Теоретико-правовые основы административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретико-правовые основы административного принуждения;
- определить виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами;
- выявить меры административного принуждения, направленные на отражение опасности нарушения таможенных правил.

Работа состоит из  1 файл

курсовая админ.docx

— 68.44 Кб (Скачать документ)

Привод  может осуществляться также для  официального предостережения, медицинского освидетельствования. Привод пресекает  уклонение лица от выполнения обязанностей явиться в суд, ОВД, медицинское  учреждение; обеспечивает условия для  выполнения процессуальных действий, которые нельзя осуществлять заочно; производится на основании акта, принимаемого судьей, начальником ОВД, иным уполномоченным законом лицом письменно или устно; осуществляется работниками милиции; состоит в препровождении в помещение, в котором производятся процессуальные или иные правоприменительные действия на срок их проведения.

Личный  досмотр осуществляется уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, пограничных войск, военизированной охраны, таможенных и др. органов одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Доступ других лиц в помещение, где производится досмотр, должен быть исключен.

В сентябре 1997 г. ГТК РФ утвердил инструкцию «О порядке личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации». Этот правовой акт детально регулирует фактическое и процессуальное (решение начальника таможенного органа) основания досмотра, его процедуру (где, когда, в чьем присутствии, кто, в каком порядке проводит досмотр).

Досмотр вещей уполномоченными должностными лицами осуществляется, как правило, в присутствии лица (его законных представителей), в собственности или владении которого вещи находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть произведен в отсутствие собственника (владельца), но с участием двух понятых. Статьей 342 ТК РФ предусмотрено, что осмотр товаров, транспортных средств, документов, помещений как самостоятельное процессуальное действие проводится в присутствии понятых.

О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая  запись в протоколе об административном, задержании либо в протоколе об административном нарушении.

Должностные лица изымают у нарушителей предметы (вещи и документы), явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом нарушения (например, холодное, огнестрельное оружие, наркотические вещества). При совершении нарушения, за которое может быть наложено взыскание в виде лишения прав у водителя (судоводителя), изымается удостоверение на право управления транспортным средством.

Процессуальное  изъятие безвозмездно, носит временный  характер, оно продолжается до принятия постановления по делу, в котором  должен быть решен вопрос об изъятых  товарах и иных предметах. Такое  изъятие имеет обеспечительный  характер, так как осуществляется с целью обеспечения и использования  в деле вещественных доказательств, а также обеспечения исполнения постановлений о конфискации, штрафе, взыскании стоимости товаров  и транспортных средств. В ряде нормативных  актов эта мера называется задержанием  имущества.

Изъятые вещи перечисляются и описываются  в протоколах либо в прилагаемых  к ним описях, предъявляются присутствующим лицам, доставляются в официальные  помещения для хранения, оцениваются  в рублях на основании государственных  регулируемых цен, а при их отсутствии – на основании свободных (рыночных) цен.

Арест на имущество может быть наложен, если его невозможно изъять (задержать). Фактически он означает запрещение или ограничение пользования, владения, распоряжения имуществом до принятия постановления по делу с оставлением его в месте, где живет или куда имеет доступ лицо, привлекаемое к ответственности, его законные представители. Арестованное имущество может быть передано на хранение.

По таможенным делам постановление о наложении  ареста может быть вынесено начальником  таможенного органа или лицом, его  заменяющим, по результатам его исполнения должен составляться протокол. По налоговым  делам арест имущества счетов производится должностными лицами налоговой  полиции. Ими арест может быть наложен лишь на то имущество, стоимость  которого необходима и достаточна для  полного погашения недоимки и  других обязательных платежей, а также  расходов по оценке, хранению, транспортировке  и реализации имущества.

За несоблюдение порядка владения, пользования, распоряжения имуществом, на которое наложен арест, виновные могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 125 НК РФ, ст. 447 ТК РФ, ст. 87 Закона «Об исполнительном производстве»).

Транспортные средства могут быть задержаны, если управляющие ими лица не имеют при себе документов на право управления, если они не зарегистрированы, не прошли технического осмотра, имеют неисправности тормозной системы, рулевого управления. Задержание означает запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на охраняемое место. Фактически, это изъятие имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Применение мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.

 

§1. Меры административного принуждения, направленные на отражение опасности нарушения таможенных правил.

 

В целях  уяснения правовой природы и места  мер пресечения презюмируемой и  непосредственной опасности нарушения  таможенных правил в системе мер  административно-правового принуждения рассматриваются указанные меры вне рамок производства по делу об административном правонарушении, подразделяя их на две группы в соответствии с характером опасности. Административно-правовые меры пресечения опасности нарушения таможенных правил осуществляются в связи с совершением правонарушения в области таможенного дела. Правовое пространство их применения не ограничено процессуальными рамками производства по делу об административном правонарушении.

В качестве ординарных мер пресечения презюмируемой опасности, законодательно установленных и применяемых сотрудниками таможни, выступают: приостановление выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав, уничтожение орудий совершения или предметов административного правонарушения, отзывы свидетельств о включении в Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, аннулирование квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям.

В ходе изучения отечественного и зарубежного таможенного  законодательства можно сделать  вывод, что приостановление выпуска  товаров на основании заявления  обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара является административно-принудительной мерой.

