Требования к служебному поведению гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, а также определить способы, проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Задачи:
выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм.
разработка мероприятий по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими.
рассмотреть способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе.
определить основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………………….5
1.1 Принципы и требования к служебному поведению государственных служащих…………………………………………………………………………..5
1.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………...10
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ……17
2.1 Понятие конфликта интересов в государственной службе……………….17
2.2 Управление и урегулирование конфликтов интересов в государственной службе……………………………………….19
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО………………………….24
3.1 Разработка политики государственных органов в отношении предотвращения и разрешения конфликта интересов………………………..24
3.2 Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

Рассматривая вопрос о  признаках правовой этики государственных  служащих и других должностных лиц, сходимся во мнении, что она должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества. Приведем некоторые из них: порядочность, независимость от финансового интереса, объективность, ответственность, открытость, самоотверженность, здравый смысл, беспристрастность, чувство долга, справедливость, совесть и так далее.

В некоторых странах существуют и применяются на практике кодексы  поведения государственных служащих и других должностных лиц.

Персональная ответственность  каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких  стандартов этического поведения, которые  от них ожидают граждане России. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к государству в целом.

В целях поддержания и  защиты авторитета государства и  уважения к его служащим со стороны  общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют  его статусу.

Государственные служащие и  другие должностные лица должны соблюдать  общие принципы поведения, которые  применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные  с их служебным положением этические  нормы.

Одна из основных обязанностей государственного служащего и иного  должностного лица - это обязанность  следовать высшим моральным принципам, быть преданным государству и  ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных  лиц, партий, организаций, нести ответственность  за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие и другие должностные лица не должны совершать  действия, которые противоречили  бы этой обязанности.

При исполнении своих обязанностей государственный служащий и иное должностное лицо не должны осуществлять произвол в отношении, каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Осуществляя свою деятельность, государственный служащий и иное должностное лицо должны применять  наиболее эффективные и экономичные  способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и  экономно персоналом и вверенным  ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.

Государственный служащий и  иное должностное лицо обязаны не допускать коррупционных отношений  при исполнении своих должностных  обязанностей, вскрывать случаи коррупции  при их обнаружении.

Если государственному служащему  и иному должностному лицу предлагается не должная выгода, то с целью  обеспечения своей безопасности они обязаны принять следующие  меры:

- отказаться от не должной  выгоды;

- попытаться установить  личность сделавшего такое предложение; 

- избегать длительных  контактов с предполагаемым взяткодателем; 

- в случае если подарок  нельзя ни отклонить, ни возвратить  отправителю, он должен храниться  по возможности с минимальным использованием;

- постараться иметь свидетелей, например, в лице рядом работающих  коллег;

- в кратчайший срок  написать докладную о коррупционной  попытке, предпочтительно занеся  ее в официальный регистрационный  журнал;

- довести как можно  скорее этот факт до сведения  вышестоящего руководства или  прямо до компетентного правоохранительного  органа;

- продолжать работу в  обычном порядке, в особенности  с делом, в связи с которым  была предложена не должная  выгода.

Государственный служащий и  иное должностное лицо не должны допускать, чтобы их частные интересы сталкивались с их публичными должностными обязанностями. На них лежит ответственность  за то, чтобы не допускать таких  конфликтов, какими бы они ни были –  реальными или потенциальными. Во всех случаях из своего официального положения государственный служащий и иное должностное лицо не должны извлекать не причитающуюся им личную выгоду.

 Когда личные интересы  государственного служащего и  иного должностного лица, депутата (члена) парламента вступают в  противоречие с общественными  интересами, каждый несет личную  ответственность за разрешение  возможного конфликта. 

Существенное требование п. 8 ч. 1 статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе»  к служебному поведению гражданского служащего состоит в том, что  он не должен совершать поступки, порочащие  его честь и достоинство. Для  этого он должен соблюдать нормы  служебной, профессиональной этики  и правила делового поведения, всегда вести себя так, чтобы содействовать  созданию хорошей репутации соответствующего государственного органа и укреплять  веру граждан в честность, беспристрастность  гражданского служащего и эффективность  работы представляемого им органа.

С другой стороны, для того чтобы правильно ориентироваться  при выборе того или иного поведенческого действия, гражданский служащий должен быть способен придерживаться общепринятых критериев объективной оценки возникающих  различных жизненных ситуаций, руководствоваться  при этом устоявшимися нравственными  стандартами.

Следует иметь в виду, что нормы морали, которыми руководствуются  гражданские служащие, не могут основываться только на собственном представлении  о нравственности, ибо определяются они и общественными представлениями  о поведении государственных  служащих. Очевидно, что для оценки этического поведения государственного служащего должен применяться более  высокий стандарт, чем для оценки поступков других граждан. Критерии оценки поведения гражданских служащих должны быть более взыскательными, чем обычные устоявшиеся представления  о нравственности.

