Столыпин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Работа состоит из  1 файл

1 Основные свойства сознания.docx

— 58.31 Кб (Скачать документ)

В общественное сознание входят формы  и методы социального познания, которые  были рассмотрены нами. Методами эмпирического  познания выступают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.п. К теоретическим методам  общественного познания относятся: историческое и логическое, анализ и синтез, гипотеза и аналогия, научная теория и научная утопия. Формы и методы общественного познания отличаются у народной массы, интеллигенции, элиты общества и своим набором, и глубиной усвоения, и умением использования.

Основными познавательными действиями, которые входят в процесс общественного  сознания, являются отражение, воображение, оценка, проектирование, регуляция, уточнение  и т.п.

Отражение - это копирование общественного  бытия в чувственные и мысленные  образы.

Воображение - это способность создавать  новые чувственные и мысленные  образы на основе преобразования полученных в процессе отражения. Воображение делится на произвольное и непроизвольное, воспроизводящее и творческое, конкретное и абстрактное, а также научное, изобретательное, художественное.

Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения  и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, Справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.

Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия  в соответствующем потребностям и интересам общества направлении.

Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.

Основой духовной деятельности и сознания общества являются духовные (познавательные) потребности. Они выступают высшей формой потребностей людей, которые  можно разделить на материальные (жизненные), социальные (экономические, политические), духовные. Все перечисленные  потребности людей выступают  мотивами функционирования и развития общественного сознания в разной степени. В духовных потребностях общественное сознание обособляется от общественного  бытия и начинает свое самостоятельное  функционирование в обществе.

Духовная нужда, духовная потребность, духовное удовлетворение - важнейшие  состояния субъекта: индивида, социальной общности, социального института (семьи, кафедры, предприятия и т.п.), элиты  общества. Духовная потребность - это противоречие между общим представлением о духовной ценности (художественной, научной, моральной, мировоззренческой, идеологической, воспитательной) в сознании субъекта и общественным бытием, развертывающееся в виде эмоций, духовного интереса и программы деятельности, создающей духовную ценность. Духовный интерес, как составная сторона духовной потребности, включает в себя представление о духовной ценности, познание, оценку общественного бытия и сознания. Он является единством эмоционального и рационального.

Общественное сознание имеет три  уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и  индивиду, и социальной группе, и  народу, и человечеству. Говоря об общественной психологии, общественном обыденном  сознании, общественном духовном сознании, мы имеем в виду именно общественное сознание, т.е. сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень. Духовный уровень распадается на четыре ветви - художественную (эстетическую), научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.

Общественная психология - это совокупность чувств, чувственных представлений, настроений, привычек, присущих социальным общностям, классам, людям, из которых  состоит народ данного общества. Общественная психология формируется  под влиянием общественного бытия  и общественного воспитания. Она  характеризуется следующими признаками.

  1. Представляет стихийное осознание (отражение, воображение, оценку) явлений общественного бытия. В общественной психологии не сознается сущность общественного бытия, его закономерности, поэтому оно и предстает в виде чувственных ощущений, восприятий, а не суждений, понятий, умозаключений.
  2. Осознание явления общественного бытия в общественной психологии сопровождается его оценкой с точки зрения общественных потребностей и интересов. Именно оценка придает общественной психологии эмоциональный и побудительный характер.
  3. В силу связанности с психикой общественная психология выступает в таких формах, как чувства, настроения, привычки (традиции и обряды и т.п.), которые непосредственно связаны с практической деятельностью людей, выступают формами ее регуляции.
  4. В классовом и многонациональном обществе общественная психология носит классовый и национальный характер, в ней проявляются специфические потребности и интересы. Это делает общественную психологию (психологию общества) внутренне противоречивой и конфликтной.

Общественное обыденное сознание (обыденное сознание общества) складывается под влиянием общественной психологии и духовного сознания. Обыденное  сознание общества представляет собой  совокупность взглядов (суждений), умозаключений, понятий, соответствующих им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей. В обыденном сознании общества можно выделить обыденное сознание групп, классов, страт, правящей элиты и т.п., которые вместе образуют обыденное сознание народа (общества). Таким образом, субъекты общественной психологии и обыденного сознания одни и те же, но выступают разными своими сторонами. Обыденное сознание общества тоже характеризуется определенными свойствами:

  • возникает из повседневной деятельности людей по удовлетворению своих потребностей так же, как и психология общества, но связано с попыткой самостоятельного осмысления общественного бытия, проникновения в его сущность;
  • напрямую зависит от уровня развития мышления людей, их образования и обучения;
  • в классовом и национальном обществе носит классовый и национальный характер;
  • представляет собой совокупность обыденных индивидуальных сознаний данного общества: семьи, общности, института, народа, страны.

Духовное сознание образует высший уровень сознания общества, субъектом  которого является преимущественно  интеллигенция. Оно представляет собой  процесс духовного производства (производства духовных ценностей), осуществляемый в рамках общественного разделения труда духовными работниками (интеллигентами): церковниками, учеными, инженерами, писателями и т.п.

Духовное сознание есть единство чувственного и логического, эмпирического и  теоретического, отражения и творчества. Но ведущими сторонами в духовном познании являются логическая, теоретическая, творческая. Духовная деятельность отличается своим субъектом, предметом, процессом, способом и результатом. Конечным объектом духовного производства являются эмпирические факты, научные знания (понятия, формулы, гипотезы, теории и т.п.), художественные (живописные, танцевальные, музыкальные, архитектурные и т.п.) произведения, мировоззрение (мифология, религия, философия), а также личность.

Уровни общественного сознания тесно взаимосвязаны, оказывают  серьезное влияние один на другой. Так, влияние общественной психологии и обыденного сознания на духовное сознание осуществляется через потребности  и интересы, впечатления и суждения, которые стихийно возникают у  людей под влиянием общественного  бытия, материальных потребностей и  интересов. Например, к коммунистической идеологии оказались более восприимчивы пролетарии (знающие хорошо жизнь) и  интеллигенты (эту жизнь идеализирующие).

В рамках общественного сознания выделяется несколько форм: техническое сознание, экономическое, политическое, художественное и т.п. Эти формы общественного  сознания включают в себя свой предмет; способ (метод) познания; психический, обыденный, духовный уровень выражения; способ регуляции жизнедеятельности  людей; роль в обществе. Перечисленные  формы общественного сознания являются элементами соответствующих общественных сфер. Например, техническая форма  общественного сознания - производительные силы, экономическая форма общественного  сознания - экономика, политическая форма  общественного сознания - политическая сфера и т.п.


Информация о работе Столыпин