Новой мерой  административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, является также и возможность  таможенных органов приостанавливать выпуск товара ex officio (по должности), без заявления правообладателя, вне зависимости от того, включены они правообладателем в Реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенной службой на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности, или нет. В последнее время распространение контрафактной продукции на территории России приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности. По различным оценкам специалистов ежегодные убытки в виде недополученных налоговых платежей в бюджет государства составляют десятки миллиардов долларов. Данная новелла национального законодательства, существенно повышает результативность деятельности таможенных органов по защите авторских и смежных прав и борьбе с контрафактной продукцией. Использование данного эффективного способа позволит таможенным органам лучше сдерживать поток контрафактной продукции, попадающей на российский рынок из сопредельных государств.

Другими ординарными мерами административного  пресечения опасности являются отзывы свидетельств о включении в реестры  лиц таможенной инфраструктуры, а  также аннулирование квалификационного  аттестата специалиста по таможенным операциям.

Разрешительная  функция органов государственного управления является важным направлением административно-правового регулирования  предпринимательской деятельности. Анализ Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» позволяет выделить основания отзыва свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а именно:

– несоблюдение хотя бы одного из условий включения в Реестр (например, необеспечение уплаты таможенных платежей, отсутствие договора страхования риска своей гражданской ответственности и др.);

– несоблюдение установленных обязанностей (неуплата таможенных пошлин, налогов);

– неоднократное привлечение к административной ответственности лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в связи с неисполнением ими своих обязанностей.

Отход от лицензирования деятельности в области  таможенного дела позволил упростить  процедуры получения свидетельств, однако не решил проблему объективности  их отзыва за совершенные правонарушения. В этой связи порядок аннулирования  лицензий в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  выглядит наиболее оптимальным, гарантирует  достижение материальной истины по делу, поскольку решение принимает  судья, а не должностное лицо таможенного  органа.

Анализ нового таможенного законодательства позволяет отметить, что, к сожалению, ТК ТС и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не внесли сколько-нибудь существенных изменений в основания для  отзыва свидетельства или, точнее, исключения из соответствующих реестров и оставили таможенным органам право принудительно  пресекать деятельность в области  таможенного дела.

Обоснована  необходимость установить в ТК ТС и Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» следующие нормы, направленные на совершенствование  разрешительной деятельности таможенных органов:

1) зафиксировать  положение, предусматривающее приостановление  таможенным органом деятельности  в области таможенного дела, а  также деятельности специалиста,  непосредственно осуществляющего  таможенные операции, в случае  выявления неоднократного совершения  административного правонарушения в области таможенного дела или грубого нарушения ими соответствующих требований и условий, на срок до 30 дней;

2) ввести  в указанные нормативные правовые  акты понятие грубого нарушения  таможенных правил лицами, осуществляющими  деятельность в области таможенного  дела, специалистами, непосредственно  осуществляющими таможенные операции. Представляется, что к грубым  нарушениям таможенных правил  следует отнести законодательно  определенные основания отзыва  свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также аннулирования квалификационного аттестата специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции (за исключением неоднократного (повторного) совершения административных правонарушений в области таможенного дела);

3) закрепить  норму, обязывающую лицо, которое  осуществляет деятельность в  области таможенного дела, специалиста,  непосредственно осуществляющего  таможенные операции, уведомлять  в письменной форме таможенный  орган об устранении ими нарушения  требований и условий, повлекшего  за собой приостановление такой  деятельности;

4) установить, что действие свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, квалификационного аттестата специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции, возобновляется таможенным органом со дня, следующего за днем истечения срока приостановления деятельности лица, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения приостановления;

5) определить, что в случае, если в установленный  таможенным органом срок лицо  не устранило нарушение, повлекшее  за собой приостановление деятельности  в области таможенного дела, а  также деятельности специалиста,  непосредственно осуществляющего  таможенные операции, таможенный орган обязан обратиться в суд с заявлением об отзыве свидетельства или аттестата. Принятию решения об обращении в суд с заявлением об отзыве свидетельств в области таможенного дела или квалификационного аттестата специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции, за не являющееся грубым неоднократное (повторное) совершение административных правонарушений в области таможенного дела должно предшествовать предварительное письменное предупреждение виновного лица таможенным органом, выдавшим эти свидетельство или аттестат. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений. Приостановление действия свидетельства или аттестата не может допускаться без предварительного письменного предупреждения виновного лица и без предоставления ему времени для устранения допущенных нарушений. Одновременно с подачей заявления в суд таможенный орган вправе будет приостановить действие свидетельства или аттестата на период до вступления в силу решения суда. Свидетельство или аттестат должны отзываться (аннулироваться) решением суда на основании рассмотрения заявления таможенного органа. При этом решение о приостановлении действия либо об отзыве свидетельства или аннулирования аттестата может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме применения типичных для таможенных органов  как службы, регулирующей внешнеэкономическую  деятельность, мер пресечения презюмируемой  опасности, существуют также экстраординарные меры. Они связаны с пресечением  непосредственной опасности нарушения  таможенных правил. К ним относятся  применение физической силы, специальных  средств, оружия и использование  служебных собак.

Информация о работе Теоретико-правовые основы административного принуждения