Институты амнистии, помилования и судимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание

Эти нормы позволяют улучшить уголовное законодательство, делая его менее репрессивным, и давая больше шансов на реабилитацию лиц, совершивших преступления, с учётом самого преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного, стремления самореабилитироваться. Таким образом институты амнистии, помиловании и судимости, являясь составной частью законодательства правового государства, его плодом, также в свою очередь оказывают на него обратное воздействие, стимулируя его становление не только на бумаге, но и на практике.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1. Амнистия-------------------------------------------------------------------------5

Глава 2. Помилование--------------------------------------------------------------------12

Глава 3. Судимость-----------------------------------------------------------------------22

Заключение---------------------------------------------------------------------------------29

Список литературы-----------------------------------------------------------------------30

Работа состоит из  1 файл

0343104_0538B_amnistiya_pomilovanie_sudimost.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

Но всё же, несмотря на всю угловатость амнистии, её парадоксальность, этот институт является уже с закреплением его в Конституции РФ неотъемлемой частью законодательства нашего государства, своеобразным символом гуманизма нашего общества, в котором личности предоставляются все шансы на благополучную жизнь и развитие и предпринимаются все меры для нерепрессивного регулирования общественных отношений во благо для каждого в отдельности и всего общества в  целом.     
 

 

 

 

Глава 2. Помилование.

Зарождение института  помилования корнями уходит в древние времена. Время его появления в правовой науке является спорным. Есть мнение, что право помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики оно применялась по решению народных комиций и сената, а во время империи это право перешло к императорам. Другие юристы ссылаются на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако, имеются ведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше. Этот случай, имевший место в XX в. до н.э., описан в египетских папирусах, хранящихся в Берлинском музее, под названием «Рассказ Синухе». В эпоху средневековья этот институт нередко использовался феодалами с целью личного обогащения. Позднее помилование широко применялись в отношении осуждённых из привилегированных сословий, что давало возможность оставлять безнаказанными преступления аристократии. Ъ

Что касается развития института помилования  в России, то дореволюционное законодательство пользовалось терминами «помилование»  или «прощение», которые применялись  как к случаям освобождения от наказания как многих осуждённых  (Уголовное уложение 1903 г. употребляло и термин «общий милостивый манифест»), так и отдельных лиц. В ту эпоху помилование относилось к исключительной компетенции царя. Ст. 165 Уложения о наказаниях 1845-85 гг. гласила: «Помилование и прощение виновных лиц ни в коем случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия». В тех исключительных случаях, когда суд считал возможным возбудить перед царём ходатайство о помиловании, эти ходатайства по именному Указу от 25 ноября 1869 г. подлежали докладу царю «не иначе, как через министра юстиции». Необходимо отметить, что в царском законодательстве содержится специальное указание о том, что просьбы о помиловании от осуждённых преступников следует «принимать с самой строгой осмотрительностью и только тогда, когда найдены будут уважительные причины для ходатайства об облегчении их участи». Статья Уголовного Уложения 1903 г., посвящённая помилованию, почти дословно воспроизводит ст.165 Уложения о наказаниях, но звучит несколько мягче: «Помилование и прощение не зависят от суда...» (ст.72 ). Если же суд всё же находил, что он имеет дело с чрезвычайным случаем, «...когда представляются особые уважения к облегчению участи подсудимого...», ему позволялось лишь ходатайствовать перед монархом «о помиловании подсудимого, вовлечённого в преступление несчастным для него стечением обстоятельств» (ст.154 Уложения о наказаниях; ст.775 Устава уголовного судопроизводства). И только монарх мог освободить от суда и наказания. В царской России к изданию актов «милосердия» в отношении своих подданных монархи прибегали обычно по случаю победы или каких-либо торжественных событий в жизни царствующего рода (например, коронации, бракосочетания, рождения наследника и т.д.), а также по случаю религиозных праздников. Правда, всем этим актам был присущ классовый характер, они отражали интересы крепостничества, а затем буржуазно-помещичьего строя. В России ситуация коренным образом изменилась после Октябрьской революции. Суд в соответствии со ст.23 Положения о народном суде РСФСР теперь был «...вправе уменьшить наказание или совсем освободить от него.» Однако в дальнейшем он вновь лишился этого права, в результате чего произошёл возврат к положению, существовавшему до революции. Так, согласно ч.1 ст.52 УК РСФСР редакции 1926 г., если суд по обстоятельствам дела и по социалистическому правосознанию признавал применение наказания нецелесообразным, он выходил с ходатайством о его неприменении к осуждённому в Президиум ВЦИК. Наконец в 1960 г. было вновь восстановлено право суда освобождать от наказания лицо, совершившее преступление, «...если будет признано, что в силу последующего безупречного поведения и честного отношения к труду это лицо ко времени рассмотрения дела в суде не может быть сочтено общественно опасным» (см. ч.2 ст.50 УК РСФСР).9 В Уголовном кодексе РФ 1993 г. институт помилования получил своё определение в главе 13 ст. 85., где он был определён как акт, принимаемый Президентом РФ в отношении индивидуально определённого лица, по которому лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а также с лица, отбывшего наказание, актом о помиловании может быть снята судимость. Важным моментом здесь является то, что помиловано может быть лицо, осуждённое за совершение преступления, т.е. данный акт не может освобождать от уголовной ответственности. «Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания» (ч.3 ст. 50 Конституции РФ).

