Теоретико-правовые основы административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретико-правовые основы административного принуждения;
- определить виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами;
- выявить меры административного принуждения, направленные на отражение опасности нарушения таможенных правил.

Работа состоит из  1 файл

курсовая админ.docx

— 68.44 Кб (Скачать документ)

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.

Предупреждение и административный штраф относятся к категории  так называемых основных наказаний, в то время как конфискация  может устанавливаться и применяться  в качестве как основного, так  и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении  к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.

Штраф, исчисляемый исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда.

Административный штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о  назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма  вносится или перечисляется в  банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный  срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Не является конфискацией изъятие  из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или  предмета административного правонарушения:

1) подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

2) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может  быть назначено только в установленных  законом пределах (наказание в  размере "ниже низшего" предела  санкции невозможно), при этом никто  не может нести ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение.

Назначение административного  наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного  оформления товаров и др.).

 При совершении лицом нескольких  административных правонарушений  наказание назначается за каждое  в отдельности. Вместе с тем,  в отдельных случаях (когда  совершается одно противоправное  действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим. За нарушения таможенных правил таким образом может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация). Примером подобной ситуации может являться заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).

Кодекс об административных правонарушениях  содержит гл.16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил)», в которой 23 статьи. К ним относятся:

1) незаконное перемещение товаров  и (или) транспортных средств  через таможенную границу РФ;

2) недекларирование либо недостоверное  декларирование товаров и (или)  транспортных средств;

3) несоблюдение запретов и (или)  ограничений на ввоз товаров  на                 таможенную территорию Российской  Федерации и (или) вывоз товаров  с таможенной территории Российской  Федерации;

4) недекларирование либо недостоверное  декларирование физическими лицами  иностранной валюты или валюты  Российской Федерации;

5) нарушение режима зоны таможенного  контроля;

6) непринятие мер в случае  аварии или действия непреодолимой  силы;

7) представление недействительных  документов при таможенном оформлении;

8) причаливание к находящимся  под таможенным контролем судну  или другим плавучим средствам;

9) недоставка, выдача (передача) без  разрешения таможенного органа  либо утрата товаров или документов  на них;

10) несоблюдение порядка внутреннего  таможенного транзита или таможенного  режима международного таможенного  транзита;

11) уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств  идентификации;

12) несоблюдение сроков подачи  таможенной декларации или представления  документов и сведений;

13) проведение грузовых и (или)  иных операций без разрешения  таможенного органа;

14) нарушение порядка помещения  товаров на хранение, порядка  их хранения либо порядка совершения  с ними операций;

       15) непредставление в таможенный орган отчетности;

       16) нарушение сроков временного хранения товаров;

17) представление недействительных документов для выпуска товаров                  до подачи таможенной декларации;

18) невывоз либо неосуществление  обратного ввоза товаров и  (или) транспортных средств физическими лицами;

        19) несоблюдение таможенного режима;

 20) незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами;

21) незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств;

        22) нарушение сроков уплаты таможенных платежей;

 23) незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.

В заключении этого параграфа следует  отметить, статья 23.8 КоАП предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:

  1. начальник ФТС, его заместители;
  2. начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
  3. начальники таможен, их заместители;
  4. начальники таможенных постов об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

 

§2. Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые таможенными органами.

 

Главная особенность этой группы мер административного  пресечения в том, что они применяются  с целью обеспечить нормальный ход  производства по делу, носят обеспечительный  характер.

По содержанию принудительного воздействия среди мер процессуального принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр), во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).

Административное  задержание на срок до трех часов может быть произведено, если помимо общей предпосылки – совершение административного нарушения, – имеется одно из следующих дополнительных условий:

1) наличие  серьезных оснований предполагать, что активные противоправные  действия будут продолжаться, что  нарушитель может причинить ущерб  общественным интересам, другим  гражданам, себе;

2) когда  исчерпаны другие меры воздействия,  обеспечения своевременного и  правильного рассмотрения дела  и исполнения постановления по  нему.

Лица, совершившие  мелкое хулиганство, торговлю с рук  в не установленных местах, нарушившие порядок организации митингов и  демонстраций, могут быть задержаны  до рассмотрения дела начальником (заместителем начальника ОВД или судьей). Максимальный срок такого задержания – трое суток.

