Конституционное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:00, курсовая работа

Описание

Термин конституция (от лат. constitutio установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлении и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, в котором закреплялось бы его устройство. Конституции в собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны зафиксировать экономическое и политическое господство буржуазии.

Содержание

§ 1. Конституционное право как отрасль права………………………………2

§ 2. Основы правового статуса личности в Зарубежных странах……………7

§ 3. Конституционные принципы экономического развития в Зарубежных странах…………………………………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

КПЗС доклад.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

маются переманиванием высококвалифицированных специалистов

из этих стран (так называемая "утечка умов"). Такие передвиже-

ния — индивидуальные и групповые, а также браки, заключае-

мые между гражданами различных государств, постоянно порож-

дают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законо-

дательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по

этим вопросам весьма развиты. Некоторая часть практических воп-

росов, связанных с определением гражданства, разрешается с

помощью норм международного права (по соглашениям, заклю-

чаемым между государствами).

Институт гражданства включает нормы, регулирующие пра-

вовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апат-

риды), беженцев, с ним тесно связано предоставление полити-

ческого убежища, выдача человека другому государству (экстра -

диция), возможность высылки из страны.

В государствах с унитарной формой правления существует

единое гражданство, в то время как во многих федеративных

государствах — двойное гражданство. Каждый человек считается

гражданином союза и одновременно — субъекта федерации (шта-

та, провинции, кантона и т. д.). Практическое значение такого по-

ложения обусловлено тем, что в федеративных государствах су-

ществует разделение компетенции между союзом и субъектами

федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в пра-

вовых нормах между субъектами одной и той же федерации (на-

пример, в определении подсудности, сферы действия налогового,

уголовного, семейного законодательства и т. д.).

Существенной новеллой последнего времени является учреж-

дение гражданства Европейского Союза, которое распространя-

ется на всех граждан государств — членов ЕС и способствует су-

щественному расширению их прав и свобод. Это, однако, не отме-

няет приоритет национального гражданства.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: в

силу факта рождения ("филиация") и путем натурализации ("уко-

ренение"). Приобретение гражданства в силу рождения не связа-

но с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо

действий, свидетельствующих о его желании приобрести граж-

данство данного государства. Оно осуществляется автоматически

на основе действующего законодательства. При этом в качестве

основных принципов применяются "право крови" и "право почвы".

Так называемый принцип "права крови" признает граждани-

ном любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родите-

лей имел соответствующее гражданство). На территории какого

государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип "права

почвы" признает гражданином любое лицо, родившееся на терри-

тории данного государства, независимо от гражданства родите-

лей. Для большинства современных государств характерно соче-

тание этих двух принципов.

Приобретение гражданства путем натурализации связано с

обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой

о предоставлении ему гражданства. Как правило, этого добивают-

ся лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиг-

рационного законодательства, а также лица, усыновленные граж-

данином данного государства, вступившие в брак и др. При этом в

США, например, требуется давать клятву верности этой стране,

т. е. лояльности ее государственному строю. Натурализация весь-

ма распространена в странах с массовой иммиграцией (США, Ве-

ликобритания), а также в тех государствах, которые поощряют

иммиграцию вследствие малочисленности своего населения (Ав-

стралия, некоторые страны Латинской Америки).

Приобретение гражданства путем натурализации не являет-

ся субъективным правом человека. Законодатель может по соб-

ственному усмотрению предоставлять определенные преимуще-

ства какой-то категории лиц и, наоборот, затруднять натурали-

зацию. Обычно законодательство требует знания государственного

языка данной страны, наличия средств к существованию, доказа-

тельств отсутствия у лица тяжелых заболеваний и др. Процедура

натурализации носит сложный и часто унизительный характер;

она предполагает широкие права иммиграционной службы и, в

сущности, бесправное положение иммигрантов, заставляющее их

беспрекословно следовать указаниям властей. Большое значение

придается политическим взглядам иммигрантов. В США, напри-

мер, исключена возможность натурализации для лиц, придержи-

вающихся левых взглядов. Контроль за политическими убеждения-

ми сохраняется и после предоставления иммигрантам гражданства

США; в случае признания лица "политически неблагонадежным"

оно может быть подвергнуто денатурализации и выслано из стра-

ны. Тем не менее доля выходцев из стран Азии, Африки и Латин-

ской Америки, а также Европы (России, Украины), натурализо-

вавшихся в развитых странах, неуклонно растет.

