Сущность видов социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………...6
2. СУЩНОСТЬ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………...11
2.1. Государственные пенсии.…………………………………11
2.2. Социальные пособия, как вид социального обеспечения (виды, условия предоставления, способы начисления)…………………………………………………………………………….17
2.3. Coциальные услуги, как вид социального обеспечения………………………………………………………………………….24
2.4. Социальные выплаты и льготы и их недостатки..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПСО doc.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

   Осуществление социального обеспечения возложено  на Министерство труда и социальной защиты населения РФ, республик в  составе РФ и их местные органы. В составе этого Министерства создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политике пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, и другие задачи.

   Назначение  пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.

   Таким образом, социальная политика государства направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

 

      2. Сущность видов социального обеспечения

2.1 Государственные пенсии

     Государственные пенсии занимают важнейшее место  в составе мер по социальной защите населения. На начало 1999 года пенсионным обеспечением было охвачено свыше 38 млн. граждан России, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.

     Пенсионное  обеспечение является одним из видов  обязательного социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении  трудящихся, определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.

     Действующим законодательством установлены  два основных вида назначаемых пенсий – трудовые и социальные.

     Начиная с 2010 года, базовая часть трудовой пенсии по старости в Российской Федерации перешла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера.

     Трудовая  пенсия — ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом

     Если  раньше базовая и страховая части  трудовой пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то теперь страховая часть трудовой пенсии индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов Пенсионного Фонда России в расчете на одного пенсионера.

     Такой подход делает процесс индексации трудовой пенсии более простым и понятным для пенсионеров.

     Фиксированный базовый размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленным после прошедшей 1 декабря 2009 года индексации, и зависит от категории пенсионера и вида пенсии.

     У граждан 1967 года рождения и моложе, а также у всех участников программы государственного софинансирования трудовой пенсии, независимо от возраста, помимо страховой части трудовой пенсии формируется также накопительная часть трудовой пенсии.

     Средства  накопительной части трудовой пенсии учитываются отдельно от страховой части трудовой пенсии.

     По  решению гражданина средства накопительной  части трудовой пенсии передаются в доверительное управление управляющей компании или в негосударственный пенсионный фонд и инвестируются в предусмотренные законом финансовые инструменты, обеспечивающие их сохранность и увеличение в долгосрочной перспективе.

     Трудовая  пенсия (до 2002 года называлась государственной  пенсией) назначается и выплачивается  в соответствии с Федеральным  законом от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

     Виды  трудовых пенсий:

  1. Трудовые пенсии по старости (в том числе досрочные);
  2. Трудовые пенсии по инвалидности;
  3. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

     Право на трудовую пенсию по старости возникает  при достижении определенного возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается. Это такие категории, как:

  1. Проработавшие в особых условиях труда определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 10 лет в зависимости от условий труда и продолжительности специального стажа);
  2. Проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет в зависимости от продолжительности «северного» стажа);
  3. Выполняющие определенную деятельность в течение установленного срока (например, медицинские, педагогические работники) (пенсионный возраст не установлен, пенсия назначается независимо от возраста при условии выработанного необходимого стажа). До 2002 года такие пенсии назывались пенсиями за выслугу лет;
  4. Многодетные матери, родители и опекуны детей-инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет);
  5. Некоторые категории инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 15 лет).

     Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает  в случае установления инвалидности I, II или III группы и при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. Если установлена инвалидность без ограничения способности к трудовой деятельности, права на трудовую пенсию по инвалидности не возникает. Если стажа нет совсем (например, ребенок-инвалид), права на трудовую пенсию нет, в этом случае назначается государственная социальная пенсия.

     Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца  имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

     Источники финансирования трудовых пенсий определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Приложение № 1).

     Трудовая  пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной.

     Трудовая  пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца – из страховой  части.

     В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, ранее называвшийся базовой частью трудовой пенсии.

     Принцип установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии – такой же, как и базовой части трудовой пенсии. Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии равен 2723,41 рублям.

     Доля  страховой части трудовой пенсии, превышающая фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии, зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на финансирование этой части трудовой пенсии.

     За  работающих граждан взносы на страховую  часть трудовой пенсии уплачивает их работодатель. Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно.

     Уплачиваемые  взносы отражаются на лицевом счете  гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему назначается трудовая пенсия, то страховая часть трудовой пенсии рассчитывается на основании  данных его лицевого счета.

     Размер  взносов на страховую часть трудовой пенсии за работающих граждан зависит  от их возраста. В 2010 году тариф взноса на страховую часть трудовой пенсии за лиц 1966 года рождения и старше составляет 20% от их заработной платы.

     За  лиц 1967 года рождения и моложе тариф взноса на страховую часть трудовой пенсии - 14% от их заработной платы.

     С 2011 года тариф взносов на страховую  часть трудовой пенсии составит 26% для лиц 1966 года рождения и старше и 20% для лиц 1967 года рождения и моложе. При этом для расчета этой доли учитываются для граждан 1966 года рождения и старше сумма взносов, равная 16% от их заработной платы, а для граждан 1967 года рождения и моложе – 10%.

     Эти взносы на страховую часть трудовой пенсии включаются в состав расчетного пенсионного капитала, который ежегодно индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Правительством России.

     При назначении трудовой пенсии сумма расчетного пенсионного капитала делится на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии и таким образом определяется страховая часть трудовой пенсии (методика приведена только для трудовой пенсии по старости, для трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца она несколько отличается).

     Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в 2002 году был установлен в размере 12 лет (144 месяца). После этого ожидаемый период выплаты трудовой пенсии ежегодно увеличивается (например, в 2010 году он составляет 16 лет или 192 месяца) до 2013 года. В 2013 году ожидаемый период выплаты трудовой пенсии достигнет 19 лет (228 месяцев) и больше увеличиваться не будет.

     Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд России в рамках действующей системы пенсионного обеспечения стали уплачиваться с 2002 года.

     Приобретенные до этого времени пенсионные права на трудовую пенсию конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей заработок гражданина и его трудовой стаж.

     В настоящее время практически  у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть трудовой пенсии состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.

     Назначенная страховая часть трудовой пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями Правительства России.

     Накопительная часть трудовой пенсии финансируется  из страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, которые гражданин  накопил в течение своей трудовой деятельности.

     Размер  накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в Пенсионный Фонд России на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством.

     При приобретении гражданином пенсионных оснований накопительная часть его трудовой пенсии рассчитывается делением содержимого специальной части пенсионного счета на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии. Этот период установлен в том же размере, что и для страховой части трудовой пенсии.

     Размер  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе составляет 6% от их зарплаты. Для граждан 1966 года рождения и старше такие взносы с 2005 года не уплачиваются.

     В 2002-2004 годах взносы на накопительную  часть трудовой пенсии уплачивались за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе. За это время у них накопилась некоторая сумма на специальной части счета, из которой им также будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии.

     Принципиальное  отличие страховой части трудовой пенсии от накопительной части трудовой пенсии состоит в том, что расчетный пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть трудовой пенсии) индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства.

     Накопительная же часть трудовой пенсии инвестируется  и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.

Информация о работе Сущность видов социального обеспечения