Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание

Цель: изучить технологию воспитательной работы с коллективом класса
Задачи:
Изучить подходы к определению понятия технологии воспитания
Рассмотреть технологию воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
Разработать проект мероприятия в рамках данной технологии

Содержание

Введение
Характеристика подходов к определению понятия технологии воспитания
Общая характеристика понятия «технология»
Понятие педагогической технологии
Классификация педагогических технологий
Определение понятия «технология воспитания», ее структура
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
Воспитательная система класса, ее компоненты
Целевые ориентации технологии
Этапы развития воспитательной системы класса
Метод индивидуальных и групповых перспективных линий
Функции классного руководителя
Содержание и формы организации работы с родителями
Основные формы работы с семьей — групповые и индивидуальные.

Работа состоит из  1 файл

курсовая А.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

 Формы работы классного  руководителя определяются исходя  из педагогической ситуации, сложившейся  в школ! в данном классе, традиционного  опыта воспитания; стене; педагогического воздействия — уровнем развития личности обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, существенно полезный и творческий труд, художественное эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

 Принцип семи «У»  в работе классного руководителя: уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость.

 План классного  руководителя может включать  следующие разделы: 

    1. краткая психолого-педагогическая характеристика класса;
    2. цель и задачи его воспитательной системы;
    3. перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
    4. механизм функционирования и построения воспитательной системы (этапы становления и развития, система образующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление, основные внутренние и внешние связи и отношения членов сообщества);
    5. Корректирующие воспитательные индивидуальные и коллективные воздействия, формирование отношений со сверстниками в коллективе класса.
  1. Классный руководитель осуществляв дифференцированный подход в воспитании, применяя различные формы и методы в зависимости от:
    1. возрастных особенностей детей (ведущие роли классного руководителя меняются от отношений заботы в начальном звене, доверительных дружеских отношений в среднем до отношений «старший товарищ» в старшем звене);
    2. половой принадлежности учащихся.

 

 

    1. Содержание и формы организации работы с родителями

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

 Особенности реализации  воспитательных функций классного  руководителя (школы) и семьи (родителей)  по отношению к детям (Приложения 1).

 Характер взаимодействия  педагогов с семьёй должен  быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

 

    1. Основные формы работы с семьей — групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. Посещение семьи как форма работы с родителями сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой, эта форма работы рассматривается как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Если в своей практике классный руководитель, воспитатель используют эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

    • не приходить без предупреждение;
    • не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
    • не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»);
    • нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
    • не поучайте родителей, а советуйте;
    • желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2008. 192 с.
  2. Духавнева А. Педагогические технологии. 4-ое издание / А. Духавнева, В. Кукушин. М.: Феникс, 2010. 333 с.
  3. Захарова И. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. 6-е издание. М.: Академия, 2010. 192 с.
  4. http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/26118-ponyatie-tehnologiya-v-pedagogike.html
  5. http://i-educator.ru/vopros44

 

Приложения 1

Реализация  воспитательных функций школы и  семьи

Школа, классный руководитель

Семья (родители)

Достижение согласия

раскрывает цель воспитания;

сообщает о функциях школы;

наделяет семью обязанностями;

открывает психологию любви

осмысливает цель воспитания, выражает мнение;

выражает мнение о  продуктивности функций;

соглашается создавать  необходимые условия;

научается искусству  любить детей

Последовательное соотнесение  единых требований к ребёнку в  школьной и семейной сферах его жизнедеятельности)

оповещает о педагогических требованиях;

информирует о ходе развития детей; ознакомляет с воспитательными  замыслами;

предъявляет работу школы

сообщает о проблемах  семейного воспитания;

соглашается содействовать  замыслам;

вносит коррективы в семейное воспитание;

Сопереживание (взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков уважения)

информирует о нуждах школы;

приглашает обсудить проблемы;

просит об обеспечении  ребёнка 

оказывает материальную помощь;

участвует в обсуждении проблем;

обеспечивает ребёнка  необходимыми средствами

Реальные совместные практические действия, содействующие  счастливому развитию ребёнка

информирует семью о  планах работы;

раскрывает сложные  проблемы;

приглашает принять  участие;

сообщает о необходимости  помощи;

организует общее дело 

оценивает влияние школы  на детей;

определяет меру содействия решению их;

откликается на приглашение;

предлагает помощь, выдвигает  предложения;

участвует в общих  делах


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)