Требования к служебному поведению гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, а также определить способы, проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Задачи:
выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм.
разработка мероприятий по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими.
рассмотреть способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе.
определить основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………………….5
1.1 Принципы и требования к служебному поведению государственных служащих…………………………………………………………………………..5
1.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………...10
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ……17
2.1 Понятие конфликта интересов в государственной службе……………….17
2.2 Управление и урегулирование конфликтов интересов в государственной службе……………………………………….19
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО………………………….24
3.1 Разработка политики государственных органов в отношении предотвращения и разрешения конфликта интересов………………………..24
3.2 Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

Поскольку конфликтов огромное множество, то их систематизация пока в должной мере не проведена. Разные авторы дают различное количество их типов, видов, форм. Например, С.С. Фролов выделяет три типа конфликтов: личностные, или психологические; межличностные, или социально-психологические; социальные. Другие авторы считают, что по рангам участников конфликтов их четыре: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Третьи полагают, что все конфликты можно свести к семи типам: мотивационные, коммуникационные, власти и безвластья, внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Несомненно, все типы имеют место в реальной жизни, в практике государственной работы.

Граждан В.Д. в учебнике «Государственная гражданская служба» классифицирует конфликты следующим образом: «Опираясь  на современный уровень конфликтогенной  теории и социальной практики, можно  предложить следующую классификацию  социальных конфликтов, которая будет  включать восемь основных типов, группирующихся дихотомически: конструктивные и деструктивные, внутриличностные и межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, открытые и скрытые».

На гражданской службе в той или иной мере действуют  все перечисленные выше конфликты. Но государственно-важным и специфическим  для служебной деятельности является конфликт интересов, который по преимуществу относится к внутригрупповым (внутриорганизационным) конфликтам.

 

 

2.2 Управление и урегулирование  конфликтов  интересов  в государственной службе

С конфликтом интересов связаны  такие негативные явления, как коррупция, злоупотребления административным ресурсом, служебным положением, недостаточная  прозрачность власти и др. Вместе с  тем неправильно сводить конфликт интересов ни к коррупции, ни к  злоупотреблению административным ресурсом, опасно относиться к этому  явлению как к чему-то, что требует  «искоренения» – сам по себе конфликт интересов - это явление объективное, и с ним надо научиться жить. Таким образом, в отличие от коррупции  и злоупотребления административным ресурсом, конфликт интересов –  это обычная ситуация, необходимо лишь предотвращать негативные последствия  конфликт интересов, предупреждая, либо разрешая его.

Необходимость урегулирования конфликта интересов вызвана  недостаточностью запрета на использование  служебного (должностного) положения  в личных целях (общего или в отношении  конкретных ситуаций или конкретной деятельности - к примеру, государственным  служащим запрещено заниматься предпринимательской  деятельностью).

Согласно ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Важным представляется в данном контексте знание гражданским служащим не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но требований, предъявляемых к служебному поведению.

Законом закреплена необходимость  предотвращения случаев возникновения  у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту  интересов для недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или  Российской Федерации.

Предотвращение возникновения  у гражданского служащего личной заинтересованности, которая может  привести к конфликту интересов, становится обязанностью руководителя. Руководитель обязан при определении  должностных обязанностей, поручений, при поступлении на гражданскую  службу учитывать персональные данные гражданского служащего и сведения о гражданском служащем, связанные  с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с  гражданской службы. Важно то, что  сообщение о личной заинтересованности должно быть сделано гражданским  служащим до того, как его действия привели к возникновению конфликта  интересов.

Обязанностью представителя  нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, способной привести к конфликту  интересов, является предотвращение или  урегулирование конфликта интересов. Представитель нанимателя в этих целях имеет право отстранить гражданского служащего, являющегося  стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему  сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской  службы гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения. Из всех предусмотренных законом оснований для отстранения гражданского служащего только одно - урегулирование конфликта интересов - предусматривает сохранение денежного содержания гражданскому служащему на время отстранения от должности. Тем не менее, «необходимо использовать отстранения от замещаемой должности гражданской службы лишь в крайних случаях, когда другие методы не возымели результата».

В ФЗ «О противодействии  коррупции» от 25 декабря 2008 г. так же говорится:

«Государственный или  муниципальный служащий обязан принимать  меры по недопущению любой возможности  возникновения конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или  служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося  стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся  причиной возникновения конфликта  интересов.

 Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае если государственный  или муниципальный служащий владеет  ценными бумагами, акциями, он обязан в целях предотвращения конфликта  интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Независимо от нюансов  понимания конфликта интересов, суть внимания к нему – это предупреждение и урегулирование конфликта интересов.  Урегулирование конфликта интересов на гражданской государственной службе означает недопустимость ситуаций, в которых должностное лицо может использовать служебное положение в личных целях.

Установление правил урегулирования конфликта интересов, фактически вводит обязательную профилактику использования  служебного положения в личных интересах. Это делает возможной поэтапную, последовательную работу по устранению из повседневной практики органов публичной  власти наиболее опасных ситуаций, способствующих, иногда стимулирующих, а иногда порождающих независимо от целей должностного лица использование  должностных полномочий в своих  личных целях, порождающих коррупцию. В российской действительности пока заложены основы такой профилактики.

