Управление как администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:52, реферат

Описание

Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Содержание

Введение............................................................................................ 2
1. Управление как администрирование...........................................4
2.Общие принципы управления...................................................... 6
Заключение....................................................................................... 12
Список литературы............................................

Работа состоит из  1 файл

Реферат Файоль.docx

— 30.41 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение............................................................................................ 2

1. Управление как администрирование...........................................4

2.Общие  принципы управления...................................................... 6

Заключение.......................................................................................  12

Список  литературы..........................................................................  13

 

                                                     Введение

Разработка  проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Анри  Файоль почти всю свою сознательную жизнь проработал во французской  компании по переработке угля и железной руды, сначала в должности инженера, а затем в главном управлении.

Успех руководимой  им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением  в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил  рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный  объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его  мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

У Файоля администрирование образует лишь одну из шести функций управления и  по степени важности стоит после  пяти других видов деятельности –  технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной.

Файоль  первым отказался от взгляда на управление как “исключительную привилегию”  высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и  их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень  организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и  наоборот. Выпадение одного из таких  элементов ведет к нарушению  всей технологии управления. Тогда  как принципы воплощают субъективный опыт руководителя, поэтому могут  заменятся и дополняться.

Именно  Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в  основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной  теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем  заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации  в целом

                           

 

1. Управление как администрирование

Файоль  намерено употребляет термин «администрирование»  вместо «менеджмент». Дело не только в  том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование»  привычнее французам. Хотя и в  этом содержится известная доля истины. Термин «администрация» в европейские  языки пришел из латыни, на которой  изъяснялись древние римляне, славившиеся  жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных  органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится  к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая  причина заключается в том, что  административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно  более широкой сферой. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие  к его цели, извлекая возможности  из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели - значит, маневрировать на рынке сбыта  продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические  мощности и контролировать оборот капиталов.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

  • техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);
  • коммерческая (закупка, продажа, обмен);
  • финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
  • охранная (охрана собственности и физических лиц);
  • учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
  • административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл  общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали  предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается  в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции  служит лишь образование социального  порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами  и машинами, административная функция  воздействует на персонал».

Файоль  рекомендовал использовать санкции  как основной метод управленческого  воздействия.

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия  административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его  способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается  строгой регламентации. Вместе с  тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

 

2. Общие принципы управления

      Органом и инструментом административной  функции  служат лишь образования  социального порядка. В то время  как прочие функции оперируют  материалом и машинами, административная  функция воздействует только  на персонал.

       Число принципов управления неограниченно.  Всякое правило, всякое административное  средство, укрепляющее социальное  образование или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов.

Файоль  сформулировал 14 принципов управления:

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Результатом его является специализация функций и разделение власти.

Этот  принцип может быть применим как  для сферы производственного, так  и управленческого труда. Хотя выгоды разделения труда общепризнанны и хотя нельзя себе представить, например, возможности прогресса без специального труда ученых и художников, всё же разделение труда имеет свои пределы. Оно эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.) Власть - ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Она немыслима без ответственности, то есть без санкций – награды или кары, - сопровождающей её действия. Необходимость санкций, основанной на чувстве справедливости, подтверждается и усугубляется ещё тем соображением, что – в интересах общего дела – надо поощрять полезные действия и отбивать охоту к вредным.

Мужественное  принятие и сознание ответственности  вызывает  уважение других; это –  род мужества, всюду очень ценимый. Лучшая гарантия против злоупотреблений  властью и послаблений со стороны  крупного начальства – его личные достоинства, и в особенности его высокий моральный облик.

      3.) Дисциплина. Дисциплина – это по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки утверждения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.

        Когда обнаруживается недостаток  дисциплины или когда взаимоотношения  между начальником и подчиненным  оставляют желать лучшего, ни  в коем случае не следует  небрежно ограничиваться сваливанием  вины на дурное состояние отряда; гораздо чаще зло лежит в  бездарности начальников.

        В ряду прочих влияний на  дисциплину надо поставить, наряду  с распорядительностью , соглашения. Важно, чтобы они были ясными и по возможности удовлетворяли обе стороны.

4.) Единство распорядительств. Работник должен получать распоряжения и указания  от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Дуализм распорядительств – вещь недопустимая. Он является вечным источником часто  очень тяжёлых конфликтов, на которые  должны обратить внимание начальники всех уровней.

5.) Единство руководства. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Не следует  смешивать единство руководства  с единством распорядительства.

Единство  руководства обеспечивается хорошей  конституцией социального образования.

6.) Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставится выше интересов предприятия.

 Лицом  к лицу здесь стоят две категории  интересов различного порядка,  но одинаково заслуживающих признания;  необходимо постараться их согласовать.  Это одна из крупных трудностей  управления.

7.) Вознаграждение персонала. Это и есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего.

Форма заработной платы персонала может иметь  значительное влияние на ход дел; стало быть, выбор этой формы есть важный вопрос. Это также и трудный  вопрос, и на практике существует немало различных его решений, ни одно из которых, однако, до сих пор не оказалось  вполне удовлетворительным.

Распространенные  формы заработной платы для рабочих: поденная плата, поурочная и поштучная  плата.

Эти три  формы заработной платы могут  взаимно комбинироваться и давать важные варианты на основе введения премий, участия в прибылях, добавлений натурой, воздания заслуг и т. д.

8.) Централизация. Как и «разделение труда», централизация есть явление естественного порядка; этот порядок  состоит в том, что во всяком животном или социальном организме восприятия сходятся в одном центре – в мозгу или в дирекции – и из мозга или дирекции исходят приказы, приводящие в движение все части организма.

Централизация не является системой управления, хорошей  или плохой сама по себе; она может  быть принята или отвергнута в  зависимости от тенденций руководства  и от обязательств, но в большей  или меньшей степени она существует всегда.

9.) Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей,  начиная с высших и кончая низшими.

Иерархическая колея – это тот путь, по которому, - проходя все ступени – следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей. Этот путь диктуется одновременно необходимостью обеспеченности передачи и единства распорядительности. Но он не всегда самый скорый; иногда он даже губительно длителен в очень крупных предприятиях, вроде государства. Между тем есть много операций, успех которых покоится на быстром исполнении; значит надо уметь совместить уважение к иерархической колее с обязательством быстро доходить до цели.

10.) Порядок. Подразделяется на две формулы порядка: материальная формула порядка и социальная формула порядка.

Для материального  порядка необходимо, чтобы всякому  предмету было отведено определенное место и чтобы всякий предмет находился на отведенном ему месте. Результатом порядка должно быть уменьшение потерь материала и времени. Совершенный порядок немыслим без рассудительного выбора места; видимый порядок является лишь ложным и несовершенным подобием действительного порядка.

Для того чтобы в предприятии господствовал  социальный порядок. Необходимо, согласно определению, чтобы каждому агенту было назначено определенное место  и чтобы каждый агент находился  на назначенном ему месте. При  таком понимании социального  порядка предполагаются решенными  две из наиболее трудных административных операций: хорошая организация и  хороший подбор персонала. Социальный порядок требует точного знания социальных нужд и ресурсов предприятия  и сохранения постоянного равновесия между его нуждами и ресурсами.

11.) Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

Требование  справедливости и равенства –  это такие запросы, с которыми надо очень считаться в обращение  с персоналом. Дабы дать этим запросом возможно большее удовлетворение, не нарушая никаких принципов и  не теряя из виду общего интереса, глава  предприятия часто должен напрягать  все свои лучшие способности. Он должен стремиться укоренить чувство справедливости на всех ступенях иерархии.

Информация о работе Управление как администрирование