Исполнение наказания в виде лишения свободы в тюрьмах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение лишения свободы в тюрьмах как вида уголовного наказания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и признаки лишения свободы на определенный срок как вида уголовного наказания;
2) рассмотреть виды мест лишения свободы;
3) характеристика порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в тюрьмах;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….
1. Лишение свободы на определенный срок как вид уголовного наказания и его признаки……………………………………………………………….……
2. Виды мест лишения свободы, основания и порядок определения судами вида исправительных учреждений…………………………………………….
3. Общая характеристика исполнения наказания в виде лишения свободы в тюрьмах……………………………………………………………………….…
4. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах………………………..…
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К Р Уг-исп пр Исполн наказ в виде лишения свободы 15 11 2010.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

     3) тюрьмы необходимо оставить в  небольшом количестве для наиболее  опасной категории осужденных.

     Ныне  действующее законодательство восприняло последнюю точку зрения, определив  содержание в тюрьмах для осужденных к лишению свободы на срок свыше  пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме и для осужденных, переведенных из ИК общего, строгого и особого режимов за нарушение установленного порядка отбывания наказания на срок до трех лет.

     В системе исправительных учреждений РФ тюрьмы играют хотя и важную, но все же вспомогательную роль, о чем свидетельствует постоянное и целенаправленное сокращение их числа на протяжении последних 90 лет. Подобное положение объясняется тем, что в соответствии с действующим законодательством у тюрем нет собственной, принадлежащей только им классификационной категории осужденных, которая бы обусловила обязательность существования этих учреждений. Все содержащиеся в тюрьмах осужденные могут отбывать наказание в исправительных колониях без внесения каких-либо изменений в законодательство. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе насчитывается семь тюрем, в которых содержится менее 1% общего количества осужденных к лишению свободы, и каждая из них помимо исполнения наказания одновременно выполняет функции следственного изолятора. Поэтому если по общему правилу (ст. 73 УИК РФ) осужденные отбывают наказание в пределах субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, то осужденные к отбыванию части срока наказания в тюрьме направляются по месту нахождения данного учреждения вне зависимости от того, где оно расположено.

     На  основании ч. 2 ст. 58 УК РФ и ч. 7 ст. 74 УИК в тюрьмах содержатся четыре категории осужденных мужчин:

     1) совершивших особо тяжкие преступления, если срок наказания установлен  свыше пяти лет; 

     2) совершивших преступления при особо опасном рецидиве;

     3) переведенных из исправительных  колоний злостных нарушителей  установленного порядка отбывания  наказания; 

     4) оставленных в тюрьме для выполнения  работ по хозяйственному обслуживанию.

     Причем  первые две категории осужденных отбывают в тюрьме только часть общего срока лишения свободы, продолжительность которого определяется судом при вынесении приговора, а затем переводятся в исправительную колонию строгого или особого режима в соответствии с приговором суда.

     Важным  вопросом является определение начала срока пребывания осужденного в  тюрьме и возможность включения  в него времени пребывания осужденного  под стражей. Конституционный Суд  РФ в Постановлении от 27.02.2003 N 1-П хотя и признал соответствующей Конституции ч. 1 ст. 130 УИК РФ, но высказался за включение времени содержания под стражей в срок тюремного заключения, сославшись, однако на утратившее к тому времени силу постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.04.2000 N 14. В действующем в настоящее время постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 разъяснено, что срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму (п. 16). То есть время предварительного содержания под стражей включается в общий срок отбывания лишения свободы, но не входит в ту часть срока, которую осужденный должен отбыть в тюрьме, как это и предусмотрено ч. 1 ст. 130 УИК РФ. В срок пребывания осужденных на строгом режиме включается время содержания осужденных под стражей, если к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

     Следует отметить, что в тюрьмах содержатся осужденные, переведенные из исправительных колоний за нарушение установленного порядка отбывания наказания, тогда как согласно ч. 7 ст. 74 и ст. 78 УИК РФ в тюрьмы могут быть переведены только осужденные, признанные злостными нарушителями. Статью 130 необходимо привести в соответствие со ст. 74 и 78 УИК РФ, поскольку за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться только дисциплинарные взыскания (ст. 115 УИК РФ), но не меры, относящиеся к институту изменения вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ).

     В отличие от исправительных колоний, в тюрьмах устанавливаются не три, а два вида условий отбывания наказания, хотя законодатель называет их не условиями, а режимами - общим и строгим. На строгом режиме содержатся все осужденные, поступившие в тюрьму, а также переведенные из общего режима. Руководствуясь принципом гуманизма, законодатель сделал исключение для инвалидов первой и второй группы, предусмотрев для них только общий режим содержания.

     Хотя  условием перевода осужденных на общий  режим закон называет только формальный признак - пребывание на строгом режиме не менее одного года, окончательное решение принимает специально создаваемая комиссия, которая может учитывать поведение осужденного во время отбывания наказания. То есть при негативном поведении осужденный может находиться на строгом режиме весь срок своего пребывания в тюрьме.

     Осужденные, отбывающие наказание на общем режиме и признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, должны переводиться на строгий режим. Это требование закреплено в законе как императив и не предоставляет администрации возможности усмотрения. Для повторного же перевода на общий режим вновь требуется наличие формального признака и мнение комиссии о целесообразности такого перевода.

 

4. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах

 
 

     Тюрьмы  относятся к пенитенциарным заведениям закрытого типа, в которых осужденные обязаны постоянно находиться в камерах и выходить за их пределы только с ведома администрации. Условия отбывания наказания в тюрьме наиболее суровые по сравнению с другими исправительными учреждениями.