Урегулирование конфликта  интересов означает, что государственный  гражданский служащий не может совершать  действия (принимать решения), которые могут повлиять на обстоятельства, в которых у него есть свой интерес и призвано устранить сами ситуации (любые или признанные в определенном порядке реально опасными), в которых возникает возможность использования служебного положения в личных интересах.

Преимущество урегулирования конфликта интересов (по сравнению  с запретами использовать служебное  положение и ответственностью за совершенное злоупотребление служебным  положением) в противодействии использованию  служебного положения в личных интересах, является то, что его применение не требует доказательств: совершения этого деяния; корыстной заинтересованности; извлечения ненадлежащей выгоды. Устранена должна быть сама обнаруженная ситуация, содержащая возможность использования служебного положения в личных интересах. Урегулирование конфликта интересов позволяет устранить не только последствия использования служебного положения в личных интересах, но и причины и условия, позволяющие это делать.

Таким образом, законодательство предусматривает следующие способы  урегулирования конфликтов интересов:

  • сообщение гражданским служащим о личной заинтересованности до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов;
  • изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

3.1 Разработка политики  государственных органов в отношении  предотвращения и разрешения  конфликта  интересов

      Закон не предусматривает каких-либо целенаправленных действий по устранению из жизни государственных органов хотя бы наиболее вызывающих типичных конфликтов интересов. Но разработка политики государственных органов в отношении разрешения конфликтов интересов крайне необходима. В соответствии с выявленными недостатками и проблемами урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе, можно предложить следующие рекомендации по решению данных вопросов.

  1.    Предложения по организации применения законодательства о конфликте интересов вытекающие из закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
    • информирование гражданских служащих и гражданского общества о нормах Закона, в том числе прямого действия;
    • организация применения норм прямого действия;
    • определение существующих типов конфликтов интересов;
    • разработка мер по устранению наиболее одиозных типов конфликтов интересов;
    • организация мониторинга применения норм прямого действия;
    • привлечение институтов гражданского общества к организации исполнения и мониторингу реализации норм прямого действия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
  2. Принять Кодекс служебного поведения государственных гражданских служащих как свод единообразных, одинаковых для любых должностных лиц правил служебного поведения, исполнение которых чиновниками граждане вправе требовать. Кодекс должен содержать конкретный перечень дисциплинарных санкций за нарушение правил служебного поведения, установить, прежде всего, механизмы дисциплинарного воздействия, закрепить обязательные правовые нормы прямого действия. Кодекс также мог бы способствовать изменению социальных установок государственных служащих, смещению их приоритетов реализации личных, корпоративных интересов в сторону реализации государственных интересов.
  3. Рассмотреть целесообразность создания единого органа, координирующего регулирование конфликта интересов у российских государственных служащих с конкретными функциями и широкими полномочиями и определенной ответственностью (в том числе функциями контроля и надзора). Например, Комиссия по урегулированию конфликтов интересов. Как показывает опыт большинства стран, декларирование конфликта интересов и других сведений является наиболее эффективным, если существует единый государственный орган, который осуществляет сбор деклараций, анализ сведений, инициирует расследование в случае необходимости.
  4. Возможное расширение способов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. Технически, конфликт интересов можно регулировать самыми разными способами. Наиболее распространенные способы устранения конфликта интересов в мировой практике:

● Отстранение от отдельных  работ: гражданский служащий избегает или отстраняется от участия в  отдельных работах или ситуациях, в результате которых может возникнуть реальный, потенциальный или кажущийся  конфликт интересов в связи с  выполнением таким гражданским  служащим своих официальных обязанностей и функций.

●Делегирование полномочий: государственный гражданский служащий делегирует другому гражданскому служащему  полномочия на принятие мер или решений  в области, где может возникнуть реальный, потенциальный или кажущийся  конфликт интересов.

●Отставка: в редких случаях  государственный гражданский служащий может принять решение об уходе  с государственного поста в целях  сохранения своих личных интересов  или отказе от частной должности, чтобы остаться на государственном  посту.

●Отказ от личных интересов: гражданский служащий ограничивает свои личные интересы или отказывается от них 

●Повышение прозрачности и тщательный анализ решений: государство  решает «проигнорировать» конфликт, но при этом создает механизмы, обеспечивающие возможность дополнительного изучения решений данного государственного гражданского служащего.

  1. Регулирование системы наказаний. Специалисты, осуществляющие практическую деятельность в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подчеркивают, что «для предотвращения конфликта интересов большое значение имеет неотвратимость, а не строгость наказания». В целом, в мировой практике существуют три вида наказаний: гражданские (штрафы), административные (санкции) и уголовные (лишение свободы). Наиболее распространенные гражданско-административные санкции:

●Предупреждение: устный или  письменный выговор, замечание, порицание, вызов к начальству (как в государственных, так и в частных организациях в Мексике), предоставление рекомендаций (в Австралии).

●Материальное наказание: взыскание  значительного по размеру единовременного  штрафа или существенное ограничение  и сокращение заработной платы и/или  дополнительных выплат: штраф, удержание  заработной платы, сокращение заработной платы, сокращение дополнительных выплат, сокращение пенсии, лишение права  на пенсию. ●Профессиональное наказание: понижение в должности, задержка с продвижением по службе, лишение  звания или перевод на другую работу с переменой места жительства.

●Временное отстранение  от должности: временное увольнение. ●Увольнение: дисквалификация.

Информация о работе Требования к служебному поведению гражданского служащего