При сокращении срока наказания  Президент не связан никакими формальными  ограничениями. Что же касается замены назначенного судом наказания, например, лишения свободы более мягким видом наказания, то при этом может быть избрано любое наказание, предусмотренное ст.44 УК.10 

В соответствии с п. «в»  ст.89 Конституции РФ Президент РФ осуществляет помилование. Для осуществления этого института был издан указ Президента РФ от 28.12.2001г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». В соответствии с этим указом на территории субъектов РФ были образованы комиссии по вопросам помилования. В ч.2 Указа определяются их задачи: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для  дальнейшего представления высшему  должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением  на территории субъекта Российской Федерации  указов Президента Российской Федерации  по вопросам помилования, а также  за условиями содержания осужденных;

подготовка предложений о повышении  эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования  осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (ч.3 указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).

Порядок подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании регулируется  «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. №1500)».  В соответствии с ним помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При этом данное положение распространяется и на осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного  высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого (исполненного) наказания; совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании  осужденный уведомляется письменно  высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании  повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Помилование, как и амнистия, является актом доверия к лицу, на которого он распространяется. Лицу даётся шанс на исправление без применения санкций уголовного кодекса, но в то же время от исполнения обязательств по гражданскому иску он не освобождается. Совершение лицом нового преступления будет явствовать о рецидиве и применении к лицу репрессивных мер.

Об институте помилования  высказано множество мнений, как  положительных, так и отрицательных. Беккариа отмечал: «…Если учесть, что милосердие – добродетель законодателя, а не исполнителей закона, то эта добродетель должна и проявляться во всем блеске в кодексе, а не в специальных судебных решениях, чтобы не показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание не обязательное их следствие»11. В пользу помилования высказывается В.Д. Филимонов, который говорит, что уголовное законодательство не может не учитывать, что по общему правилу общественная опасность личности преступника после совершения преступления неизменной не остается: «Под влиянием наказания и иных мер уголовно-правового воздействия она должна постепенно утрачиваться… Это обстоятельство предопределяет закрепление в Уголовном кодексе таких правовых норм, которые предусматривают правила учета… при освобождении от… наказания особенностей личности преступника и связанных с ними обстоятельств совершения преступления»12.

По общему мнению, помилование  должно применяться к наиболее сложным  и нетипичным ситуациям, когда другие институты досрочного освобождения от наказания неприменимы. Как недостаток в объяснении природы рассматриваемого института можно отметить то, что авторы изучают его в основном с позиции юриспруденции, формального права. Однако помилование появилось задолго до его закрепления в формальных нормах права и применялось в исключительных случаях. Изучение практики работы комиссий по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации показывает, что в большинстве случаев ходатайства о помиловании поддерживаются в отношении осужденных, совершение преступлений которых имело особый характер или было вызвано нестандартными обстоятельствами. Так,  в выездном заседании комиссии по вопросам помилования на территории Брянской области было рассмотрено ходатайство осужденного К., 1981 г. рождения, осужденного по ч. 3 ст. 30 п. «з», ч. 2 ст. 105 п. «в», ч. 3 ст. 162 ч., 4 ст. 222 (покушение на умышленное причинение смерти другому человеку, сопряженное с разбоем), ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к восьми годам шести месяцам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

До осуждения К. обучался в 11-м классе средней школы. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации ему снижен срок наказания до 8 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. По п. 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 2172-IIIГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» неотбытый срок наказания указанному осужденному сокращен на 1 год, т.е. до 7 лет 3 месяцев. На момент рассмотрения ходатайства о помиловании К. отбыл 3 года 11 месяцев лишения свободы. За время отбывания наказания имел 4 взыскания, 5 поощрений. В исправительном учреждении был трудоустроен в бане машинистом по стирке и ремонту спецодежды. К работе относился добросовестно, все порученные ему задания выполнял качественно и в срок. Мероприятия воспитательного характера посещал регулярно, реагировал на них правильно. На занятиях по социально-правовой подготовке проявлял активность. Принимал участие в работе самодеятельных организаций осужденных, в секции дисциплины и порядка, был переведен в облегченные условия отбывания наказания. Исходя из изложенного осужденный ничем необычным, что бы явилось бесспорным основанием применения к нему акта о помиловании, не выделялся среди других осужденных (примерное поведение осужденного в исправительном учреждении – это обязанность осужденного). Однако входе заседания вскрылся факт, который был неизвестен ранее (в том числе суду): потерпевший был отчимом К., который в его присутствии в нетрезвом состоянии систематически совершал с его матерью половые акты. К. сильно любил свою мать. И поэтому эмоциональное напряжение, копившееся в нем длительное время, прорвалось в расправе над отчимом. Учитывая молодой возраст и мотив совершенного преступления, комиссия поддержала ходатайство о помиловании, несмотря на значительную часть неотбытого наказания.

 Помилования следует  рассматривать через призму естественных прав человека. Это подтверждается отсутствием в законах – Уголовном кодексе и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) – каких-либо формальных ограничений для его применения. При помиловании учету подлежит не только тяжесть совершенного преступления, но и личность осужденного, которая оценивается значительно шире: не только до совершения преступления и до осуждения, но и в период отбывания наказания. Акт помилования – наивысшая форма (из всех видов досрочного освобождения от наказания) проявления гуманизма к лицу, совершившему преступление и осужденному за него. Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в него природой, и сделать это достоянием всех. «Он исходит из принципа – каждый человек, кем бы он ни был, обладает достоинством, которое следует уважать и защищать… Гуманизм – это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека»13. Поэтому исходя из этой позиции я считаю роль института помилования исключительно важной, способной залатать пробелы уголовного законодательства и восстановить справедливость в отношении лиц, попавших в места лишения свободы по особым обстоятельствам, требующим моральной оценки не в меньшей мере, чем юридической.

Информация о работе Институты амнистии, помилования и судимости