         Гражданский служащий обязан проявлять корректность в обращении с гражданами. Соблюдение п. 9 ч. 1 статьи Закона представляется весьма важным для гражданского служащего. Однако критериев корректности законодатель не устанавливает. Вместе с тем в аналогичных зарубежных правовых актах имеются подобные нормы, понимание которых не представляет сложности. Так, в Кодексе государственной службы Великобритании установлено, что государственные служащие должны стремиться решать стоящие перед ними вопросы благожелательно, эффективно, своевременно, непредвзято и квалифицированно, а в Законе о федеральных чиновниках ФРГ установлено, что чиновник, в частности, должен иметь необходимые для административного работника черты характера. Таким образом, вполне можно считать, что корректность предполагает вежливое (соблюдение правил приличия), тактичное и толерантное (поведение с чувством меры, с соблюдением такта и выдержки), доброжелательное отношение гражданского служащего не только к гражданам, но и к руководителям, коллегам и подчиненным.

Этика представляет собой  кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным  с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское  истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии.

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной  России обусловлен многими причинами  политического, экономического и социального  характера.

Этические принципы и нормы  в наиболее общей форме выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру  его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Опрос, проведенный среди  государственных служащих Министерства труда и социальной защиты показал, что процесс реформирования государственного правления оказывает глубокое воздействие на характер деятельности государственной службы в целом. В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных служащих были выбраны фундаментальные принципы административной этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность.

По результатам исследования наиболее важным принципом государственные  служащие считают соблюдение законности, это отметили 80 % респондентов, при  этом две трети респондентов –  работников социальной защиты – считают, что важнее соблюдать нормативные  акты и должностные инструкции, а  не законы.

Наряду с законностью  одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся  в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда  не дискриминировать одних путем  предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств  людей и так далее. По данным нашего опроса, 40 % служащих определяют этот принцип  как наиболее важный.

Из положений Федерального закона «О государственной гражданской  службе», предусматривающих обязанность  должностного лица признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  граждан, вытекает этический принцип  гуманизма, конкретизированный в требованиях  уважения к каждому человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности.

Именно поэтому вызывает тревогу тот факт, что больше половины опрашиваемых считают, что принцип  уважения человека и признания его  суверенитета по степени важности стоит  на 4 и 5 местах. Осуществляя служебные  функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным  принципом бескорыстности, независимости  и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это  является непременным условием его  служебной деятельности. Однако, по данным нашего исследования, 50 % респондентов считают наименее важным соблюдение принципа недопущения коррупции и использования служебного положения.

Именно поэтому этическое  требование, запрещающее должностным  лицам принимать подарки и  различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими  служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных  законом ограничений, связанных  с государственной службой.

С принципом моральной  ответственности связаны такие  понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова  и дела. Данные нашего опроса показывают, что лишь 30 % государственных служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Следует отметить, что оцениваемые  принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных  служащих. Они включены в этические  кодексы государственных служащих многих стран. Нарушение принципов  влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности.

Таким образом, необходимость  повышения этического уровня государственных  служащих связана, прежде всего, с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ  НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

2.1 Понятие конфликта интересов в государственной службе

     Термин «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение) – определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.  
       Впервые применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. До тех пор понятие «конфликт интересов» присутствовало лишь в двух российских законах – о некоммерческих организациях и о рынке ценных бумаг.  В старом законодательстве о государственной службе (прежде всего Федеральный  закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации») решение проблемы конфликта интересов (не осознанной как таковой) состояло в системе запретов и ограничений для государственных служащих, которые во многих случаях носили чересчур общий характер, были одновременно и избыточными, и недостаточными, выполнение их с трудом поддавалось контролю. Результатом было массовое и почти неприкрытое нарушение соответствующих норм законодательства. 
      Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сформулировал перечень требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, большое  значение имеет статья 19 закона («Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»), основанная на следующих принципах:  
- обязанность гражданского служащего информировать представителя нанимателя о возникшем или потенциальном конфликте интересов; 
- обязанность представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; 
- рассмотрение проблем, связанных с соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению и с урегулированием конфликта интересов специально созданными в каждом государственном органе комиссиями; 
- участие в работе таких комиссий как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее ¼ от общего числа членов комиссии); 
- единообразие правил деятельности комиссий, положение о которых утверждается Указом Президента Российской Федерации.

Информация о работе Требования к служебному поведению гражданского служащего