Лишение гражданства

Демократические государства провозглашают право на эмиг-

рацию из страны и смену гражданства, но требуют для этого со-

блюдения определенных формальностей. Само по себе заявление

об отказе от гражданства не признается достаточным. Во многих

странах законы позволяют исполнительной власти лишать челове-

ка гражданства, если он в течение определенного срока живет в другой стране, совершил преступление, перешел в гражданство

другого государства, поступил на иностранную государственную

службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке

из страны {экспатриация).

Сложность процедуры предоставления и лишения граждан-

ства, обилие противоречивой судебной практики заставляют мно-

гих иммигрантов, опасающихся быть высланными из страны, во-

обще не обращаться за получением гражданства и жить без при-

знания и защиты своих прав и свобод. В последние годы в ряде

европейских стран произошло ужесточение иммиграционного за-

конодательства, вызвавшего ухудшение правового статуса им-

мигрантов. Вместе с тем у многих людей возникает состояние двой-

ного гражданства, создающее трудности в решении некоторых

вопросов.

 

Конституционно-правовое понятие свободы.

Значение естественного права

Под свободой в широком смысле понимается естественное

состояние народа и отдельного человека, которое характеризует-

ся возможностью действовать по своему усмотрению. В таком зна чении этот термин выполняет роль основополагающего философ-

ского принципа, реализующегося через весь комплекс конститу-

ционно-правовых норм. В более узком смысле свобода означает

субъективную возможность человека и гражданина совершать или

не совершать конкретные действия, основанные на его конститу-

ционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле явля-

ется юридической формой свободы народа и отдельного человека.

Учение о свободе как естественном состоянии человека раз-

рабатывалось еще философами древности, но конституционно-

правовые теории свободы стали развиваться с XVII—XVIII вв.

Современное конституционно-правовое учение о свободе может

быть кратко выражено в следующих основных положениях:

• все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуж-

дать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав —

главное назначение государства. Равенство возможностей для

всех — основа свободы;

• свобода состоит в возможности делать все, что не приносит

вреда другому и общему благу. Свобода человека, следова-

тельно, не может быть абсолютной, она ограничена правами

и свободами других людей, принципами морали и нравствен-

ности, интересами всеобщего благосостояния. Демократичес-

кое общество основано на разумном балансе между свободой

и социальной справедливостью, свободой и государственным

интересом;

• границы свободы могут быть определены только законом, ко-

торый есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антаго-

нисты, если закон демократический. Следовательно, все, что

не запрещено, то дозволено;

• часть дозволенного определяется через права человека. Зак-

репление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку

осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчер-

пывает содержания свободы. Ограничение прав возможно толь-

ко на основании закона, способствующего общему благосос-

тоянию в демократическом обществе.

В современной конституционной доктрине и практике под

естественным правом понимают права и свободы, которыми каж-

дый человек наделен от рождения и которые тем самым первич-

ны по отношению к позитивному праву и должны гарантиро-

ваться им. В доктрине конституционного права можно встретить-

ся с самыми различными попытками содержательно объяснить

появление прав с момента рождения человека: концепциями ре-

лигиозного плана; антропологическими теориями, согласно кото-

рым естественные права исходят из природы вещей; наконец, из

свойств человека как "социальной личности". Однако все эти трак-

товки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят

от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государ-

ственная власть связана этими правами в том смысле, что обяза-

на признавать, соблюдать и гарантировать их.

 

Юридические гарантии прав и свобод закрепляются и в со-

временных конституциях социалистических государств. Каталоги

прав и свобод в этих конституциях часто весьма обширные. Одна ко на практике они оказываются по существу не гарантирован-

ными, формальными. Господство в политической жизни одной

партии, контролирующей печать, исключает свободу слова и ин-

формации; всесильные органы безопасности следят за передви-

жением людей и выбором места жительства. Самое же главное,

пожалуй, состоит в отсутствии независимого суда, что ставит

человека в беззащитное положение по отношению к государству.

Современные социалистические государства, опасаясь мирового

общественного мнения, редко прибегают к массовым репрессиям,

но такая опасность постоянно сопровождает жизнь людей.

Наряду с юридическими большое значение имеют морально-

политические гарантии прав и свобод. Они заключаются в воз-

действии общественного мнения, которое в наше время стало

важным элементом демократической политической системы. Пра-

вящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воз-

держиваться от грубых форм ограничения гражданских прав.

