообществ), их сущность, причины, последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА КОРРУПЦИИ

 

 

Как у всякого сложного социального  явления, у коррупции не существует единого канонического определения.  Понятно, что социологи, специалисты  по управлению, экономисты, юристы и  просто граждане по-разному трактуют это понятие.

Наиболее интересным является определение  «коррупции» сделанное Н.Макиавели - использование публичных возможностей в частных интересах.

Определения corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Дальнейшее развитие этого понятия  в юридической науке суживает сферу его обозначения и определялось как продажность служебных действий (подкуп) [10].

Международные публичные нормативные  документы понимают коррупцию по-разному. Некоторые определения охватывают совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Однако подчеркивается, что понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом.

В документах ООН о международной  борьбе с коррупцией, имеется также  определение «коррупции» - это злоупотребление  государственной властью для  получения выгоды в личных целях. Из него видно, что коррупция выходит  за пределы взяточничества. Это понятие  включает в себя и взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство  на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования [3].

Рабочее определение междисциплинарной  группы по коррупции Совета Европы дала еще более широкое определение: коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном  или частном секторе и которое  ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. В данном случае субъектом коррупционных деяний может быть не только должностное лицо.

Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН  на основе опыта разных стран. Оно  включает в понятие коррупции:

  • кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами
  • злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса
  • конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

Нормативно-правовые акты Украины  не дают единого определения понятия  коррупции. До настоящего времени в Законе Украины "О борьбе с коррупцией" под коррупцией понимается "деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ"[1].    Таким образом,  коррупцию можно определить как сложное социальное (а по своей сути, асоциальное, аморальное и противоправное) явление, которое возникает в процессе реализации властных отношений уполномоченными на это лицами, использующими предоставленную им власть для удовлетворения личных интересов (интересов третьих лиц), а также для создания условий для совершения коррупционных действий, их сокрытия или содействия им.           Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии.       

Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо тоже использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы. Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:    - процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам;      

- отсутствуют секретные или побочные платежи;

- клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой.

Однако некоторые исследователи  считают лоббизм лишь составной  частью коррупции.            Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата заключается в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д. Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной кампании)[13].           Таким образом, коррупция - это сложное социальное явление, которое негативно влияет на все аспекты политического и социально-экономического развития общества и государства. Это явление проявляется как в противоправных действиях (бездействии), так и неэтичных (аморальных поступках).

 

  1. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 

 

Как утверждалось, коррупция  – сложное разноплановое  явление. Следовательно, также разнообразно множество возможных причин коррупции.  Её масштабы, специфика и динамика  – следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны.             Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие; и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.

К общим  проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны  большинству стран, находящихся  в стадии модернизации, в первую очередь  – переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. Вот некоторые из этих проблем:

1) трудности преодоления наследства тоталитарного периода. К ним относится, прежде всего, медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции. Другое обстоятельство  – преодоление слияния власти и экономики, свойственного тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось;

2)  экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями блата. Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее и неуместное присутствие государства в экономике, дефицит четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции;

Политическая  нестабильность формирует чувство  неуверенности и среди чиновников самого разного уровня. Не имея в  этих условиях никаких гарантий самосохранения, они также легче поддаются  соблазну коррупции;

3) неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Достаточно напомнить, что в странах бывшего СССР приватизация (ее партийно-номенклатурный этап) проходила вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля. Если раньше, при советском режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного ресурса – фондов, то на начальных этапах реформы чиновники резко разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные социальные проекты и т.п. Экономическая либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля  надресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного

регулирования новых сфер деятельности. Именно это  является одним из признаков переходного  периода и служит одновременно благодатнейшей почвой для коррупции.

До сих  пор сохраняется значительная законодательная  неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная  распродажа которой порождает обильный поток коррупции.

Дефекты законодательства проявляются в  несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур, в наличии норм, создающих дополнительные возможности для коррупции;

4)  Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых  потрясениях. При этом чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратит аппарат на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты и, следовательно, система управления отстают от этих изменений.

Итог  прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, которые  она должна решать, тем легче в  ней угнездиться коррупции;

5)  слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать  проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Ухудшение социально-экономического  положения граждан, всегда сопровождающее начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам,  – все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней;

6) неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:

Информация о работе Коррупция: понятие, оценка, пути борьбы