     С учетом того, что в тюрьмы направляются осужденные, представляющие высокую общественную опасность, повышенные требования предъявляются к обеспечению их изоляции. В отличие от исправительных колоний территория тюрьмы огораживается каменной стеной высотой не менее 4,5 м, которая оборудуется инженерно-техническими средствами охраны. Территория тюрьмы разделена на две части - режимную зону и хозяйственный двор. Осужденные, за исключением оставленных в тюрьме для хозяйственного обслуживания, не могут находиться за пределами режимной зоны.

     В тюрьмах осужденные содержатся в  запираемых общих камерах и могут  покидать их только в установленных  законом случаях. Каждая камера оборудуется  индивидуальным спальным местом для  каждого осужденного, столом, скамьями, радиоточкой. Здесь же выгораживается санузел и умывальник. Норма жилой площади на одного осужденного должна составлять не менее 2,5 кв. м. Прием пищи осужденными осуществляется в камерах либо на производстве.

     В необходимых случаях (например, в  целях обеспечения личной безопасности) осужденные могут по мотивированному постановлению начальника тюрьмы, согласованному с прокурором, переводиться в одиночные камеры. В постановлении должна быть указана причина перевода. Такой перевод не является мерой дисциплинарного взыскания и потому продолжительность пребывания осужденного в одиночной камере не регламентируется.

     В тюрьмах предусматривается раздельное содержание осужденных, предусмотренное  ст. 80 и ч. 2 ст. 130 УИК РФ. Кроме того, поскольку тюрьмы одновременно выполняют и функции следственных изоляторов, в них должно быть предусмотрено раздельное размещение содержащихся под стражей в соответствии со ст. 33 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Необходимостью соблюдения требований раздельного содержания обусловлена и особенность проведения проверок осужденных. В тюрьмах они проводятся покамерно.

     В целях обеспечения охраны здоровья осужденных они наделяются правом на прогулку. Прогулки проводятся на открытом воздухе в дневное время и  в специально отведенных для этого  местах - прогулочных дворах. Общим правилом осуществления любой прогулки является требование ее проведения в дневное время на специально оборудованной части территории тюрьмы. Такие территории оборудуются, как правило, на крышах режимных корпусов и называются прогулочными дворами. Они специально оборудованы и технически оснащены, что необходимо для осуществления надзора за осужденными на протяжении всего времени проведения прогулки и обеспечения соблюдения требований закона о проведении прогулки покамерно.

     Прогулка  является правом осужденного, от реализации которого они могут отказаться, за исключением случаев, когда проводится технический осмотр камер. Осужденный не может быть лишен права на прогулку, но она может быть прервана при нарушении им во время прогулки установленного порядка отбывания наказания. Продолжительность прогулки зависит от вида режима, на котором находится осужденный: на общем режиме - полтора часа, на строгом режиме - один час. Она может быть увеличена до двух часов в день на срок до одного месяца в порядке применения меры поощрения.

     Условия отбывания наказания осужденных дифференцируются в зависимости от вида режима, на котором они находятся.

     В соответствии с пунктом 4 статьи 131 УИК РФ осужденным, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается:

     а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере восьмисот рублей;

     б) иметь два краткосрочных  и два длительных свидания в течение года;

     в) получать две посылки  или передачи и две бандероли  в течение года;

     г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора  часа.

     Осужденным, отбывающим наказание на строгом  режиме, разрешается:

     а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шестисот рублей;

     б) иметь два краткосрочных  свидания в течение года;

     в) получать одну посылку  и одну бандероль в течение  года;

     г) пользоваться ежедневной прогулкой  продолжительностью один час.

     Осужденные, отбывающие наказание на общем режиме, вправе расходовать на приобретение продуктов питания и предметов  первой необходимости без ограничений средства, заработанные в период отбывания наказания, а также получаемые ими пенсии и социальные пособия. Иные же средства, находящиеся на их лицевых счетах, они могут расходовать в размере, не превышающем 800 руб. Им разрешается иметь два краткосрочных и два длительных свидания в год и получать две посылки либо передачи и две бандероли в течение года.

     Изоляция  осужденных, содержащихся на строгом  режиме, усиливается. Они вправе расходовать  помимо заработанных средств, получаемых пенсий или социальных пособий, иные средства в размере, составляющем 600 руб. Им разрешается получать только одну посылку и одну бандероль и иметь два краткосрочных свидания в течение года. Передачи и длительные свидания для данной категории осужденных законом не предусмотрены. Им также не разрешается приобретение и хранение чая, кофе.

     Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены  дополнительные правоограничения, а  также ряд особенностей при организации  трудового использования, и обучения осужденных, содержащихся в тюрьмах, проведения с ними воспитательных мероприятий. Так, в связи с невозможностью формирования полноценных классов и отсутствием специально приспособленных помещений для проведения занятий в тюрьмах вместо общеобразовательных школ создаются учебно-консультационные пункты, либо оказывается содействие осужденным, самостоятельно обучающимся по очно-заочной, заочной или дистанционной формам обучения.

     Приобретение  осужденными профессии или специальности, по которой они могут работать как в тюрьме, так и после отбытия наказания организуется индивидуальным или бригадным методом непосредственно на производстве. Поскольку осужденные привлекаются к труду только на территории тюрьмы, здесь при наличии возможности выделяются специально оборудованные камеры. Воспитательная работа с осужденными проводится по камерам, поэтому в тюрьмах не применяются ее массовые формы, предусмотренные ст. 110 УИК РФ.

     В тюрьмах не создаются самодеятельные организации осужденных. Осужденным, содержащимся в тюрьмах, запрещено иметь при себе наручные и карманные часы; им не демонстрируются кино- и видеофильмы, однако разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха; им не предоставляются передвижение без конвоя и выезды за пределы исправительного учреждения.

Информация о работе Исполнение наказания в виде лишения свободы в тюрьмах