Контрольная работа по «Расследование преступлений коррупционной направленности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:11, контрольная работа

Описание

Законодатель, учитывая социально-экономические и политические преобразования, которые происходят в нашей стране, существенно изменил и дополнил уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за получение незаконного вознаграждения, связанного с выполнением лицом должностных или управленческих функций в сфере государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях.

Работа состоит из  1 файл

контрольная коррупция.docx

— 49.33 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что провокация ни в коем случае не является разновидностью подстрекательства  к совершению преступления. По нашему мнению, обратный тезис изначально содержит в себе логическую ошибку, следующую из неверного толкования субъективных (интеллектуальных) критериев  соучастия. Совершенно справедливо суждение П.Ф. Тельнова о том, что отсутствие хотя бы одного признака соучастия уже исключает его как таковое. Будучи одним из видов соучастия, подстрекательство обладает всеми объективными и субъективными критериями данной специфичной формы преступной деятельности. Именно поэтому провокацию взятки либо коммерческого подкупа следует считать самостоятельным видом преступления.

     До  тех пор, пока отсутствовала отдельная  норма за провокацию, действия виновных в этом лиц квалифицировали как  подстрекательство. Даже в рамках этико-правовой дискуссии, когда одни авторы провокационные действия пытались оправдать определенной их полезностью и тем, что их осуществляли государственные органы, многие юристы относили провокацию к уголовно наказуемым деяниям. Последняя позиция представляется нам предпочтительной.

     Еще в конце XIX - начале XX в. в юридической литературе по поводу этической и правовой оценки провокации преступлений отмечалось: “Ссылка на служебные обязанности сама по себе несостоятельна уже потому, что никакой закон не уполномочивает и не может уполномочить кого-либо на подобную деятельность. Обязанность полиции состоит в раскрытии совершенных преступлений или в предупреждении готовящихся; но в том и другом случае эта деятельность не имеет ничего общего с созданием новых преступлений и преступных попыток. Такая ссылка не извинительна не только тогда, когда данный агент по своему почину прибег к подобному способу открытия преступника, но и тогда, когда он действовал по приказу начальника, так как подобный приказ беззаконен. Несколько иными представляются те случаи, когда подговариваемое лицо уже разыскивается властью за учиненное им какое-либо иное преступное деяние, когда в совершении нового деяния или даже покушения на него нет никакого интереса, а засада устраивается не для привлечений к ответственности за вновь учиненное, а только для захвата преступника. Если такую поли­цейскую деятельность по разным причинам нельзя назвать вполне рациональной, в особенности ввиду той опасности, которая грозит жертве вновь придуманного преступного деяния, и ввиду возможности достичь задуманного иными средствами, то, с другой стороны, здесь можно возражать против наличности подстрекательства, так как действительное учинение этого деяния или даже наказуемая попытка на него подстрекавшим и не предполагалась”.12

     Таким образом, юридическая природа провокации преступления, в том числе провокации взятки либо коммерческого подкупа, не детерминируется такой разновидностью соучастия, как подстрекательство, а обладает собственными характеристиками:

     — вызвана намерением субъекта обеспечить одностороннее проявление искомой (желательной) модели поведения со стороны провоцируемого лица, имеющей лишь внешние признаки преступного деяния;

     — осуществляется в порядке односторонней  умышленной деятельности со стороны  виновного лица, не охватываемой сознанием  провоцируемого;

     — предполагает использовать спровоцированное “криминальное” деяние лица не в целях  достижения преступного совместного  результата, а в целях дискредитации  либо создания искусственных доказательств  обвинения.

     Таким образом, провокация преступления: это умышленная односторонняя деятельность виновного, направленная на моделирование такого поведения другого лица, которое имело бы все внешние признаки преступления с целью дискредитации, шантажа либо создания искусственных доказательств обвинения, если при этом деяние провоцируемого фактически не обладает признаками виновности.

     Провокация  взятки либо коммерческого подкупа  является частным случаем провокации преступления и, соответственно, обладает всеми признаками последнего.

     И в заключении следует отметить, обязательным признаком получения взятки является предмет преступления.

     Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе  иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские  свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные  камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также  различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они  подлежат оплате, или по явно заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных и других работ и т.д.

     Взятка  может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения  денег в долг или под видом  погашения несуществующего долга  лица посредством продажи-покупки  ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене.

     Взятка  может осуществляться путем заключения фиктивных трудовых соглашений и  выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими работу, оказанную техническую помощь, либо в виде завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы.13

     Уголовный Кодекс РФ четко регламентирует наказание  за получение и дачу взятки и достаточно жестко наказывает и взяткодателя, и взяткополучателя.

       Взяткополучателем может быть  признано только лицо – представитель  власти или чиновник, выполняющий  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции.

     Представитель власти – это муниципальный или  государственный чиновник любого ранга  – служащий областной, районной, городской  или сельской любого учреждения, предприятия, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

     Лицо, которое выполняет постоянно, временно или по специальному полномочию организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции в органах местного самоуправления, а также муниципальных организациях и учреждениях является должностным  лицом. Работники муниципальных  органов и учреждений, которые  выполняют лишь профессиональные или  технические функции, к должностным  лицам не относятся, например секретари, консультанты, уборщицы. Предприниматель  не рассматривается законодателем  как возможный субъект получения  взятки, и данный момент спорен.14

     Субъектом преступления дачи взятки является любое  вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

Нарушение  Наказание Основание
Дача  взятки представителю власти - штраф до 500 000 руб.; - лишение свободы на срок до 8 лет ст.291 УК РФ
Получение взятки - штраф от 100 000 руб. до 500 000 руб.;

- лишение  свободы на срок до 7 лет

ч.1 и 2 ст.290 УК РФ
Вымогательство  взятки  - лишение свободы  на срок от 7 до 12 лет со штрафом  в размере до 1 млн.руб. или без штрафа ч.4 ст.290 УК РФ
Провокация  взятки - штраф до 200 000 руб.;

- лишение  свободы на срок до 5 лет

ст.304 УК РФ
 

     А также:

     1. Если преступление совершенно  группой лиц по предварительному  сговору с вымогательством   или в крупном размере (свыше  150 тыс.руб.) – лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн.руб.;

     2. Если преступление совершено  лицом, занимающим должность главы  органа местного самоуправления  и рядом других высших должностных  лиц (главой муниципального образования)  – лишение свободы на срок  от 5 до 10 лет;

     3. Если взятка получена за незаконные  действия (бездействия) должностного  лица – лишение свободы на  срок от 3 до 7 лет;

     4. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные  полномочия должностного лица:

     - лишение свободы на срок до 5 лет;

     - штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс.руб. или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет.

     В условиях рыночной экономики сохранение коммерческой тайны имеет очень  большое значение для успешной конкурентной борьбы.

     В Конституции РФ15 гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8). Реализацией этих гарантий является установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп, так как государство заинтересовано в том, чтобы все работники честно выполняли свои обязанности.

     Провокация  взятки либо коммерческого  подкупа (ст. 304 УК РФ). Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

     Коммерческий  подкуп (ст.204 УК РФ)

     1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

     2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

     3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

     4. Деяния, предусмотренные частью  третьей настоящей статьи, если  они:

     а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

     б) сопряжены с вымогательством  предмета подкупа, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет  либо без такового с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет.

     Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные  частями первой или второй настоящей  статьи, освобождается от уголовной  ответственности, если в отношении  его имело место вымогательство или если это лицо добровольно  сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

     Поэтому общие признаки преступного деяния при взяточничестве и коммерческом подкупе совпадают. Как и взяточничество, коммерческий подкуп имеет двуединый  характер (дача-получение материальных ценностей или материальной выгоды). Как и при взяточничестве, разделяется  ответственность за передачу материальных ценностей и за их незаконное получение.

     К некоммерческой организации, которая  не является органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством  относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная  организация, благотворительные и  иные фонды, а также учреждение, которое  создается собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера (ст. 50, 120 ГК РФ16).

Информация о работе Контрольная работа по «Расследование преступлений коррупционной направленности»