Эти круги в каждой стране испытывают и давление мирово-

го общественного мнения. Международные кампании солидарнос-

ти и протеста не раз предотвращали судебные расправы над де-

мократическими деятелями, приводили к освобождению полити-

ческих заключенных.

Материальные гарантии заключаются в реальных возмож-

ностях для людей пользоваться своими правами и свободами. Об-

щество с рыночной экономикой провозглашает равные возможно-

сти, но в связи с социальным расслоением людей не обеспечивает

в полном объеме их интересов. Государство через свои правоохра-

нительные органы в состоянии гарантировать личные и полити-

ческие права граждан, но не обладает необходимыми рычагами

для обеспечения социально-экономических прав. Этому препятству-

ет безработица, рост стоимости здравоохранения, общий рост цен

и другие экономические факторы. Нельзя считать достаточной

гарантией права на труд такие нормы, как, например, положе-

ния Конституции Италии ("Республика поощряет условия, кото-

рые делают это право реальным") или Конституции Дании ("сле-

дует стремиться, чтобы каждый мог работать"). Крайне затрудне-

на реализация многими лицами наемного труда прав на участие в

управлении предприятиями, охрану здоровья, получение жили-

ща и др. В реализации этих прав они могут полагаться только на

государственные системы социального обеспечения, бесплатного

среднего образования, охраны труда и др. Однако социальная

политика даже высокоразвитых в экономическом отношении госу-

дарств часто носит неустойчивый и половинчатый характер, не

обеспечивая ликвидации нужды и нищеты многих людей. Трудное

экономическое положение препятствует осуществлению многих

прав людей в постсоциалистических странах, которые переходят

от планового к рыночному хозяйству.

Материальные гарантии прав и свобод особенно слабо раз-

виты в освободившихся странах. Здесь демократические органи зации еще недостаточно окрепли, объединяют крайне малоиму-

щие слои. Нарождающаяся буржуазия через государственный ап-

парат часто препятствует созданию условий для партий, профсо-

юзов и других объединений в реализации политических и соци-

ально-экономических прав. Вследствие неграмотности, безработицы

и нищеты большинства населения многие люди вообще не знают

своих законных прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционные принципы экономического развития в Зарубежных странах.

 

Проблемы налоговых правоотношений являются наиболее актуальными для современного этапа развития общественных отношений. Несмотря на проводимую налоговую реформу, остается нерешенной проблема пределов налоговой оптимизации и определения критериев противоправности действий налогоплательщиков, которая до сих пор остается приоритетной. В выявлении сущности понятия «недобросовестность налогоплательщика» и обозначении подходов к формальному закреплению соответствующей дефиниции в нашей работе мы будем исходить из гипотезы, что критерии добросовестности налогоплательщика имеют экономическое содержание и вырабатываются в рамках соответствующей судебной доктрины.

 

При рассмотрении проблемы важна юридическая логика налогового права, характерная для правовой материи, которая проявляется, по мнению С. С. Алексеева, если держать в поле зрения все грани права, начиная с действительных юридических реалий и перейдя к глубинным пластам правовой материи: догме права, правовому содержанию, правовым идеям. Это предполагает налоговое право как многомерное, объемное социальное явление, в основе которого лежит экономическая логика поведения субъекта налогового правоотношения. Анализ правовой материи налогового права отчетливо показывает ценность выводов относительно того, что «…в материи права по мере ее развития и своеобразия тех или иных юридических систем вырисовываются в соответствии с указанными основаниями два главных слоя. Первый – непосредственно регулятивный, прагматический, когда на основе практики, опыта, обычаев, преимущественно с помощью прецедентов и закона вырабатываются оптимальные средства решения юридически значимых ситуаций, соответствующие юридические конструкции, структурные построения с тенденцией упорядочения, типизации, обобщений, и отсюда – возведения указанных элементов юридической материи в нормы, нередко приобретающие ранг или имя «Законов». И второй слой – юридико-интеллектуальный, когда непосредственно в сети юридических средств, юридических конструкций, структурных построений дают о себе знать правовые идеи. По большей части они воспринимаются как принципы права…». Таким образом, именно в области правовых идей налогового права, к которой, в частности, изначально относится идея «добросовестности налогоплательщика», в юридической сфере начинают напрямую работать абстрактно-отвлеченные дисциплины, теория права, философия права и экономическая теория, которые на первоначальном этапе становятся основной регулирующей силой.

Информация о работе Конституционное право как отрасль права