Лица, нарушившие пограничный режим, режим в пунктах  пропуска через Государственную  границу, режим Государственной  границы Российской Федерации в  случаях, необходимых для выяснения  обстоятельств нарушения, установления личности могут быть задержаны на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в  течение 24 часов с начала задержания. Если нарушитель не имеет документов, удостоверяющих его личность, с санкции  прокурора (судьи) задержание может  быть продлено до 10 суток.

Большое внимание административному задержанию уделяет ТК РФ. В целях пресечения нарушений таможенных правил начальник  таможенного органа или его заместитель  принимает решение о задержании. Срок административного задержания на общих основаниях – до трех часов. Часть 2 ст. 331 ТК РФ разрешает задерживать  на срок до трех суток с письменным сообщением об этом прокурору в течение  суток, а с санкции прокурора  – до 10 суток в. случаях, если:

1) имеются  достаточные данные о перемещении  лицом через таможенную границу  товаров, скрытых в своем теле;

2) лицо  оказывает сопротивление в проведении  личного досмотра;

3) лицо, будучи уличенным в нарушении  таможенных правил, пытается скрыться;

4) лицо  препятствует установлению его  личности.

На практике возможны случаи, когда гражданин  задерживается в административном порядке, а затем по факту правонарушения возбуждается уголовное дело и задержание оформляется как уголовно-процессуальное. Гражданин может быть признан подозреваемым и подвергнут задержанию на основе УПК РФ только в том случае, если возбуждено уголовное дело.

Важно обеспечить законность применения этой меры. С  этой целью КоАП РФ и ТК РФ предусмотрено, что об административном задержании составляется протокол, закреплено право обжалования задержания в вышестоящий орган, прокурору, в суд. «В производстве по делу о нарушении таможенных правил в случае административного задержания физического или должностного лица на срок свыше трех часов может участвовать адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель такого лица», – сказано в ст. 306 ТК РФ, закрепляющей еще одну гарантию законности задержания. Кроме того, действует общее правило: прокурор должен быть уведомлен, если задержание осуществляется более 24 часов, а задержание на срок свыше 72 (48) часов допускается только с санкции прокурора (судьи).

Доставление – необходимая мера, когда нужно пресечь нарушение или когда о деликте обязательно должен быть составлен протокол, но это невозможно сделать на месте, а также когда гражданина необходимо поместить в вытрезвитель. Данная мера имеет много общего с административным задержанием, однако они различаются по ряду признаков.

Во-первых, в отличие от доставления, представляющего  собой принудительное препровождение лица в служебное помещение, под  административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение  свободы действий и передвижения нарушителя, который содержится в  специальном помещении.

Во-вторых, время, необходимое для доставления  нарушителя, четко не определено. В  законодательстве отмечается лишь, что  оно должно быть произведено в  возможно короткий срок (ст. 238 КоАП РФ). Лица, совершившие нарушения, могут быть доставлены в милицию, в помещение военизированной охраны, а также в медвытрезвитель, медицинское учреждение, штаб ДНД. Нахождение в штабе ДНД доставленного туда лица не может длиться более одного часа.

В-третьих, доставление осуществляется более  широким кругом лиц, чем задержание. Это работники милиции, дружинники, представители государственной  и ведомственной лесной охраны, государственного охотничьего надзора, рыбоохраны, военнослужащие внутренних войск, военизированной  охраны, общественные инспектора охраны природы и лесоохраны.

В-четвертых, доставляются не только лица, совершившие  административное нарушение, но и лица, подозреваемые в совершении преступления.

В-пятых, задержание оформляется процессуально  путем составления специального протокола.

Доставление производится до составления протокола  о проступке, на стадии административного  расследования. А привод осуществляется после составления протокола, на стадии рассмотрения дела. Основанием для привода является уклонение лица, привлекаемого к административной ответственности за мелкое хулиганство, мелкое хищение и ряд других правонарушений, от явки по вызову органа внутренних дел или судьи. Решение начальника ОВД, судьи о приводе выполняют работники милиции. Гражданина приводят, и он должен находиться там, где рассматривается дело. Эта мера прекращается после вынесения постановления по делу.

Информация о работе Теоретико-правовые основы административного принуждения