Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание

Цель: изучить технологию воспитательной работы с коллективом класса
Задачи:
Изучить подходы к определению понятия технологии воспитания
Рассмотреть технологию воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
Разработать проект мероприятия в рамках данной технологии

Содержание

Введение
Характеристика подходов к определению понятия технологии воспитания
Общая характеристика понятия «технология»
Понятие педагогической технологии
Классификация педагогических технологий
Определение понятия «технология воспитания», ее структура
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
Воспитательная система класса, ее компоненты
Целевые ориентации технологии
Этапы развития воспитательной системы класса
Метод индивидуальных и групповых перспективных линий
Функции классного руководителя
Содержание и формы организации работы с родителями
Основные формы работы с семьей — групповые и индивидуальные.

Работа состоит из  1 файл

курсовая А.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГОУ СПО «Качканарский горно  – промышленный колледж»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Технология воспитательной работы с коллективом класса

(по Е.Н. Степанову)

 

 

Разработал: Мурзаханова

 Алёна 

Рафиковна

 

Специальность 050702 

«Организация

воспитательной 

деятельности»

 

Курс V, группа 50 ОВД

                                 Руководители: Можейко С.Б.

                            

    

 

 

 

Качканар, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

  1. Характеристика подходов к определению понятия технологии воспитания
    1. Общая характеристика понятия «технология»
    2. Понятие педагогической технологии
    3. Классификация педагогических технологий
    4. Определение понятия «технология воспитания», ее структура
  2. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
  3. Воспитательная система класса, ее компоненты
  4. Целевые ориентации технологии
  5. Этапы развития воспитательной системы класса
  6. Метод индивидуальных и групповых перспективных линий
  7. Функции классного руководителя
  8. Содержание и формы организации работы с родителями
  9. Основные формы работы с семьей — групповые и индивидуальные.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы: В современной педагогике существует множество технологий обучения. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология в своей основе содержит определенную педагогическую концепцию. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса.

Педагогический процесс  должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Объект – возможности применения педагогических технологий в воспитательной работе.

Предмет - особенности организации воспитательной работы с младшими школьниками на основе технологии работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову).

Цель: изучить технологию воспитательной работы с коллективом класса

Задачи:

    1. Изучить подходы к определению понятия технологии воспитания
    2. Рассмотреть технологию воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
    3. Разработать проект мероприятия в рамках данной технологии

 

 

 

 

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

 

    1. Общая характеристика понятия «технология»

Технологией обычно называют процесс переработки  исходного материала с целью  получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре она трактуется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Иными словами, в технологии находят отражение методы, применяемые в процессе изменения исходного продукта (например, сырья) с целью придания ему необходимого вида и качества.

Вместе  с тем, используемые методы реализуются  в строго определенной последовательности, что обеспечивает достижение главной цели технологического процесса - получение конкретной продукции. С учетом этого под технологией можно понимать определенную последовательность применения методов в процессе преобразования исходных материалов, позволяющим получить продукт с заданными параметрами. При этом весьма важное значение придается оценке точности достижения установленных характеристик (формы, качества и т.д.) полученного продукта.

Все разработанные и используемые сегодня  человечеством технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное. 

К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.п.) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, детали, узлы и т.п.).

В социальной же технологии исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным изменениям подвергаются его физические, психические или личностные характеристики. Следовательно, социальные технологии более сложны по организации и проведению. Если промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных не допускающих замены или исключения промышленных процессов, то социальные технологии - это специально организованный комплекс используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели.

 

    1. Понятие педагогической технологии

В настоящее время  в педагогический лексикон прочно вошло  понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и  проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для  учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В нашем понимании  педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено тремя аспектами.

  1. Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. Процессуально – описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально – действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в  качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология»  в образовательной практике употребляется  на трех иерархически соподчиненных уровнях:

    1. Общепедагогический (обще – дидактический) уровень: общепедагогическая (обще – дидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
    2. Частно методический (предметный) уровень: частно предметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
    3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической  форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как  синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Понятие педагогической технологии частно предметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.

Технология отличается от методик  своей воспроизводимостью, устойчивостью  результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители).

Смешение технологий и методик приводит к тому, что  иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.

Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод  Шаталова, система Палтышева, и др.). К сожалению, избежать терминологических  неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается.

Из данных определений  следует, что технология в максимальной степени связана с учебным  процессом - деятельностью учителя  и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в  структуру педагогической технологии входят:

    1. концептуальная основа;
    2. содержательная часть обучения:
    • цели обучения - общие и конкретные;
    • содержание учебного материала;
    1. процессуальная часть - технологический процесс:
    • организация учебного процесса;
    • методы и формы учебной деятельности школьников;
    • методы и формы работы учителя;
    • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
    • диагностика учебного процесса.
    1. Классификация педагогических технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

По  сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

Информация о работе Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)